Жан поль готье дизайнер. Жан-поль готье

Детство и юность Жан-Поля Готье

Жан-Поль Готье появился на свет 24 апреля 1952 года в Аркуэле, пригороде Парижа. Там же прошло его детство. Еще с ранних лет его привлекало всё прекрасное. Шумным мальчишеским играм он предпочитал просмотр кино, откуда и черпал вдохновение на создание своих первых образов. Детские дизайнерские идеи он воплощал в костюмах для плюшевого мишки. Проводя много времени в обществе мамы, тетки и бабушки Жан-Поль изучил все тонкости женской психологии. Прогуливая школьные уроки, мальчик посвящал свое время рисованию и просмотру модных журналов. Родители всячески содействовали самореализации ребенка, а потому поддержали его желание посвятить себя миру моды.

В возрасте 18 лет Готье отослал свои первые серьёзные эскизы именитому Пьеру Кардену и в ответ получил не только высокую похвалу от самого кутюрье, но и приглашение на место его личного ассистента. Такой успех стал для будущего модельера и его родных совершенной неожиданностью, ведь Жан-Поль не имел специального образования. Приглашение, конечно, было принято и юный Жан-Поль отправился в столицу моды. В модном Доме Кардена он оставался всего один год, после чего работал с модельерами Жаном Пату и Анджело Терлацци. Спустя четыре года, в 1974, Готье вернулся в модный Дом Кардена для создания коллекции одежды для Соединенных Штатов. На ее разработку ушел год.

Путь Готье на модный Олимп

В 1976 году Готье заручившись поддержкой школьных друзей Франсиса Менюжа и Дональда Потара открыл собственную фирму. Менюж занял пост директора, на котором оставался до смерти. В 1990 году он умер от СПИДа. Тогда на его пост был назначен второй компаньон Д.Потар.

Уже в работах первой линии Жан-Поля проявилась его индивидуальность, прослеживалась тяга дизайнера к смешению материалов и стилей. Но обстоятельства сложились так, что на первом показе Готье не было ни журналистов, ни знаменитостей – в тот же день состоялся показ более известного модельера. Готье учел свои ошибки и понял, что лучшим средством рекламы является скандал и эпатаж. Последующие показы своих коллекций он устраивал в самых непривычных местах: в музее каруселей, трамвайном депо, бывшей тюрьме. Он также изменил подход к выбору моделей: на его показах на подиуме можно было увидеть не только стройных, но и пышнотелых, низкорослых или престарелых манекенщиц. Такими действиями модельер хотел показать публике, что его одежда актуальна везде и для всех. За подобные эпатажные выходки Готье получил прозвища «хулиган моды» и «еnfant terrible» (несносный ребенок), а его стиль стал известен под названием «мусорный дизайн», ведь свои первые работы модельер создавал из подручных средств – салфеток, батареек, чайных ситечек. Эксперименты со всевозможными материалами по сей день остаются фирменной чертой стиля Готье.

1978 год принес молодому модельеру хорошего спонсора – Готье подписал контракт с японской фирмой «Кашияма», по заказу которой в 1980 году он выпустил коллекцию под названием «Джеймс Бонд». Именно благодаря этой линии одежды Жан-Поля заметили в мире высокой моды.

Прозвище «хулигана моды» окончательно закрепилось за Готье в 1981, после выхода его следующей коллекции «Хай-тек». Зрителей поразила невероятная для Франции дерзость: модели дефилировали в нарядах из мусорных ведер, консервных банок и в аксессуарах из кошачьего корма или коробок.

Следующая коллекция, «Дадаизм» 1983 года выпуска, нашумела в мире моды благодаря некоторой вульгарности нарядов, что принесло Готье славу авангардиста.

В период с 1984 по 1985 года мир увидел еще несколько коллекций Готье. На показе линии одежды «Культурный шок» девушки дефилировали в нижнем белье – корсетах, шиньонах, остроконечных бюстгальтерах, что вызвало волну недовольства критиков. Готье обвинили в нарочном обезображивании женской красоты. В коллекции «Мужчина-объект», рассчитанной на сильный пол, модельер представил публике наряды, состоящие из тельняшек и юбок. В работах этого периода Готье пытался уравнять сильный и слабый пол, а также сломать стереотипный раздел мужского и женского наряда.


За 1986 год у Жан-Поля вышли две коллекции: «Куклы» (вдохновленный образом проститутки дизайнер нарядил моделей в чулки и черное атласное белье) и «Русская коллекция» (ее главным мотивом были надписи на кириллице).

В 1987 году свое сотрудничество Жан-Полю предложила сама Мадонна , что принесло модельеру мировую славу. С тех пор именно Готье работает над образами певицы и шьет ей сценические наряды, среди которых и известный конусообразный бюстгальтер.

В 1989 году Жан-Поль получил несколько заказов на разработку костюмов для кино. Наряды от Готье появились в фильмах «Пятый элемент», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Кика».

В 1993 году выходит первый парфюм марки Готье. В период с 1993 по 1994 представлены три его новых коллекции: «Рабби-шик» (вдохновил образ хасидского раввина), «Тату» (спровоцировала моду на татуаж, пирсинг и этнические украшения) и «Монголы».

В 1995 году свет увидела коллекция «Конец века», посвященная уходящему столетию.

Первая коллекция Готье от кутюр вышла в 1997 году. В 1999 году Готье отважился выставить на продажу 35% акций своей компании, так как для расширения бизнеса ему необходимы были деньги. Акции приобрела компания «Hermès».

С начала нового века Жан-Поль Готье прослыл классиком моды и гением дизайна конца прошлого столетия. В 2007 Жан-Поль был награжден премией Fashion Group International за «слом клише и устранение модных границ». Сегодня Готье создает собственную моду без оглядки на зрителя, в которую вкладывает, помимо изрядной доли авангарда, и необходимую нотку утонченности.

Личная жизнь Жан-Поля Готье

Готье – один из немногих модельеров, которые не сторонятся публичности. Он часто появляется на телеэкране и даже согласился стать ведущим культовой программы «Евротрэш» на МТВ.


Жан-Поль Готье – открытый гомосексуалист. В жизни великого кутюрье была только одна настоящая любовь – его друг, бизнес-партнер и спутник жизни Франсис Менюж. В 1990 году, спустя 15 лет совместной жизни с модельером, Менюж умер от СПИДа. Именно Франсис сумел когда-то убедить Жан-Поля открыть собственную фирму, потому после его кончины модельер намеревался оставить мир моды или, по крайней мере, расформировать свою компанию и работать с другими модными домами. Но дизайнер вовремя осознал, что его спутник жизни не хотел бы такого исхода, потому вернулся к работе. После смерти Франсиса Готье живет один. Модельер регулярно оказывает поддержку организациям по борьбе со СПИДом.

Жан-Поль Готье замечательный художник, создающий утонченные, изысканные модели с легким налетом эпатажа и яркой чувственности. При этом его творчество отличает тонкая самоирония, некоторое хулиганство и артистичность, делающие одежду "от Готье" лишенной буржуазного пафоса. Поэтому его модели так востребованы среди звезд эстрады и кино, а работа его в качестве художника по костюмам невероятно интересна.


Фильм 1. «Falbalas» Жака Беккера. Впечатление детства.

"Я обязан кино тем, что стал модельером", - говорит Жан-Поль Готье. Сильное впечатление на юного Жана-Поля произвел французский фильм 1944 года «Falbalas» (у нас его переводят, как «Дамские тряпки»). "Когда мне было девять или десять лет я впервые увидел «Falbalas» фильм режиссера Жака Беккера с Мишлин Прель.

Действие фильма происходило в ателье Марсель Роша, где снимали Дом мод, в котором работает главный герой. Это открыло целый сказочный мир передо мной. Конечно, были и корсеты моей бабушки, но «Falbalas» был действительно спусковым механизмом. Там невероятно точно описан мир парижских кутюрье. Поэтому, когда я стал работать для Кардена и Пату в 1970 г, я понял, что попал «Falbalas»!»

Интересно, что не только снимали в Доме мод М. Роша, но он был и художником по костюмам в этом фильме.

Марсель Роша

Марсель Роша открыл свой дом в 1924 году. Он дружил с Жаном Кокто и Полем Пуаре, к тому же был влиятельным дизайнером с мировым именем. Его клиентами были звезды Голливуда, такие как Кэрол Ломбард, Марлен Дитрих и другие.

модель М. Роша


Для актрисы Мэй Уэст, Марсель Роша создал черный корсет с осиной талией с кружевами шантильи. Он вообще уделял большое внимание женскому белью. В 40-х годах, когда была популярна тонкая талия он ввел в моду полукорсет, который утягивал талию и имел подвязки для чулок. И назывался он "guepiere" (в переводе с французского "оса").


У нас его имя хорошо известно благодаря духам. Свои первые духи он выпустил в 1944 году в качестве свадебного подарка для жены. Назвал их просто – «Femme» (Женщина). Фирма "Лалик" разработала флакон в виде фрагмента женской фигуры с тонкой талией и округлыми бедрами, говорят, его вдохновила на такой дизайн Мэй Уэст. Количество духов было сильно ограничено, ведь шла война, поэтому на них записывались в очередь.

строптивыми клиентками,


Творчество самого Жана-Поля Готье также отличает некоторый момент преувеличения. Впрочем, на мой взгляд, он делает это достаточно интересно. Позже, судьба дала шанс и самому Готье поработать в качестве художника по костюмам в кино. Из всех дизайнеров, которые предоставляли свои костюмы для съемок, Жан-Поль, на мой взгляд, действительно добавил в фильмы яркие, важные акценты, помог точнее раскрыть характеры персонажей и суть самой картины.

Фильм 2. 1989 г. «ПОВАР, ВОР, ЕГО ЖЕНА И ЕЕ ЛЮБОВНИК»
ПИТЕРА ГРИНУЭЯ. СЕКСУАЛЬНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.

Jean Paul Gaultier, Peter Greenaway - Party 1993, Theatre des Champs Elysees

Это первый фильм Жана-Поля Готье, в котором он выступал в качестве художника по костюмам. Несмотря на жесткий сюжет, фильм очень живописен и невероятно образен. Его называют «шедевром торжествующей живописной зрелищности».

На этом фильме собралась чудесная команда великолепных профессионалов: режиссер – Питер Гринуэй, человек с нестандартным взглядом на мир (кстати, художник по образованию), художник – постановщик Бен ванн Ос (кто не помнит его «Девушку с жемчужной сережкой»?!), мой любимый композитор – Майкл Найман («Пианино», «Контракт рисовальщика» и многое другое). Актеры - Майкл Гейбон (лицо которого, благодаря «Гарри Поттеру» известно теперь всему миру), Хелена Миррен (прекрасная «Королева» Фрирза, актриса с русскими корнями) и Тим Рот (тонкий, прекрасный актер, любимец Тарантино, теперь еще известный любителям сериалов по «Обмани меня»). И костюмы в этом фильме сыграли большую роль.


Девиз фильма «еда, секс и смерть». Стиль Готье, с его сексуально агрессивными платьями, корсетами, узкими юбками, высокими каблуками идеально вписался в эту концепцию.Гринуэй обожает все структуризировать. Так в этом фильме его любовь к порядку обретает образ комбината питания: в кухне готовится еда, в ресторане – съедается, в туалете – выбрасывается. Каждый из этих объектов имеет свой цвет: зеленый, красный и белый. Цвет костюмов героев также меняется в зависимости от того, в каком помещении они находятся. Пока герои идут через кухню, их одежда серо-зеленого оттенка, проходят в зал ресторана – она становится черно - красной, идут в туалет – черно - белой. Причем, сделано это не на компьютере, а сшиты новые костюмы другого цвета.

Ну и финальное, демоническое платье Хелены Миррен точно и образно подчеркивает напряженность сцены. Героиня похожа в нем на диковинную птицу, запутавшуюся в сети.

Самоцитирование.

Аналогичное платье, но другого цвета из коллекции кутюрье

Коллекция 2009 - 2010 и Леди Гага

Фильм 3. 1993 г. «КИКА» П. АЛЬМОДОВАРА.
КРОВАВЫЙ ГЛАМУР

В китчевой картине абсурда «Кика» Готье выступает уже не в качестве художника по костюмам, а только как дизайнер одной звезды – Виктории Абриль. Мне кажется, что этот персонаж по своей эстетике ближе всего дизайнеру, его художественному «я». Других персонажей одевал Джанни Версаче.

П. Альмодовар, Виктория Абриль и Жан-Поль Готье

эскизы костюмов к фильму

кадр из фильма "Кика"

Этот костюм из фильма находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Part of the "Cyberpunk" outfit designed by Jean-Paul Gaultier for Victoria Abril in the 1994 film "Kika" directed by Pedro Almodovar. Victoria Abril"s character, Andrea "Scarface" Caracortada is shown riding her motorcycle around Madrid wearing futuristic combat clothes such as these with electronically controlled lights and elements.

Что же касается платьев для Андреа – ведущей программы "Худшее за день", то режиссер попросил Жан-Поля представить, что она только что стала жертвой катастрофы, но и при этом она должна выглядеть гламурно.

Выбор гаммы этих платьев не случаен. Тут не только прямая ассоциация: красный цвет – кровь, черный – смерть. Здесь и следование испанским традициям с яростным сексуальным темпераментом, кровожадностью корриды, грациозностью фламенко.

В этом кадре подол платья похож на потоки крови, которые заливают экран. Эффектная метафора переданная через костюм. "Ее костюмы отражают характер героини», - говорит Альмодовар. А Готье назвает этот стиль "кровавый гламур".

Волосы извиваются резиновыми проводами,

блестящими красными пластиковыми аппликациями капает на туфли кровь.

"Это отражение эстетики ужаса, мусорного дизайна и пост-панка в моде, а в итоге получилось эстетическое насилие», - сказал Альмодовар. Эти костюмы отлично вписались в стиль фильма, добавив ему некоторую долю визуальной остроты и гротеска.

"Это отражение эстетики ужаса, мусорного дизайна и пост-панка в моде, в итоге получилось эстетическое насилие», - сказал Альмодовар. Эти костюмы отлично вписались в стиль фильма, добавив ему некоторую долю визуальной остроты и гротеска.

Катрин Денев в платье от Готье

Знаменитый костюм Мадонны

Фильм 4. 1995 г. «ГОРОД ПОТЕРЯННЫХ ДЕТЕЙ»
МАРК КАРО, ЖАН-ПЬЕР ЖЕНЕ.
ВПЕРЁД В ПРОШЛОЕ

Глядя на персонажей фильма "Город потерянных детей" испытываешь чувство, словно из старого, пыльного сундука достали волшебный театр. Карлики, великаны, одинаковые человечки, сиамские близнецы, говорящий мозг… и дети, находящиеся по другую сторону от всего этого.

И все они одеты от Готье. "Самый большой талант Жана-Поля Готье состоит в том, что он переносит свое личное видение во вселенную фильма. Да как! ", - сказал о дизайнере Каро, один из режиссеров фильма.

"Мы оба верим в крайность красоты, которую многие люди сочтут странной. Эта же крайность присутствует и на его показах мод".


эскизы костюмов, кадры из фильма "Город потерянных детей"

"Город потерянных детей" - картина очень французская, с особенным национальным колоритом.Готье старался сделать костюмы в стиле первых французских фильмов. «В старых французских фильмах изображение имеет очень большое значение», сказал дизайнер. «Например, в фильмах "L"Argent" («Деньги») Марселя Л"Эрбье и "Les Enfants дю Paradis " («Дети райка») Марселя Карне. Я видел эти фильмы будучи ребенком - моя мама смотрела их по телевизору. Они повлияли на меня и на моё отношение к моде. Фильм «Деньги» - это своего рода «Метрополис». Это все фильмы в стиле Art Deco.

кадр из фильма "Деньги"

Каро сказал, что в картине нет определенного времени. Понятно, что дело происходит не сейчас, но вы и не знаете, когда именно", - рассказывал Готье. "Он сказал мне, чтобы я посмотрел фильмы Чарли Чаплина, например, «Kid » («Малыш»).

Кадр из фильма "Малыш"

Он хотел, чтобы дети выглядели как-то так, в том же духе. По времени – где-то от начала века до 40-х годов".

кадр из фильма "Город потерянных детей"

"Я чувствовал, - продолжал свой рассказ Готье, - что элегантность ушла в прошлое, но думал, что было бы здорово и современно сложить вместе разные эпохи, чтобы получился безвременной период."

Настоящий свитер бретонских моряков, который так популяризирует Готье. В 18 столетии жители Бретани (регион на северо-западе Франции) плавали в Англию продавать лук. Эти торговцы носили такие свитера, которые делали их узнаваемыми издалека. Они были очень плотно связаны необычным способом – не пропускали воду, противостояли ветру и холоду. Этот способ вязания таких свитеров бритонцы хранили в секрете. Поскольку их носили плотно одетыми на тело, то называли "второй кожей моряков".

Сам Жан - Поль в своем "фирменном" джемпере и модели от кутюр из его коллекций

Мне нравится, что мои костюмы в этом фильме являются частью его атмосферы. Они играют решающую роль в кино, но и сделаны они для кино, а не как реклама Жана-Поля Готье".
Видимо, работа с детьми так увлекла Готье, что он спустя годы сделал детскую коллекцию.

1997 «ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» ЛЮК БЕССОН.
УНИСЕКС БУДУЩЕГО

Одна из самых заметных картин Ж.-П. Готье, это, конечно, «Пятый элемент». Он разработал для этого фильма 954 костюма. ""Я хотел самого лучшего дизайнера, а им является Жан-Поль"", - сказал Бессон. «Он чувствует цвет, он знает вкус Нью-Йорка"". Пространство фильма, действие которого происходит в будущем, позволило Готье воплотить в костюмах все свои фантазии. Так, даже для брутального Корбена Далласа, в исполнении Брюса Уиллиса, он придумал костюм с декольте на спине, которое обычно является деталью женских платьев.

Биографии знаменитостей

6211

15.10.15 09:50

Его костюмы носили герои фантастического фильма Бессона «Пятый элемент» и трагикомедии «Повар, вор, его жена и ее любовник», он создавал провокационные наряды для звезды французской сцены Милен Фармер и для поп-королевы Мадонны . В биографии Жана-Поля Готье не все сразу же сложилось гладко, он не получил специального образования, но это ничуть не мешает вдохновению кутюрье.

Биография Жана-Поля Готье

Медведь… в костюме новобрачной

Биография Жана-Поля Готье началась в парижском предместье 24 апреля 1952-го года. За ним присматривала бабушка, которая поощряла маленького внука в его занятиях рисованием, он мог часами листать модные журналы или смотреть ТВ – оттуда, из волшебного мира голубого экрана, он черпал первое свое вдохновение. Мальчик принимался мастерить одежду для игрушек – из подручного материала. Так его медвежонок облачался в футуристические костюмы, а порой «примерял»… свадебный наряд.

В юности он думал, что станет парикмахером или стилистом, но, отважившись переслать свои наброски Кардену, получил приглашение на работу. Стать помощником известного модельера – неплохой старт, но это содружество длилось не очень долго. Поработав на другие модные дома, Жан-Поль вернулся «к истокам» и отправился в Манилу – это было в середине 1970-х. Молодой мастер трудился над линией Пьера Кардена, которая предназначалась для американцев. Спустя год Готье осмелился представить свою коллекцию. Он организовал фирму вместе с несколькими друзьями, но слишком увлекся футуристикой: его наряды из салфеток и бижутерия из подручных материалов не были выдающимися. Хотя и тогда француз смело экспериментировал со стилями.

Инфан терибль

После провала Жан-Поль решил, что по-прежнему не будет следовать «протоптанными дорожками», но для привлечения внимания публики и прессы нужен какой-то громкий скандал. Он решил эпатировать соотечественников, приглашая вместо стройных красавиц-манекенщиц дам с нестандартной фигурой, панков, пожилых людей. Да и сами дефиле проходили в невероятных местах: от ринга до музеев и депо. Его быстро окрестили «хулиганом», а еще называли «l’enfant terrible» (по-русски звучит знакомо: «инфан терибль», «ужасное или слишком избалованное дитя») за «мусорный дизайн» и не очень эстетичных моделей. Он и сам предпочитал «хулиганский» стиль, надевая килты и тельняшки.

Близкие по духу: Мадонна, Фармер, Мэнсон

В конце 1980-х дизайнер нашел родственную душу – певицу Мадонну, которая тоже стремилась к эпатажу и выходила на сцену перед тысячами зрителей чуть не в нижнем белье. Готье внес свой вклад в образ «прекрасной грешницы», именно он создал легендарный бюстгальтер для выступлений звезды с чашками-конусами.

Сотрудничество с наиболее яркими, обожающими провокацию, исполнителями продолжилось. Так, сценические костюмы от Готье предпочитал еще один «инфан терибль», Мэрилин Мэнсон. Позже к армии поклонников кутюрье присоединилась Милен Фармер (мастер изготовил для нее наряды к гастролям 2009-го и 2013-го годов).

Звезды «Евровидения» и готическая невеста

Дважды Жан-Поль Готье каким-то шестым чувством угадал успех участниц «Евровидения», и дважды одетые в его роскошные платья певицы побеждали. Оба раза это были не «простые» девушки. В 1998-м – израильтянка-трансгендер Дана Интернешнл. А в 2014-м – австрийка Кончита Вурст.

Персонажи любимых фильмов

Вы помните невообразимый наряд беспрестанно болтающего героя Криса Такера из «Пятого элемента»?

Это тоже – дело рук «модельера-хулигана», как и все костюмы для ленты. Жан-Поль одевал персонажей кинорежиссеров Питера Гринуэя и Жана-Пьере Жёне, а также Педро Альмодовара.

Всемирная слава

В зрелые годы биография Жана-Поля Готье складывалась более чем успешно. Он вел популярную программу на британском ТВ, дружил со звездами, создавал умопомрачительные коллекции и руководил. Почти 7 лет он был креативным директором Дома моды «Hermès», за это время легендарная французская корпорация стала крупным акционером «Jean Paul Gaultier S.A» (45% акций). Но весной 2010-го года кутюрье ушел с поста директора, чтобы стать президентом своего Дома моды.

С 1993-го года под эгидой бренда выпускается парфюм «от Готье» (этой линией занимается испанская фирма «Puig», еще один акционер компании модельера).

Личная жизнь Жана-Поля Готье

Эта рана никогда не заживет

Кутюрье, как и многие его коллеги, открытый гей. В 1990-м году в личной жизни Жана-Поля Готье произошла трагедия: от осложнений СПИДа умер его любовник Франсис Менуж. Модельер пришел в отчаяние и, как сам признается, был близок к самоубийству. Но он не оставил мир Высокой моды, заявив: «Однажды Франсис явился ко мне и сказал, что я должен продолжать жить…».

Эту рану никто не смог залечить. Единственное, что может сделать Жан-Поль для таких страдающих вирусом иммунодефицита, – переводить деньги на счета фондов борьбы с этим страшным заболеванием.