Экскурсии и целевые прогулки в природу. Организация целевых прогулок и экскурсий летом — Методическая копилка — Региональный образовательный портал Псковской области

Консультация на тему: « Технология проведения целевых прогулок и экскурсий в ДОУ»

Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности.

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведённую с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объём задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона.

Экскурсии вне территории ДОУ проводятся с детьми начиная со средней группы.

Задание: Предлагаю вам на примере картотек проследить последовательность тематики по возрастам.

Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной, экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц, целевые прогулки – 1 раз в 2 недели.

    природоведческие (познавательные) экскурсии: в парк, к водоёму.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.

Познавательные экскурсии могут быть

С целью воспитания эстетических чувств (в музей, на выставку);

Ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

    экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, театр, в библиотеку, на стройку).

Их можно проводить эпизодически, в зависимости от программы и возраста детей.

Задание: Предлагаю вам на примере картотек проследить сезонность природоведческих экскурсий

Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию, воспитатель ориентируется на особенности окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Маршрут движения группы должен предусматривать возможно меньшее число пересечений проезжей части и, по возможности, использование только регулируемых переходов. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе - 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

План и маршрут согласовываются с заведующим или старшим воспитателем и зарегистрироваться в журнале по организации прогулок и экскурсий за пределы участка у медработников.

Проинформировать родителей заранее (иногда требуется согласие родителей, если имеются медицинские противопоказания).

Подготовить команду сопровождающих (2 воспитателя и их помощник, не менее 2 родителей или работников детского сада на 25-28 детей средней группы и не менее 3 в старшем дошкольном возрасте). Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).

При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговорить ход экскурсии с ответственным представителем, определить содержание беседы рабочих с детьми.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в природе или на производственном объекте, в общественных местах.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

В системе подготовительной работы может быть проведена подготовительная беседа, с включением словесных заданий, содержащих проблемный вопрос, стимулирующий активное познавательное отношение дошкольников к природным объектам. Например: «Почему деревья не падают?», «Где птицы находят воду?», актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение. При организации природоведческой экскурсии воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Подготовить оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует развитию у них интереса к предстоящей экскурсии.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве приме­ра можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке?» и т.д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спро­сить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям, организовать соревнование "Кто больше заметит вокруг интересного и необычного". Необходимо обращать внимание не только на отдельные природ­ные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «эта­жи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие меж­ду ними, строить логические цепочки связей и зависимостей (моделирование).

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассмотрении объектов следует учитывать, что знания детей будут прочными только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

Дидактические игры , проводимые во время экскурсий, необходимо ориенти­ровать на предоставление дошкольникам возможности проявить ак­тивную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, проведению исследовательской деятельности, что способствует установлению связей между различными явлениями и объектами, совершению детьми «открытий». При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки?», "Узнай дерево по листу", "Следопыты".).

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного эта­па - подведение итогов экскурсионной работы.

Работа после экскурсии.

Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои впечатления, пока­зать отношение к увиденному. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, на­пример, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Как вариант твор­ческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое­мов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросово­го материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет улицы можно использовать в обучении правилам дорожного движения. После каждой экс­курсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе кон­кретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т.д.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям.

При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире.

Жук Лариса Николаевна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР ДС «Солнышко»

Г.Муравленко

Пояснительная записка

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Именно этот фактор позволяет эффективно решать поставленные по оптимизации образовательного процесса. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий), но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города.

Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.

Тематический план экскурсий.

Тема экскурсии

Сроки проведения

«Путешествие по городу»

познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;

сентябрь,

«Магазин».

Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города;

сентябрь

«Аптека».

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города;

«Библиотека».

познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;

Проведение экскурсий

1 этап – осенний цикл (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Воспитатель раскрывает размещение объектов наблюдения, создает проблемные ситуации, использует приемы активизации умственной деятельности (вопросы, использование детского опыта).

Рассказ воспитателя, раскрывающий назначение объектов наблюдения, смысл специальных терминов.

Закрепление полученных представлений. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ детей и различные творческие работы и игры: рисунки, аппликации, развлечения, викторины.

2 этап - весенний цикл (март, апрель, май)

На повторных экскурсиях дети сами могут вести группу по маршруту в сопровождении взрослых. Известно, что дети старшего дошкольного возраста отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, а это является важным условием для формирования навыков самоорганизации познавательной деятельности, развития связной диалогической и монологической речи в процессе проигрывания роли экскурсовода – гида. Дети с удовольствием рассказывают о достопримечательностях родного города.

Примерная структура экскурсий .

1 Предварительная беседа.

2 Ход экскурсии

¨ дорога к объекту

¨ рассматривание внешнего вида объекта

¨ повторение и знакомство с правилами культуры поведения

¨ рассказ воспитателя

¨ проблемные вопросы

¨ подведение итогов

(получение обратной связи от детей- рисунки, рассказы, схемы, дидактические игры и т.д.)

Условия эффективности экскурсий:

¨ учет возрастных особенностей детей;

¨ благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)

¨ непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.

¨ естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «малой родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры города

¨ продвижение от опыта к знанию.

¨ обязательное соблюдение мер безопасности.

Важнейшим условием эффективности экскурсий является понимание их роли родителями для формирования гражданской позиции, нравственного воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.

Наш опыт может быть творчески использован воспитателями детских садов и поможет им разработать новые экскурсии, путешествия с дошкольниками в своем районе.

Экскурсия «Путешествие по городу»

Программное содержание: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город.

Предварительная беседа:

Скажите, пожайлуста вы любите совершать прогулки по улицам нашего города?

¨ Что такое улица? (дома, стоящие в ряд)

¨ Каждая улица имеет свое имя. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер дома – это адрес. Для чего существуют адрес?

¨ Какие улицы нашего города вы знаете? Назовите свой адрес.

С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий города, как ориентиров предстоящей прогулки.

Ход. Сегодня мы с вами будем путешествовать по центральной улице нашего города.

¨ Как называется центральная улица города Муравленко?

По ходу следования к центральной улице города воспитатель обращает внимание детей на названия прилежащих к ней улиц, делает акценты на изменение направления движения. («Сейчас мы идем прямо по улице Пионерской, затем поворачиваем направо и попадаем на улицу Ленина», «Что вы видите справа от нас, слева, впереди и т.д.?»)

На, какие части делится улица?

Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт.

¨ Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?

Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части.

¨ Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.)

¨ Какие деревья посажены на улице?

¨ Как нужно относиться к зеленым насаждениям?

Тротуар – это пешеходная часть улицы.

¨ Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек).

¨ А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток).

Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

¨ На какой свет мы будем переходить дорогу?

¨ Вспомните правила поведения пешеходов на улице?

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для движенья. (С.Михалков.)

На нашем пути встречается много магазинов.

¨ Какие магазины вы видите справа от нас, слева? (Наталка, Золотая орхидея, Визит, Тройка, и др.).

¨ Кто работает в магазине?

Воспитатель обращает внимание детей на территорию рядом с магазинами: озеленение, порядок, наличие урн для мусора.

Заглянем в один из магазинов? Напомните себе правила поведения в общественном месте.

Наше путешествие продолжается.

¨ Что это за учреждение слева от нас? А как вы узнали, что это аптека?

¨ Что мы в ней приобретаем? Зачем нужны в городе аптеки? Кто работает в аптеке? Давайте заглянем туда.

На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.

Беседа после экскурсии.

¨ Какие здания встретились сегодня на нашем пути?

¨ Какие бывают дома?

¨ Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными). Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий?

¨ Давайте подумаем, для чего люди строят здания?

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути следования.

Экскурсия. «Магазин».

Программное содержание: Знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда жителей города; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.

Предварительная беседа.

  • Как называется наш детский сад?
  • Какой адрес нашего детского сада?

Вокруг д/сада расположены разные дома. В каком-то из них живете вы. Есть и другие здания, в которых люди не живут, но они нам всем очень нужны. Такие здания называются общественными.

Какие общественные здания находятся рядом с нашим детским садом? (мечеть, школа, магазины).

  • Для чего нужны такие здания?
  • Как следует вести себя в общественных местах?

Ход экскурсии.

Сегодня цель нашей экскурсии – познакомиться с общественным зданием, куда каждый день приходят люди нашего города. Мы посетим с вами близлежайший магазин. Вы уже знакомы с некоторыми магазинами нашего города, которые располагаются на центральной улице. Давайте вспомним:

¨ Вы часто с родителями ходите в магазины?

¨ Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?

¨ Кто работает в магазине?

¨ Зачем люди строят магазины?

Магазины бывают разные: продуктовые, промтоварные, хозяйственные, овощные.

¨ Какие магазины находятся рядом с нашим детским садом?

¨ Как называется магазин, куда вы с родителями ходите чаще всего?

По ходу следования к объекту наблюдения (магазину) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения.

Остановка: магазин (названный детьми как наиболее известный).

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть здание магазина (цвет, вывеска, двери). Следует обратить особое внимание на порядок возле магазина. Наличие урны для мусора. Зачем?

¨ Кто приводит в порядок территорию возле магазина?

¨ Давайте вспомним правила поведения в общественном месте:

разговаривать тихо, вежливо;

ходить, спокойно, не толкаясь,

соблюдать порядок,

товар смотреть, не трогая руками.

Сегодня в магазине мы не будем ничего покупать. Мы поиграем в игру «Самый внимательный». Правила игры:

1. Внимательно слушать воспитателя.

2.Запомнить все, что увидите.

3. Рассказать о том, что видели и запомнили после того, как мы выйдем из магазина. Вы сами сможете определить самого внимательного ребенка нашей группы.

Рассказ воспитателя (в магазине) .

Это магазин продуктовый, так как в нем продают продукты.

В магазине несколько отделов. В одном продают овощи, соки, фрукты, в другом – конфеты, сахар, печенье, чай, в третьем – молочные продукты, колбасные изделия, рыбную продукцию. В каждом отделе свой продавец. Продавец – это профессия человека, который предлагает нам товар, показывает его, меняет товар на деньги.

Как вы думаете легко работать продавцом? На самом деле есть специальные учебные заведения, где учат работать продавцами: ведь хороший продавец должен знать очень много. Он не просто стоит за прилавком и продает нужную нам вещь – хороший продавец должен знать все о качестве и свойствах того товара, который продает, чтобы дать полезные советы людям, которые хотят купить предлагаемый товар. Продавец должен уметь хорошо считать, чтобы правильно давать сдачу, пользоваться микрокалькулятором, кассой, пробивать чеки.

¨ Как называют людей, которые покупают товар? (Покупателями).

Давайте рассмотрим витрину с набором товара.

¨ Что вы видите на витрине?

Большой выбор разных вкусных и полезных продуктов. Каждый продукт имеет свою цену. Некоторые продукты можно взвешивать, некоторые продаются поштучно.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и больших, в банках разной емкости, в бутылках, брикеты с полуфабрикатами, хлеб: белый, черный, маленький и большой («кирпичиком», круглый, продолговатый).

Просит детей внимательно понаблюдать за покупателями и продавцами: покупатель выбирает нужный продукт, вежливо просит продавца показать и продать необходимое количество товара, продавец выполняет просьбы покупателей, вежливо задает вопросы, помогающие купить нужный продукт в необходимом количестве.

¨ Откуда берутся продукты в магазине? (привозят со склада).

¨ Кто еще кроме продавцов работает в магазине? Что, по вашему, они делают?

Заведующий магазином или директор. Это главный продавец, который отвечает за общий порядок, за культурой обслуживания, следит, чтобы в магазине был большой выбор товаров.

Грузчики, которые подвозят товар со склада, помогают разгрузить продукты, размещают их в подсобных помещениях.

Фасовщики взвешивают и раскладывают товар в пакеты или в сетки в большом или малом количестве.

Уборщицы и дворники, которые следят за чистотой и порядком на территории магазина и близлежащем участке.

Вот как много людей работает в магазине и все они заботятся о нас с вами, чтобы у нас было все, что нужно для жизни.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в магазине, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Магазин», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Экскурсия «Аптека».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города; воспитывать любовь к своему родному городу.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы. Посещение медпункта детского сада. Беседа с медсестрой:

¨ Для чего в детском саду медпункт?

¨ Кто в нем работает?

¨ Какую помощь оказывают детям медицинские работники?

¨ Какие лекарства есть в медпункте детского сада?

¨ Для чего они нужны?

Ход экскурсии.

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним общественным зданием, которое называется аптекой. Что это за здание и почему оно нам необходимо – на эти вопросы мы сможем ответить в ходе экскурсии.

По ходу следования к объекту наблюдения (аптеке) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов, которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения, на здания и предметы окружения (что справа, слева, впереди, сзади). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

При подходе к объекту наблюдения обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, на убранство близлежащей территории.

¨ Что это за учреждение впереди нас? – Аптека.

¨ Как вы узнали, что это аптека?

Прежде, чем зайти в аптеку дети вспоминают правила поведения в общественных местах.

Войдем в аптеку.

¨ Что вы видите внутри помещения? (витрины, продавцов).

¨ Какой товар продается в аптеке? (лекарства).

Значит аптека – это магазин, в котором жители города могут приобрести необходимые для лечения и оздоровления лекарственные средства. А продавцов в аптеках называют фармацевты, это очень ответственная профессия. Фармацевт должен отлично знать, какие лекарства могут помочь людям при разных заболеваниях. Ошибки не допускаются, так как это может повредить здоровью человека.

¨ Давайте посмотрим, какие же лекарственные средства предлагают фармацевты на прилавках аптеки?

В отделах можно приобрести вату, бинты, йод, витамины, травы, кремы, мази, средства гигиены и некоторые лекарства, которые могут помочь людям в экстренных случаях (при головной боли, кашле, общем недомогании).

Внимание детей обращается на разнообразие и упаковку медикаментов: есть таблетки – как они выглядят? А порошки? Микстура? Ампулы?

Есть лекарства, которые отпускаются без рецепта, но есть и такие, которые отпускаются только по рецептам.

¨ Что такое рецепт? Кому и кем он выдается?

Давайте рассмотрим его внимательно. В рецепте указана фамилия больного – значит, не любому, кто захочет купить данное лекарство, а только этому человеку прописывает врач необходимый медикамент. Название лекарства и какие – то цифры указывают на то, как его правильно принимать людям. Каждое лекарство разным людям назначают в разных дозах (кому – две таблетки, кому – одну). Внизу подпись врача и печать. Рецепт – это не просто бумажка, это - документ! Без подписи и печати врача данное лекарство отпускаться не будет.

¨ А зачем здесь касса? Лекарства покупают (обменивают на деньги), значит, как и в магазине, надо заплатить деньги в кассу.

Так что же такое аптека? – Учреждение, где продают и покупают лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.

¨ А аптечка? Вы слышали такое название? Чем отличаются аптека и аптечка?

Нам с вами часто приходится путешествовать. И не всегда на пути можно встретить настоящую аптеку. А в дороге всякое случается: разболится голова или живот, поранились или нечаянно соринка в глаз попала. Как же помочь в таких случаях? Для оказания первой помощи необходимо всегда с собой в длительную дорогу брать набор нужных, самых основных медикаментов. Такой набор лекарств называют аптечкой. В каждой семье обязательно есть своя аптечка - набор необходимых лекарств. В каждой машине, в автобусе, в любом транспорте должна быть аптечка.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в аптеке, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Аптека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Экскурсия «Библиотека».

Программное: содержание: познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание книг, оформление самодельных книжек – малышек из детских рисунков и пояснений к ним.

Рассказ воспитателя: Немного из истории библиотек...

Давным- давно, когда ещё не было бумаги, люди хотели передавать свои знания другим. Информацию – слова и условные знаки записывали на чем придётся: они высекались на камне в виде значков (иероглифов), позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусах – специально подготовленном материале, сделанном из многолетнего растения такого же названия. А в России письменные сообщения писали на пергаменте, на березовой коре, на обработанной тонкой коже. Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки и папирусы и пергаменты. Создавались первые учреждения, где хранились древние рукописи. Позже эти учреждения стали называть библиотеками. Со временем слова стирались, дощечки, береста портились. Тогда люди, научились делать бумагу и печатать книги. Человека, который пишет книги, называют писателем. Писатели писали о том, что видели, слышали. Сочиняли стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле.

¨ Где мы можем увидеть, приобрести или взять во временное пользование книги?

(в магазине купить, в библиотеке)

Библиотеки бывают для взрослых и детей. Есть специальные библиотеки, где собраны книги для слепых, в которых они «читают» книги пальцами.

В нашем городе есть разные библиотеки: семейного чтения, студенческие, школьные и детская. Сегодня мы отправимся в путешествие в библиотеку, которая называется «Детская библиотека». Как вы думаете почему?

По ходу следования к объекту наблюдения (библиотеке) воспитатель обращает внимание детей на названия улиц, номера домов, которые проходят дети, делает акценты на изменение направления движения (повернем направо, налево, пройдем немного вперед, что осталось позади нас). Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

При подходе к объекту наблюдения обращается внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения, на убранство близлежащей территории.

Обращая внимание детей на здание, вывеску, порядок на территории, воспитатель инициирует ответы детей с использованием пространственных предлогов (над, за, перед, около, вокруг, из – за, под и т.д.)

Прежде, чем зайти в библиотеку дети вспоминают правила поведения в общественных местах.

Мы с вами подошли к зданию.

¨ Кто знает, что за здание справа от нас?

¨ Кто был в библиотеке?

¨ Как вы думаете, что там внутри?

¨ Чем отличается библиотека от книжного магазина?

¨ Зачем нам нужны библиотеки?

В библиотеке:

Основные отделы библиотеки.

Работники библиотеки собирают книги в библиотеку, делая специальные заказы в книжные магазины, принимают от населения художественную литературу. Книжный фонд детской библиотеки создается с таким расчетом, чтобы дети – читатели смогли найти ответ на любой интересующий их вопрос:

Как летать с Земли до звезд?

Как поймать лису за хвост?

Как из камня сделать пар?

В детской библиотеке вы найдете книги для любого ребенка: с яркими иллюстрациями для самых маленьких, познавательные пособия для подростков по математике, географии, истории, энциклопедии, словари и замечательную художественную литературу известных русских, советских и зарубежных авторов.

Первая остановка – АБОНЕМЕНТ.

В абонементе на книжных стеллажах и полках, доступных читателям, можно выбрать любую книгу. Книги стоят на полке в определенном порядке, по разделам, которые отделяют литературу разных наук, тем и авторов друг от друга.

Вторая остановка – КАТАЛОГ.

В небольших ящичках собраны карточки. Их ровно столько, сколько книг в библиотеке. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги; ее название; фамилию художника, который делал рисунки и фотографии к данной книге. Здесь же указан город, где была напечатана книга, год издания, количество страниц.

Карточки расположены в строгом порядке, как и книги на полках в соответствие с разделом. Найти нужную книгу вам поможет БИБЛИОТЕКАРЬ.

¨ Давайте подумаем, каким должен быть человек, который работает библиотекарем? (много читать, любить и беречь книги, знать разных авторов – писателей, уметь интересно рассказывать о прочитанном)

¨ Для чего в библиотеке нужен такой работник? (следит за порядком, выдает читателям книги для домашнего чтения, аккуратно ведет учет всех книг в библиотеке)

Остановка – ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ.

В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенных в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую – то информацию из истории нашего города, страны. В читальном зале можно в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы, прочитать редкие книги, которые не выдаются для чтения домой.

ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.

¨ Можно обратиться к работникам библиотеки с любым вопросом, с просьбой помочь выбрать нужную литературу.

¨ Аккуратно обращаться с библиотечными книгами;

¨ Вовремя возвращать книгу в библиотеку, дата и сроки для домашнего чтения указываются библиотекарем в специальной карточке (формуляре читателя и на обложке книги)

¨ Подклеить страницы или корешок книги, если в этом есть необходимость.

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в библиотеке, определяется самый внимательный ребенок группы. Детям предлагается сделать вечером зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Во второй половине дня организуется сюжетно – ролевая игра «Библиотека», в которой закрепляются правила поведения в общественном месте, культурные навыки общения, специальные термины.

Литература

Бондаренко А.К. дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.

Быковский В.А. Есть город на Ямале – Муравленко. – Екатеринбург: Издательство «Екатеринбург», 1999.

Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития.- Калуга: Изд-во «Адель», 1997.

Планы занятий по программе «Развитие» для детского сада. – М.: УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 1999.

Нифонтова С.Н. , Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»», 2010

Программно-методическое пособие «Развитие +» - НОУ «Учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие» 2012.

Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - М., 2000 г.

Ж. Управление ДОУ статья К. Белая, И. Павленко и др. «Интеграция – как инструмент создания новой модели ДОУ» - М., № 4-03 год.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000969 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111163

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период».

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки - походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения.

Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

При подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны одеваться с учетом погоды и сезона. Содержание прогулок-походов, целевых прогулок, экскурсий зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор природного материала.

В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и другие растения. Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой организуются 3-4 целевые прогулки. Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать почему мы их так называем. Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно наблюдать как на ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть книги: «На лугу» Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.

В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые растения: кипрей, иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о ядовитых растениях: вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о растениях леса можно уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса» М.М. Соколова-Микитова. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время.

Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой - экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Экскурсии делятся на природоведческие и сельскохозяйственные. Природоведческая включает вводную беседу, коллективное наблюдение индивидуальные самостоятельные детские исследования и сбор природного материала, игры детей с собранным во время отдыха материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы.

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу , как выращивает растения и животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.

При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности.

Во-первых, предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ.

Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

В-четвертых, одежда и обувь всех участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родного города.

Тягун Наталья Николаевна, воспитатель МБУ №81 детский сад «Медвежонок», г. Тольятти
Описание материала: данный конспект предназначен для детей 5-6 лет (старшая группа). Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно - практической деятельности детей в природе.Обогатить и систематизировать знания детей об осени.

Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа:

Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.
Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.
Заучивание стихов об осени русских поэтов.
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень». И.И.Бродский «Опавшие листья»,С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».

1. Вводная беседа.


Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю.Капустина «Осень»

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.

Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.


Ребенок читает стихотворение М.Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д.
Речевые упражнения.
1. Игра «Скажи красивые слова об осени» (Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову) .
2. Игра «Три листа» (Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом) .
3. Игра «Поймай и раздели» (Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов, деление на слоги слов-названий деревьев).
Загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Одна нога - много рук. (Дерево)


Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки) .
2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету) .
Подвижные игры.
1. Игра «Поймай листок» (Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше) .
2. Игра «Я - кленовый листочек» (Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).
Природоохранный труд.
1. Убрать территорию от мусора.
2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.
3. Собрать для гербария красивые листья.Разучивание стихотворений об осени:
«Осенний клад» И.Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

«Наступила осень...»А.Ерикеев
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Изготовление коллажа «Декоративное панно из осенних листьев»

Младшая группа

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, игровая.

Форма организации детей: групповая.

Интеграция: социально - коммуникативная, познавательная.

Программные цели и задачи:

Образовательная: формировать знания о растениях в осеннее время года.

Воспитательная: воспитывать любовь к живой природе.

Развивающая: развивать представления об огороде и цветах.

Материал: загадки, материал к игре.

Ход экскурсии

Подготовительный этап:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в огород, и посмотрим, все ли убрали и приготовили к зимним морозам. Но чтобы это узнать, нужно быть внимательными и никуда не убегать.

Основной этап:

Вот мы и на месте. Куда мы пришли? Давайте осмотримся. Что мы видим в огороде? (…) Что изменилось с приходом осени? (…) А, что произошло с растениями? (…) Давайте посмотрим на деревья, что с веточками изменилось? А как вы думаете, почему? Как подготовили землю к приходу зимы? Для чего нам нужны овощи с огорода? (…)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева - свеклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород.)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …- (Листопад.)

Почему вы так решили? (…) Что вам помогло отгадать загадку? (…)

А теперь я предлагаю пойти посмотреть наш цветник. Как выглядит он осенью? Что изменилось с приходом осени? (…) А почему? (…) Какие цветы росли в нашем цветнике? (…) Какие виды бывают цветов и какие из зимуют? (…) Почему? (…)

А сейчас я загадаю вам загадки:

Это грядка для цветов -

Для пионов, ноготков.

Этот островок в саду

Поливать сейчас пойду.

(Клумба, цветник.)

Есть такой цветок садовый –

Для меня давно не новый:

Он уже который год

Во дворе у нас растёт.

Ах, прекрасная картина –

Расцветает... (Георгина.)

А теперь давайте поиграем в игру «Здравствуй осень»

1 воспитатель ведущий - осень

2 воспитатель стоит в кругу вместе с детьми

Дети образуют круг, а осень встает в центр круга.

Д (дети): -Здравствуй осень, хорошо что ты пришла. У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

О (осень): - Принесла я вам муки

Д: - Значит, будут пирожки (лепят руками пирожки)

О:- Принесла я гречки

Д: - Каша будет в печке (руками изображаю чугун)

О: - Принесла вам овощей

Д: - И для супа и для щей (мешают суп руками)

О: - Принесла вам меду

Д: - Полную колоду (показывают большой бочонок меда)

Д: - Ты и меду, ты и хлебу, ты и гречки принесла. А хорошую погоду ты с собой не припасла?

О: - А дождику вы рады?

Д: - не хотим, не надо!

О: - Кто под дождик попадет, тот сейчас водить начнет (дети разбегаются)

Игра повторяется 2 – 3 раза.

Заключительный этап:

Вот и подошла наша экскурсия к концу. Ребята, где мы сегодня побывали? Что изменилось с приходом осени?