Формы нравственного воспитания в спорте. Спортивное воспитание, образование, обучение (в узком смысле) Спортивное воспитание как основа формирования культуры личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Спортивное воспитание

1. Проблема определения сущности и специфики спорта

спорт воспитание соревнование соперничество

Спорт - необычайно сложный и многосторонний социальный феномен. Поэтому существуют различные точки зрения на его природу, специфику: «Каждый по-своему понимает такое явление, как спорт, у каждого есть «свое» понятие о спорте, причем эти представления зачастую могут довольно-таки отличаться друг от друга» [Майнберг, 1995, с. 204].

По-разному спорт понимается не только в обыденном сознании, но и в научных публикациях. Приведем для иллюстрации несколько характеристик спорта в энциклопедиях и словарях: английская энци клопедия: «Спорт - универсальная форма рекреации, одно из важнейших средств самоутверждения» ; французская энци клопедия Вебера трактует спорт «как деятельность в свободное время, целью которой является стремление человека к физическому совершенству, участию в состязаниях и подготовке к ним в соответствии с определенными правилами и установками, дающей возможность в дальнейшем стать спортсменом-профессионалом» . В словаре Вебстера спорт определяется как «любая деятельность или опыт, который доставляет удовольствие или отдых. Эта активность в некоторой степени требует сильного физического напряжения и подчиняется ряду правил» . Всемирный энциклопедический словарь: «Спорт - игровое состязание или другое приятное времяпрепровождение, требующее некоторого мастерства и определенной физической тренировки» . Комиссия по терминологии международного бюро документации и информации дает такое определение: спорт - «специфическая соревновательная деятельность, где интенсивно используются формы занятий физическими упражнениями с целью обеспечения человеку или коллективу совершенствования морфофункциональных и психических возможностей, концентрированно отраженных в высоком результате» [Определения., 1971]. В «Манифесте о спорте» под спортом понимается «всякая физическая деятельность, имеющая характер игры и предполагающая борьбу человека с самим собой, с другими людьми или с силами природы» [Манифест о спорте. 1971, с. 11]. Близкие друг другу определения спорта даются в Советском энциклопедическом словаре и в «Толковом словаре спортивных терминов»: «Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений» [Сов. энциклопедический словарь, 1980, с. 1269]; спорт - «составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью» [Толковый словарь. 1993, с. 278]. Понятию «спорт» даются и другие определения [их обзор см. в: Гуджер, 2005; Доклады. 2007; Евстафьев, 1980б, 1985; Материалы Всесоюзного симпозиума. 1974; Столяров, 1984б, 2007д, е, 2010б, 2011б; Meier, 1981].

Трудность решения обсуждаемой проблемы связана уже с тем, что под спортом, как правило, понимается комплекс совершенно различных явлений, в которых казалось бы трудно найти что-то общее. Существуют разнообразные виды и формы спорта: массовый спорт («спорт для всех»), спорт высших достижений, спорт для любителей, спорт для наживы, «народный» спорт, спорт для элиты, школьный спорт, спорт для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), спорт для реабилитации и т.д. В разных регионах и странах спорт имеет свои особенности. Определенные его качества изменяются и в ходе исторического развития. На этом основании делается вывод о том, что «спорт не поддается простому определению, так как включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, часто не имеющих ничего общего. Спорт

Это собирательный термин, и в настоящее время он включает множество несопоставимых между собой форм деятельности» .

Вместе с тем многообразие различных интерпретаций понятия «спорт» дает повод некоторым исследователям [см., например: Fielding, 1976, р. 125; Gallie, 1956, р. 167] относить данное понятие спорта к числу «принципиально дискуссионных» нормативных понятий, т.е. таких понятий, которые якобы вообще не поддаются уточнению. С такой оценкой понятия «спорт», да и вообще с признанием «принципиально дискуссионных» понятий, вряд ли можно согласиться. Автором данной работы сформулированы упомянутые выше логикометодологические принци пы, которые позволяют унифицировать и такого рода понятия. Используем эти принци пы при введении понятия «спорт».

Прежде всего следует отметить, что при всех разногласиях в понимании спорта большинство исследователей (особенно отечественных) к числу наиболее существенных признаков спорта относит соревнование (соперничество).

Вот примеры такого подхода к пониманию спорта: «Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу, внутренне присущи ему» [Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин, Лотоненко, Лубышева, Филимонова, 2013, с. 71]. «Соревнование предопределяет специфику спорта как особой сферы деятельности. сфера спорта - специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (соревновательных проявлений)» [Брянкин, 1983, с. 5, 69]. «Спорт - это прежде всего соревнование. Спорт - соревновательная деятельность» [Визитей, 1986, с. 39]. «Сделать хорошо - значит сделать лучше другого, оказаться первым, показать себя первым. Для доказательства такого превосходства создается специальная сфера, ядром которой является соревнование, организованное соперничество. Эта сфера получила название - спорт» [Красников, 2003, с. 36]. «Характерной особенностью спорта является то, что он не мыслим без соревнований и состязаний. Последние включены в самую его природу, внутренне присущи ему. Он утратил бы свой смысл, если бы не было соревнований» [Кучевский, 1972, с. 5]. «Спорт - .соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью» [Толковый словарь. 1993, с. 278]. «Спорт представляет собой деятельность, базовой (ядерной) сущностью которой являются спортивные соревнования» [Чернов, 1984, с. 20]. «Идея борьбы или продолжительного усилия составляет главную сущность спорта. Эта идея означает непременное стремление сделать больше или лучше того, что уже было сделано другим или самим действующим лицом, иначе говоря: улучшить, сравняться, превзойти или победить, смотря по тому, что является объектом усилия» [Эбер, 1925, с. 9].

С.И. Филимонова в книге «Физическая культура и спорт - пространство, формирующее самореализацию личности», в которой дан обоснованный целостный анализ этой проблемы, затрагивая вопрос о специфике спорта, пишет: «Уникальность положения человека в спорте состоит в том, что это единственная официальная сфера социальной деятельности, которая требует от индивида прежде всего вступить с другим индивидом в соревнование, правила которого оговорены заранее, и стремиться в этом соревновании выиграть». Конечно, отмечает она, межличностные соревнования имеют место и в других социальных сферах - в труде, искусстве, науке, политике и т.д. «Однако исключение состязательного момента из перечисленных выше видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента - соревнования - полностью утрачивает свой смысл и свою специфику» [Филимонова, 2004, с. 206, 207].

Рассматривая состязательность как существенный признак спорта, важно учитывать многообразие форм и видов соперничества. В процессе эволюции общества оно принимает различные исторические формы,

Так, например: в сфере оно выступает как соревнование различных социально - экономических систем, стран, государств, конкуренция производителей, банков, фирм и т.п., «социалистическое соревнование» и т.д.; в сфере образования науке - как соперничество ученых; в техническом творчестве искусстве игровой военной

В связи с этим возникает вопрос о том, что представляет собой спортивное соревнование: какое соперничество следует считать спортивным - любое или какое-то особое , специфическое.

2 . Сп ортивное соревнование как особая разновидность соперничества

Многообразие соревнования (соперничества) связано с тем, что в ходе эволюции общества оно принимает различные исторические формы, а вместе с тем приобретает специфические черты и особенности, выступая как элемент структуры различных социальных систем, сфер общественной жизни (материального производства, экономики, политики, права, образования, науки, искусства, техники, досуга и др.), видов социальной деятельности.

Так, например, в сфере материального производства, экономики и политики соперничество может выступать как соревнование различных социально - экономических систем, стран, государств, конкуренция производителей, банков, фирм и т.п., как «социалистическое соревнование» и т.д.; в сфере образования - как соперничество учеников, а также педагогов и их учеников; в познавательной деятельности и в науке - как соперничество ученых [Хэгстром, 1980], как конкурсы «знатоков» и т.п.; в техническом творчестве - как соперничество за приоритет в тех или иных технических достижениях; в искусстве - как соперничество (конкурсы) музыкантов, певцов, художников и т.д.; в игровой деятельности - как соревновательные игры; в спорте - как спортивные соревнования; в военной сфере - как военные сражения и т.д.

Многообразие форм соперничества прекрасно показал - в основном применительно к античной культуре - Й. Хёйзинга в своей книге «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры» [Хёйзинга, 1992]. Он характеризует такие разнообразные формы соперничества, как спортивное соревнование, военное сражение, судебный процесс как «словесный поединок», средневековые диспуты, формы поэтических и музыкальных состязаний, состязания в изобразительном искусстве, философский диалог и др. Среди них много и весьма необычных - например, «потлач» («спор ради чести»), «завоевание престижа через демонстрацию своего богатства», «древнеарабские турниры чести», «греческие и древнегерманские состязания в хуле», «тяжба мужей», «состязание ради невесты», «эскимосское состязание на барабанах», «состязание в мудрости», «состязание в отгадывании загадок», «состязание в вопросах и ответах на жизнь и на смерть», «космос как борьба» и др. При этом все виды соперничества, все состязания Й. Хёйзинга относит к сфере игровой деятельности: «.на вопрос, правомерно ли подчинять состязание как таковое категории игры, можно положа руку на сердце дать утвердительный ответ» [Хёйзинга, 1992, с. 64].

При выделении разновидностей соперничества следует иметь в виду и разнообразие элементов соревновательного отношения.

Как отмечают Дж. Лой, Б. Макферсон и Дж. Кеньон, элементами «отношения соперничества между людьми, а также другими объектами природы, как одушевленными, так и неодушевленными» могут быть:

Состязание между отдельными людьми, например, бой двух боксеров или бег на 100 м;

Соревнование между отдельными командами, например, хоккейный матч;

Состязание между отдельными людьми или командами с живыми объектами природы, например, бой быков или охота на оленей;

Состязание между человеком или командой с неодушевленными предметами природы, например, преодоление участка с порогами на каноэ или скалолазание;

Борьба отдельного человека или команды с некоторыми стандартными условиями или с идеальным эталоном (например, спортсмен, пытающийся установить новый мировой рекорд в беге на 1500 м; баскетбольная команда, которая пытается забросить в корзину противника рекордное количество мячей; соревнование человека с самим собой - так, в айкидо не допускаются поединки соперников; здесь оценивается уровень демонстрируемой техники при сопоставлении ее с идеальным эталоном).

Возможны и различные комбинации этих соревновательных ситуаций. Например, спортсмен, участвующий в кроссе, может быть одновременно включен в борьбу: как человек против человека, как член команды против команды соперников и как индивидуум или член команды против «идеального» стандарта (при желании побить рекорд кросса в личном или командном зачете) .

Из категории соперничества указанные авторы не исключают также проводимые человеком состязания между животными (например, конные скачки) или между животными и искусственной приманкой в виде животного (например, собачьи бега за «зайцем») . Основанием для этого, по их мнению, является положение П. Вайса о том, что «когда животные или машины состязаются в скорости, скорость становится косвенным доказательством высоких качеств человека как тренера, дрессировщика, наездника, водителя и т.д., т.е. главным образом подчеркивает превосходство человека и его умение управлять, а также выдвигать определенные суждения, стратегию и тактику» [цит. по: Loy, McPherson, Kenyon, 1978, р. 24].

Г.Я. Головных предлагает различать два вида соперничества: «агонисти - ку» - «соперничество в качестве игры» и «конкуренцию» - состязание, соперничество, которое ориентировано исключительно на практический успех. «Если на стороне агонистики свобода, то на стороне конкуренции - необходимость, выживание, стремление к успеху в утилитарной, практической сфере жизни» [Головных, 1998, с. 51].

Наличие правил или их отсутствие;

Направленность соревнований (гуманные или антигуманные);

Предмет соперничества (например, соревнования, в которых сравниваются и демонстрируются двигательные, физические возможности человека, отличаются от соревнований в интеллекте, памяти, внимании и других психических способностях);

Мотивы участия в соревновании (достижение победы, общение и т.д.);

Продолжительность соревнований;

Включенность соревнования в разные виды деятельности (оно может быть элементом: трудовой, производственной, экономической деятельности - например, конкуренция фирм, банков; учебной деятельности - соревнования в учебе; познавательной и научно-исследовательской деятельности - например, конкурсы ученых; художественной деятельности - конкурс танцоров, музыкантов и т.п.; военной деятельности - военные сражения и т.д.);

Место соревновательной деятельности в той или иной общественной системе (например, в условиях социализма или капитализма) и др. [см.: Брянкин, 1983; Визитей, 1986; Красников, 1989, 2003, 2007; Куторжевский, Смирнов

В.А., 1974; Надирашвили, 1976; Социалистическое соревнование. 1978; Социально-психологические. 1977; Хэгстром, 1980; Чернов, 1984; Loy, McPherson, Kenyon, 1978].

В связи с многообразием форм (разновидностей) соревнования возникает вопрос о том, какое из них следует считать спортивным - любое или только особое , специфическое. Данный вопрос является одним из наиболее дискуссионных при характеристике спорта.

Многие исследователи не делают попытки отграничить спортивное соревнование - соперничество, присущее спорту, - от каких-то других соревнований, т.е. фактически любое соревнование рассматривают как спортивное. Вот примеры такого подхода: «Спорт - соревновательная деятельность» [Визитей, 1986, с. 39]; Спорт - «любой вид состязания, выявляющий психофизические и интеллектуальные возможности индивидуума» [Ермак, 1999, с. 17]. «Основным стержнем в спорте - состязании всех видов, - является, как и в искусстве, игра» [Устиненко, 1989, с. 160].

В терминологическом плане возможен вариант, при котором термин «спортивное соревнование» применяется для обозначения любого соревнования. Но такой вариант вряд ли целесообразен, поскольку противоречит сложившейся языковой практике и приводит к существенным трудностям. При его последовательной реализации придется причислить к спорту не только футбол, волейбол и другие аналогичные соревнования, которые традиционно рассматриваются как спортивные, но и такие (например, производственные соревнования, конкуренцию и даже военные сражения и уличные драки), которые никогда не относились к числу «спортивных».

Поэтому при определении сущностных и специфических характеристик спорта важно решить вопрос о том, какие именно соревнования являются спортивными, какими основными чертами спортивное соревнование отличается от других соревнований.

По данному вопросу высказываются различные точки зрения.

Одну из них высказывает Н.Н. Визитей. Отходя от собственной позици и отождествления спорта с любым соперничеством, иногда он пытается выяснить особенность тех соревнований, которое присущи спорту. К числу таких особенностей спортивного соревнования прежде всего он относит то, что «это официальное, систематически возобновляющееся (повторяющееся), организованное в соответствии с принципом «честного соперничества», соревнование». Однако, как отмечает сам Н.Н. Визитей, этих признаков недостаточно для отличения спортивного соревнования от других, так, «нетрудно привести примеры ряда официальных, регулярно проводимых соревнований, которые к спортивным видам деятельности не относятся» (например, «художественные конкурсные соревнования, а также состязания трудовые, производственные») [Визитей, 2006, с. 52]. К этому следует добавить, что и указываемый им признак спортивного соревнования - «честное соперничество» вряд ли является его существенным и специфическим качеством. Если термин «честное» понимать как соперничество в соответствии с правилами, то такой его характер в полной мере относится и ко многим другим соревнованиям, в том числе художественным конкурсам, трудовым соревнованиям и т.д. Если же этот термин понимать как соперничество в соответствии с нормами нравственности, то такая особенность соперничества также присуща многим другим (в том числе указанным выше) соревнованиям, а самое главное, вряд ли свойственна многим спортивным соревнованиям (особенно в спорте высших достижений и профессиональном спорте).

Пытаясь решить эту проблему, Н.Н. Визитей в одной из своих ранних работ основное существенное качество спортивного соревнования усматривает в следующем: «Характерной чертой спортивной деятельности является то, что соревновательная борьба в ней представлена в наиболее чистом виде». Он так разъясняет это не совсем понятное утверждение: «Спорт не может существовать без соревнования, и если спортивную деятельность лиши ть (в нашем воображении) соревновательного характера, то перед нами останется не полноценная человеческая деятельность, а бессмыслица (у футбольной команды или боксера «отняли» соперника) или просто некоторое движение как таковое, как физиологический в конечном счете акт». Именно этим, по его мнению, спортивные соревнования отличаются «от любого иного официального соревнования», «например, от конкурсных соревнований в сфере исполнительской художественной деятельности или от производственного социалистического соревнования: и здесь, и там устранение соревновательной ситуации всегда оставляет нам полноценную социальную деятельность (производственный труд, исполнительское творчество), которая вполне может существовать и часто существует без каких-либо официально организуемых соревнований» [Визитей,

1979, с. 33, 34, 39]. Тот же аргумент Н.Н. Визитей повторяет и в более поздних работах: «Лишение спорта официального соревновательного момента полностью подрывает, по сути, возможность данному процессу (данному случаю человеческой активности) выступить в качестве какой бы то ни было полно - ценной социальной деятельности или во всяком случае предельно ослабляет такого рода его способность. Чаще всего перед нами в таких обстоятельствах остаются просто бессмысленные действия. Спорт в силу сказанного можно определить как «чисто соревновательную» деятельность, или как самую соревновательную деятельность из всех официально организуемых, регулярно повторяющихся соревнований» [Визитей, 2006, с. 53-54, 62; 2009, с. 156-157].

С такой аргументацией, которую используют и некоторые другие ученые, трудно согласиться.

Устранение соревновательной ситуации в спорте действительно приводит к тому, что он перестает быть спортом, если соревновательность рассматривать как его существенное и специфическое качество. «Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и другим видам человеческой деятельности. Соревнуются между собой отдельные фирмы, компании; проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента соревнования полностью утрачивает свой смысл, свою специфику» [Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курам - ши н, Лотоненко, Лубышева, Филимонова, 2013, с. 71]. «Уникальность положения человека в спорте состоит в том, что это единственная официальная сфера социальной деятельности, которая требует от индивида прежде всего вступить с другим индивидом в соревнование, правила которого оговорены заранее, и стремиться в этом соревновании выиграть». Конечно, отмечает она, межличностные соревнования имеют место и в других социальных сферах - в труде, искусстве, науке, политике и т.д. «Однако исключение состязательного момента из перечисленных выше видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятель - ность без своего главного составного элемента - соревнования - полностью утрачивает свой смысл и свою специфику» [Филимонова, 2004, с. 206, 207]. Но устранение соревновательной ситуации в спортивной деятельности не приводит к превращению этой деятельности в «бессмыслицу» или простой «физиологический» акт. В этом случае она просто преобразуется в определенную несоревновательную деятельность, которая может выступать как игра, как средство физического воспитания, отдыха, развлечения и т.д. (например, игра с мячом в футболе, бег в легкой атлетике).

К этому следует добавить, что устранение соревновательного момента из других видов соревнований (например, социалистического соревнования) также приводит к тому, что они утрачивают свою сущность и специфику.

Другие исследователи при характеристике специфики спортивных соревнований и спорта в целом часто подчеркивают их связь с движениями человека. «Спортивными» считают соревнования в двигательной деятельности, т.е. такие, которые имеют своей целью выявление, сравнение, развитие и демонстрацию двигательных возможностей человека, его физических качеств и способностей.

Так, В.М. Выдрин считал, что спорт - это «игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества», «исторически сложившаяся состязательная форма двигательной деятельности» [Выдрин, 1980]. Для А.Э. Григорьянц спорт - это «определенная совокупность физических упражнений в единстве со специфическими общественными отношениями, являющаяся составной частью сферы культуры» [Григорьянц, 2005, c. 13]. Роже Кайуа в книге «Игры и люди» под спортивным соревнованием понимает «мышечный агон» - соревнование, в котором сопоставляются физические качества: «Главным принци пом соперничества с очевидностью является исходное равенство шансов, так что для игроков разного класса его даже восстанавливают с помощью форы, то есть в рамках изначально установленного равенства шансов вводится некое вторичное неравенство, пропорциональное предполагаемому соотношению сил между участниками. Показательно, что такой обычай существует как для мышечного agon"a (спортивных соревнований), так и для agon"a умственного (например, в шахматах, где слабейшему игроку дают вперед лишн юю пешку, коня, ладью)» [Кайуа, 2007 с. 52-53]. Л.И. Лубышева характеризует спорт как «уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества» [Лубышева, 2001, с. 235]. В работах Г.Г. Наталова формулируется положение о том, что спорт - это «исторически сложившаяся состязательная форма проявления, развития, сравнения и демонстрации способностей, необходимых в сфере двигательной деятельности и связанных, с перемещением в пространстве», «социальный институт формирования культуры двигательной деятельности», «система ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения [Наталов, 1974, 1976, 1993, 1994]. К. Хайнеман во «Введении в социологию спорта» выделяет следующие особенности спорта: «Спорт является физическим движением, движением тела; спорт подчиняется принципу высших достижений; спорт регулируется социальными нормами; спорт непродуктивен» . С. Кретчмар к числу основных форм проявления движений человека относит спорт, танцы, физические упражнения, спортивные и подвижные игры . Авторы книги «Спорт и социальные системы» рассматривают спорт как формализованную игру, требующую демонстрации физической силы . А. Воль считает, что спорт - это «современная форма культурной двигательной активности» .

В терминологическом плане такого рода характеристика спортивных соревнований возможна, но нецелесообразна хотя бы потому, что из числа спортивных придется исключить шахматы, шашки и другие аналогичные соревнования, которые традиционно включаются в мир спорта.

При определении спорта, выяснении особенностей спортивного соревнования часто фигурирует также ссылка на игровой характер спортивного соперничества [см.: Кайуа, 2007; Люшен, 1979; Пономарев Н.И., 1972].

Американский социолог Х. Ибрахим, например, так характеризует спорт: «Спорт, свойственная человеку форма самовыражения, развивается из кинетической игры и санкционируется культурами как свободная деятельность. Спортивные цели достигаются в ситуации соперничества, в рамках серии правил, по поводу которых существует предварительное соглашение, т.е. правил, выносимых на третейский суд». В соответствии с таким подходом к числу необходимых условий спорта (а значит, и спортивного соревнования) он относит самовыражение, соревнование и наличие третейского суда, а к числу достаточных условий его существования: 1) игру, которая рассматривается как единственная теоретическая предпосылка спортивной ситуации и 2) кинетическое участие, что предусматривает и спортивного зрителя .

Иногда признается не только тесная связь спорта и игры, но он рассматривается как разновидность игровой деятельности. Так, например, спорт характеризуется как «всякая физическая деятельность, имеющая характер игры и предполагающая борьбу человека с самим собой, с другими людьми или с силами природы» [Манифест о спорте. 1971], как «любая формализованная игра, требующая демонстрации физической силы» , как «игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества» . С. Мозер в статье «Исходные пункты философского анализа спорта» высказывает мнение о том, что спорт имеет все те компоненты, которые олицетворяют игру: свои правила, свободные, доставляющие удовольствие действия, определенное и ограниченное место игры, повторяемость, «порядок и ритм», «напряжение и разрядку», «неопределенность», «необычность, элементы приключений, экономическую бесполезность» и т.д. Даже альпинизм, по его мнению, является «игрой», однако «серьезной игрой» с риском для жизни: гора в этом случае выступает в качестве «гипостазированного противника», символизирующего задачу подняться на гору .

Высказываются и другие мнения о специфике спортивного соревнования.

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающие в экстремальных условиях;

3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы, и достигнутого спортивного результата;

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями [нередко превосходящими возможности спортсмена] в условиях непосредственной борьбы за результат;

6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им; равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, знакомых с критериями сравнения и имеющих возможность оценить результат выступления.

7) сравнимость результатов возможна благодаря наличию тщательно разработанных правил и положений о соревнованиях, института квалифицированных судей, технических средств и навыков фиксирования спортивных достижений. Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту социально-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрывается спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления возможного доверия и бескорыстного обмена спортивнотехническими и духовными ценностями.

8) наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на присвоение спортсмену звания «спортсмен-разрядник», «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» и «заслуженный мастер спорта» [Алексеев С.В., Гостев Р.Г., Курамшин, Лотоненко, Лубышева, Филимонова, 2013, с. 74-75].

Некоторые авторы к числу существенных особенностей соревнования в спорте (и спорта в целом) наряду с указанными выше относят такие его черты, как «непродуктивный» характер и подчинение «принципу высши х достижений» [Воронин, 2003; Heinemann, 1980а], религиозно - магический (и даже мистический) характер [Блеер, Неверкович, Передельский, 2012; Передельский,

2007, 2011а, б; Передельский, Коников, 2010].

Ссылка при характеристике спортивного соревнования на указанные выше его особенности, по-видимому, также требует уточнения и дополнения. Одни из них (например, наличие соревнования, его строгая регламентация, правил и т.п.) не являются специфичными для спортивного соревнования, другие (например, игровой характер спортивной деятельности, ориентация на высшие достижения, соревнование в двигательной деятельности и т.п.) не присущи некоторым разновидностям спорта (например, спорту высших достижений), а третьи (например, религиозно - магический характер соперничества в спорте) свойственны спорту лишь на определенном этапе его исторического развития (например, в Древней Греции).

Позиция автора данной монографии в понимании спортивного соревнования (и спорта в целом) изложена в его ранее опубликованных работах [Столяров, 1997д, 1998з, 2002в, 2004в, 2005а, 2011 г. и др.]. В данной работе она излагается с некоторыми уточнениями и дополнениями.

Ответ на вопрос о том, что такое спортивное соревнование и чем оно отличается от других соревнований, существенно облегчается, если обратиться к роли и значению соперничества людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Соперничество, безусловно, играет определенную позитивную роль в жизни людей [Соревнование и конкуренция. 1983]. Как отмечено выше, при определенных условиях оно позволяет человеку сравнить, сопоставить свои способности с другими людьми, выяснить, в чем он превосходит их или, напротив, уступает им. Тем самым состязание побуждает людей к активности, к формированию, развитию, совершенствованию своих способностей. Напомним известные слова К. Маркса: «…уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц…» [Маркс, 1980, с. 337].

Но соперничество может иметь и негативные последствия.

В разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере для одной из соперничающих сторон. Наиболее ярким примером соперничества с таким его последствием является война. Кроме того во многих жизненных ситуациях - например, в процессе трудовой или познавательной деятельности людей - затрудняется объективная сравнительная оценка способностей, поскольку у разных людей их деятельность, как правило, проходит в различных условиях.

В связи с этим издавна возникла важная социальная задача: найти пути, формы, методы для того, чтобы сохранить, максимально полно использовать позитивные стороны соперничества, устранить (хотя бы смягчить) его негативные стороны, т.е. содействовать гуманизации соперничества (повышению его гуманистической ценности для личности и отношений между людьми).

Предпринимались и предпринимаются разнообразные попытки решения этой задачи. Чтобы придать военным сражениям более «гуманный» характер, запрещается, например, использование определенных видов вооружения.

Некоторые черты «гуманности» по сравнению с обычным военным сражением имеет дуэль. X. фон Кроков пиш ет по этому поводу, что «дуэль уже сама по себе является средством для обуздания насилия, причем двойственным образом. С одной стороны, она желает монополизировать право на насилие для высших слоев. С другой стороны, она ритуализирует насилие. Уже дерутся не в порыве мгновения, а вежливо договариваются на следующее утро для того, чтобы в присутствии секундантов в борьбе разрешить конфликт» . Организация дуэли в Западной Европе, как отмечает А.Н. Круглов, «предполагала в большинстве случаев максимально достижимое равенство возможностей, шансов противников, ибо только в этом случае исход поединка мог считаться справедливым». Для иллюстрации он приводит несколько правил дуэли на холодном оружии из русского руководства начала XX века: «Если один из противников не владеет холодным оружием, ему дается срок (3-4 месяца) для изучения дуэльного боя, причем в этот промежуток времени противник его не имеет права практиковаться»; «На месте секунданты наблюдают, чтобы шансы противников были равны: грунт, освещение, оружие и пр.» [Круглов, 2000, с. 170].

Определенные писаные и неписаные правила, нормы поведения вводятся и в других видах соперничества (к примеру, юридические нормы конкуренции, правило «лежачего не бьют» в русской народной рукопашной битве «стенка на стенку») и т.д.

Все это не позволяло в полной мере решить указанную проблему гуманизации соперничества.

Однако в ходе поисков был найден магистральный путь ее решения - заменить обычные соревновательные ситуации жизнедеятельности людей на такие искусственно созданные, которые должны отвечать следующим основным требованиям :

по возможности обезопасить гуманным;

создать для соперников равные условия их способностей.

Социальный «механизм» создания такого рода искусственных ситуаций соперничества предусматривает следующее:

- предметы, с которыми действуют в обычных жизненных ситуациях соперничества и которые имеют утилитарное (прикладное) значение, заменяются на иные («условные», «игрушечные»), не имеющие такого значения и приспособленные для указанных целей;

Соответствующим образом модифицируется место (пространство ) соперничества;

Формулируются правила, уточняющие, что можно делать соперникам и что им запрещено (правила-запреты);

Вводятся особые лица (судьи), обеспечивающие соблюдение данных правил и дающие оценку выступлению участников соревнования.

Значит, на основе указанной социальной процедуры возникает особая форма (разновидность) соперничества. Ее особенность состоит в том, что соревнование проходит в особых, искусственно созданных, условных ситуациях, которые призваны обезопасить здоровье и достоинство личности егоучаст - ников, а также обеспечить унифицированное сравнение, объективную оценку их качеств и способностей на основе создания для соперников равных условий, введения определенных правил и людей (судей), следящих за их выполнением.

По отношению к обычным жизненным соревновательным ситуациям такого рода соревнование выступает как их гуманная модель. Ее гуманность состоит в том, что в соперничестве не ставится задача ранить, уничтожить соперника, унизить его достоинство, все соперники действуют в одинаковых условиях, по одним и тем же правилам, и само соперничество призвано дать им возможность объективно оценить свои способности и содействовать развитию их личностных качеств.

Такое соперничество имеет общие черты с игровой деятельностью. Как и игра, оно проходит в искусственно создаваемых условиях, подчиняется определенным правилам и тем самым носит гуманный характер.

Поэтому для дифференциации данного соперничества от других его форм можно использовать понятие «игровое соперничество». При этом вслед за авторами книги «Спорт и социальные системы» данная разновидность соперничества (соревнования) понимается как «любой вид состязания, характеризуемый одним или несколькими атрибутами игры» .

Вместе с тем анализ тех соревнований, которые традиционно относят к сфере спорта, показывает, что они обладают существенными признаками игрового соперничества: проходят в искусственно созданных ситуациях, отвечающих указанным требованиям, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников.

Именно этими качествами, например, соревнование в боксе отличается от уличной драки, а спортивное фехтование как один из видов спорта - от боевого фехтования, настоящего, или утилитарного, боя.

А.Н. Круглов подразделяет утилитарный бой на «сражение, поединок без правил и на поединок по определенным правилам (дуэль)». При этом он указывает, что «точка зрения А. Люгарра, высказанная им в начале XX в., выражает промежуточную ступень движения от боевого фехтования к фехтованию спортивному. А. Люгарр выделяет три элемента в фехтовании: гимнастику (приспособление себя к основным движениям тела и оружия), искусство (легкое, пластичное, красивое применение на практике того, что дает гимнастика и теория фехтования) и, наконец, науку. К последней он относит «все касающееся в фехтовании ума и сознания: изучение общей схемы боя, понятие сущности тактики нападения и защиты, усвоение этики фехтования, выяснение себе значений ответных и, главное, контрответных ударов, глубокое знание комбинаций защит с атаками, умение быстро изучить противника, его тактику, его нервы и характер» [Круглов, 2000, с. 186].

История возникновения и развития наиболее популярной спортивной игры - футбола также показывает, как постепенно в ходе исторического развития формируется соперничество, обладающее указанными особенностями.

В начале своего развития (около 200 лет назад) футбол был грубой игрой. Каждый игрок действовал как ему заблагорассудится, и во многих случаях футбол был ничем иным, как проявлением неограниченной агрессивности. Это приводило ко все более серьезным травмам. Неудивительно, что в этих условиях общество осуждало футбол как варварскую игру. В Англии в этот период футбольные команды часто сравнивались с первобытными ордами, сметающими все на своем пути [Штемме, 1981, с. 21]. Для смягчения агрессивных импульсов и контроля за социальными конфликтами посредством известной формы дисциплины в футболе возникла потребность учредить комплекс правил. Эти правила должны были отвечать ряду требований: 1) быть достаточно простыми; 2) не лишать игру интереса; 3) соблюдаться всегда и полностью. Такие правила были введены в Англии примерно в 1850 г. Это соответствовало духу того времени: общество стремилось ограничить грубость и насилие не только в футболе, но и во всех областях жизни.

В результате введения правил футбол претерпел существенную модификацию. Из динамической формы деятельности, в которой конфликты между индивидами и группами разрешались силой или угрозой нанесения ущерба другой стороне, он был преобразован в цивилизованную «отдушину» для агрессивности и межгрупповой напряженности. Тем самым было положено начало тому футболу, который всем нам ныне знаком. В Америке развивается футбол, отличный от европейского. Первоначально он также был неразрывно связан с увечьями игроков. И только в 1905 г., когда во время футбольных матчей погибли 18 человек и 159 получили серьезные увечья, президент Рузвельт распорядился принять меры, ограждающие жизнь и здоровье спортсменов. Под его нажимом в правила игры были внесены некоторые изменения [Штемме, 1981; Dunning, 1971].

Аналогичная модификация соперничества характерна для бокса , который появился Америке в 1750 г. Длительное время он был «кровавым» спортом, так как противники выступали без перчаток, а схватки продолжались по 45, а то и более раундов и заканчивались, когда один из жестоко избитых соперников сдавался или валился замертво. Широкие протесты общественности заставили конгресс подготовить закон о полном запрещении бокса по всей стране. Лишь после введения в 1896 г. правил маркиза Куинсбери бокс стал более или менее «цивилизованным» [Киселев, 1986; Reeks, 1985].

Такие же изменения происходят и в спортивной борьбе в ходе ее истории.

На это указывает Н. Элиас в своей работе «Генезис спорта как социологическая проблема». Согласно правилам Олимпийских игр от января 1967 г. в борьбе свободного стиля были запрещены определенные приемы, такие как захваты с удушением, двойной нельсон с давлением использованием ноги как нарушение правил, удар кулаком, подножка, удар в голову. Борьба продолжается не более девяти минут и проходит три раунда по три минуты с одноминутной паузой; контроль производится судьей на ринге, тремя судьями по очкам и одним секундометристом. Борьба (панкратия) в Древней Греции не была регламентирована в такой высокой степени. Хотя там был судья, но не было хронометриста и никакого ограничения по времени. Борьба продолжалась, пока один из противников не сдавался. Н. Элиас приводит такие иллюстрации: «Леонтис из Мессины, дважды выигрывавший на соревнованиях по борьбе в первой половине V в. до н.э., получил олимпийскую корону не за победы, а за то, что он, бросая своих противников, ломал им пальцы. Аррахион из Пигалии, дважды олимпийский победитель в панкратии, в 564 г. до н.э. был задушен во время его третьей попытки выиграть олимпийскую корону; но перед смертью ему удалось сломать палец ноги своего противника, и тот от боли вынужден был уступить в борьбе. Судьи объявили Аррахиона победителем посмертно» [Элиас, 2006, р. 48-49].

Сходный процесс имел место в других видах спорта [см.: Donnelly, Young К.М., 1985; Dunning, 1979; Petryszak, 1977].

Соревнования в других видах спорта также обладают существенными признаками игрового соперничества: проходят в искусственно созданных ситуациях, отвечающих указанным требованиям, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников. Поэтому эту разновидность соперничества целесообразно рассматривать не только как игровое , но и как спортивное соперничество.

Итак, спортивное соревнование - это соревнование, которое проходит не в обычных жизненных ситуациях, а в особых искусственно созданных условных ситуациях, которые создаются, чтобы:

а) обезопасить участников соперничества от трагических последствий, от нанесения вреда их здоровью, от унижения достоинства их личности, а значит, сделать соперничество гуманным;

б) создать для соперников равные условия и тем самым обеспечить возможность унифицированного сравнения, объективной оценки их способностей.

Такая организация спортивного соперничества предполагает введение определенных правил и особых лиц (судей), обеспечивающих их соблюдение и оценивающих результаты соперничества.

Отдельные указанные выше существенные признаки спортивных соревнований отмечают многие исследователи.

Чаще всего отмечается наличие правил в этом соперничестве.

Так, Дж. Липьец (Польша) считает, что спорт является формой борьбы, но борьбы, оговоренной правилами, определенными средствами. Мы не знаем, отмечает он, кто, в конечном счете, добьется успеха на стометровке, но мы не с о - мневаемся, что в этой игре конкуренты начнут дистанцию в одной и той же точке, в одно и то же время, что они будут следовать по своим дорожкам по финишн ой линии и время будет измерено для них согласно общему расчету. Никто не знает результат футбольного матча, потому что, пока мяч находится в игре, может случиться все что угодно. Известно, что игроки должны избегать игры рукой, что главными очками в игре являются голы, а не число поданных угловых, что за фолы пробиваются штрафные и что гол не может быть забит из аута. Мы не знаем, какой тяжелоатлет победит, но мы заранее можем сказать, что это будет тот, у кого сумма поднятого веса будет больше, чем у соперников, а если таковой будет равным, победа будет присуждаться тому, кто меньше весит. Лучши м пловцом вольного стиля окажется не тот, кто задержит под водой большее количество соперников, а тот, кто, плывя по своей дорожке, наиболее эффективно преодолеет данное расстояние за более короткое время, чем остальные соперники .

Отмечается «гуманный» («гуманизированный» ) характер спортивного соревнования. Эту его особенность отмечают многие исследователи [см., например: Боген, 1989; Григорьянц, 2005; Демин, 1975; Ермак, 1999; Матвеев Л.П., 1997, 2001; Elliot, 1974; Lipiec, 1999 и др.].

Г. Люшен указывает, например, на то, что благодаря развитию в институциональных рамках (правила соревнования, провозглашаемые и неявные договоры, ограничивающие пространственные и временные условия) спорт превращается в развлечение и удовольствие, которое более не ведет к уничтожению проигравшего; само же соревнование оказывается наполненным напряжением и риском .

Н. Элиас и Э. Даннинг отмечают, что благодаря принятию правил, вписывающих состязания в определенные - свои для каждого вида спорта - рамки, за которые участники обязуются не выходить, жестокость, в прошлом неизменно сопутствовавшая спорту, постепенно была смягчена; кроме того, были выработаны запреты на упражнения, сопряженные со слишком большой опасностью .

Д. Моррис считал, что человеку изначально присущ охотничий инстинкт, и рассматривал спортивную активность как такую существенно модифицированную форму охоты, в которой изначальная цель убийства животного заменяется символической - победить. Проводя различие между воинственно кровавым спортом прошлого столетия и бескровным спортом современного человека, он подчеркивал важное значение современного спорта как активность, уменьшающую шансы развязывания войны .

Л.П. Матвеев возникновение спортивной деятельности связывает с тем, что «противоборствующее начало в ней гуманизировалось и обретало неантагонистический характер». Он обращает внимание на то, что «гуманные основы спортивного движения обязывают включать в сферу спорта лишь те виды действий и типы поведения, которые выявляют жизненно ценные свойства индивида и способствуют утверждению достоинств личности», и подчеркивает, что «с этих позиций принципиально недопустимы все еще предпринимаемые кое-кем попытки придать статус «видов спорта» потешн ым состязаниям типа тех, какие по сути унижают достоинство человека и чреваты ущербом для здоровья (к примеру, таким, как состязания. в плевках на дальность или на рекорд в поглощении пива)» [Матвеевв, 1997, с. 9, 11]. Р. Эллиот считает, что спорт - «область состязаний, в которой реальный ущерб избегается, а реванш за поражение можно взять только на этих же условиях» .

Подобные документы

    Методы и цели развития у молодого поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Условия надежного функционирования системы спортивно-патриотического воспитания молодежи, его важнейшие задачи.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2013

    Биологическое тело человека и процесс его развития. Социокультурное тело и процесс его формирования. Значение телесной культуры и ее взаимоотношение с другими элементами культуры. Проблема ценностной ориентации современного телесного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Спортивное питание как элемент физического развития юного организма. Роль белков, жиров, углеводов, витаминов в питании школьника. Вклад физической культуры в формирование здорового образа жизни. Развитие способности к саморегуляции во время занятий.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2015

    Проблема эстетического воспитания подростков на сегодня. Основные теоретические концепции и воспитательный потенциал медиаобразования, его роль в формировании информационно-правовой культуры молодежи. Аспекты экранной культуры современного подростка.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Зарождение физического воспитания в Финляндии. Основные программы подготовки в специалистов в области физического воспитания и спорта в вузах Финляндии, главные направления по подготовке кадров. Дошкольное образование и особенности обучения в стране.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Понятие и основные этапы развития первобытного общества как древнейшего периода в истории человечества: каменный, бронзовый и железный век. Концепции генезиса первобытного воспитания как особого вида деятельности, используемые в то время методы и приемы.

    презентация , добавлен 12.10.2014

    Интегративный характер и место дисциплины "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" в комплексе предметной подготовки. Профессиональная направленность физического воспитания. Повышение эффективности процесса подготовки спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2012

    Значение и задачи музыкального воспитания детей в условиях детского сада. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Используемые в данном процессе методы и приемы. Составление соответствующей программы музыкального воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Формы и методы работы социального педагога с современными подростками в процессе нравственного воспитания. Программа индивидуальной и групповой работы с учащимися. Приемы формирования нравственного опыта у подростков на основе гуманистических ценностей.

УДК: 796.077.5

СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

как основа формирования спортивной культуры личности

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

SPORTS EDUCATION AS BASIS OF FORMATION OF PERSONAL SPORTS CULTURE L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPC), Moscow

Key words: junior athletes, educative-training process, sport, value potential.

The purpose of the present research was theoretical substantiation of the phenomenon of sports education as a pedagogical process of formation of personal sports culture.

According to the authors" concept a conversion penetration of the elements of sports culture to physical culture occurs within education, objective preconditions and conditions for psych-physical training of children and teenagers by means of sport are being created. Herewith the goal of formation of sports education of the engaged ones is of special methodological sense, such as mastering the set of actualized values of sports culture, adequate to interests, inclinations, needs and abilities of schoolchildren. The sociopsychological component of the values of sports culture is provided by the level of social consciousness, social opinion, interests, motives of people"s value orientations and the level of relationships built in sport.

Conclusion. Sports education promotes formation of the new idea of sports activity characterizing it sports and educative direction as a form of education of the due level of sports, physical perfection and sports intelligence serving the basis and continuous condition of effective formation of personal sports culture. Without creating corresponding conditions for sports and physical training achievement of any positive shifts in physical (corporal) human sphere and his health level is impossible in any conditions. Herewith without full-value knowledge comprising the intellectual basis of sports and physical culture, its successful formation is also considered problematic.

Ключевые слова: юные спортсмены, учебно-воспитательный процесс, спорт, ценностный потенциал.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации в развитии ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, как он справляется с новыми требованиями. Гармоническое развитие личности должно стать главным принципом школьного образования.

В энциклопедическом словаре дается определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое . Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективному развитию другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. Поэтому именно в данном возрасте важно начинать формировать спортивную культуру личности с соответствующими ей содержанием, структурой и ценностями.

Цель исследования - теоретически обосновать феномен спортивного воспитания как педагогического процесса формирования спортивной культуры личности.

В науке спорт рассматривается как собственно соревновательная деятельность, специфическая форма которой - система состязаний, обеспечивающая выявление и сравнение человеческих возможностей, или как полифункциональное социальное явление, включающее в себя соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также систему специфических межличностных отношений (политических, экономических, правовых, информационных, управленческих и др.), складывающихся в связи с этой деятельностью (Н. Н. Визитей, 1986; Л. П. Матвеев, 1991; Г. Г. Наталов, 1999; В. И. Столяров, 2002).

До недавнего времени феномен спорта был тесно связан с физической культурой и рассматривался как ее важная составляющая. Вместе с тем специфичность этого социально-культурного явления все больше заявляла о себе как о самодостаточной сфере человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, не замещенное никакой другой составляющей общечеловеческой культуры. Масштабность спорта определяется глобальным интересом всего мирового сообщества к этой сфере культурной жизни людей. Главная общечеловеческая ценность спортивного вектора культуры населения нашей планеты состоит в том, что благодаря спорту была создана система теоретического и эмпирического знания о путях, средствах и методах целенаправленного преобразования телесности и духовности. Были найдены новые решения проблемы преумножения его физических, физиологических и психологических ресурсов, совершенствования и коррекции его морфологических характеристик, создания новых здоровьеформирующих и здоровьесбе-регающих технологий, обеспечивающих новые возможности продления периода активной жизни человека, обогащения содержания процессов воспитания и образования подрастающего поколения .

Приходя в спортивную секцию или школу, дети попадают в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации. Конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для детей тренер также играет одну из ведущих ролей. Он усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя ребенка на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

В связи с этим предпринимаются попытки конкретизировать пути повышения воспитательной роли школь-

ного и детского-юношеского спорта. Предполагается, что в процессе воспитания не стоит вопрос - «соревноваться или нет», нужно лишь избавиться от возможных негативных явлений, связанных с соревнованиями, поскольку они могут порождать зависть к более сильному, высокомерие по отношению к более слабому и т. д. По мнению В. И. Столярова, в сфере школьного и детско-юношеского спорта можно выделить три основные опасности, с которыми нужно бороться: обман (нечестность), гигантизм и шовинизм. Для их преодоления он предлагает следующее:

Не следует ставить спортивные соревнования в исключительное положение; они должны иметь одинаковый статус с танцами, играми, творчеством и т. д.

Не должно быть никаких установок на победу любой ценой;

Необходимо предлагать разнообразные виды деятельности, чтобы они представляли интерес для всех учащихся;

В школьных соревнованиях, в отличие от соревнований спортивных клубов, следует отдавать предпочтение групповым соревнованиям, поскольку здесь важны именно коллективные усилия: для победы команды очки, полученные за девятое место, столь же важны, как и полученные за первое место;

Мероприятия должны проводиться в рамках спортивных занятий; успех в соревнованиях должен быть следствием школьных занятий спортом, а не какого-то случайного спортивного таланта;

Участие школьников в спортивных соревнованиях должно быть добровольным .

В качестве одной из задач физкультурно-спортивной работы со школьниками принято рассматривать «спортивное воспитание». Уже само название «спортивное воспитание» говорит о том, что речь идет о воспитании, связанном со спортом, или, другими словами, что спортивное воспитание - это составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является спорт. Вопрос о необходимости спортивного воспитания был поставлен еще основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном. Он указывал на то, что данное движение должно предполагать всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, а также отличаться мужественностью и рыцарским духом, в совокупности с эстетическими и литературными занятиями являться двигателем национальной жизни и очагом гражданственности.

В рамках спортивного воспитания важно различать два аспекта (направления), исходя из того, что оно может иметь две целевые установки и соответственно выступать в двух формах. Первая из них - воспитание позитивного отношения к спорту, приобщение к спорту, системе спортивных ценностей (возможны другие термины - «воспитание посредством спорта», «воспитание со спортивной ориентацией» и т. п.). Вторая - воспитание посредством спорта, т. е. содействовать решению таких целей и задач, которые выходят за рамки спортивной деятельности, затрагивают все направлен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

МИХАЙЛОВ Н.Г. - 2011 г.

Основными формами нравственного воспитания являются: урок, лекция, беседа, диспут, спортивные кинофильмы, читательские конференции, рассказы, соревнования и др. Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия спортивной этики, способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за российский спорт и российских спортсменов. Примерная тематика лекций: "Юный спортсмен - пример для подражания", "Александр Карелин - гордость отечественного спорта". Лекции проходят более успешно, если слушатели одного возраста.

Беседа - широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение - эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании юных спортсменов. Примерная тематика: "Этика юного спортсмена", "О воле и мужестве российских спортсменов", "О спортивной чести".

Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Участие в диспутах известных спортсменов, тренеров повышает эффективность его воспитательного воздействия. Важно при этом четко продумать содержание и ход ведения диспута, определить характер обсуждаемых вопросов, вооружиться фактами, примерами достойными подражания. Примерные темы: "Помогает ли спорт в учебе?", "Место спорта в формировании активной жизненной позиции" и т.д.

Спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

Читательская конференция - интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики, например: "Спортсмены в литературе и жизни" и т.д.

Встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участии в крупных внутрироссийских и международных соревнованиях, общении с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, привести интересные примеры и факты, в которых сопоставляются взгляды российских и зарубежных спортсменов на многие стороны жизни, представляют большой интерес для школьников.

Соревнования - специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться - значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Конкретно поставленная цель, значимость поставленных перед спортсменом задач, установка на проявление ведущих морально-волевых качеств - важные условия, определяющие эффективность этой формы нравственного воспитания. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Поэтому на соревнованиях особое внимание обращается на поведение спортсменов, их взаимоотношения между собой, с тренером и т.д.

Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий физическими упражнениями: кружки, секции, утренняя гимнастика. Формированию высоких нравственных качеств личности учащихся способствуют такие формы спортивно-массовой деятельности, в которых сами школьники выступают не только в качестве участников, но и как их организаторы. Здесь используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути взаимодействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт. При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнения - приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Большие возможности имеет физическое воспитание для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. В разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а, следовательно, вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий гимнастикой и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила соревнований и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные навыки и нормы поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

По мнению М. И. Станкина (1987), эффективность методов нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:

Индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;

Учет возраста занимающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;

Доказательность используемого примера;

Опора на опыт и чувства воспитанников.

Нравственное сознание учеников успешно формируется при постановке общественно значимой цели и путей ее достижения.

Средства нравственного воспитания в спорте

Средствами нравственного воспитания учащихся в спортивной деятельности являются:

физические упражнения;

соревнования;

спортивный режим;

тренировка;

общественная деятельность.

Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Учителю необходимо сообщать цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой – каким образом воспитать в своих детях любовь к спорту? На сегодняшний день это действительно для многих проблема. Причем возникают подобные вопросы тогда, когда их чадо часами сидит у телевизора или компьютера. Поэтому правильней всего с раннего детства приучать ребенка ну если не к спорту, то хотя бы к здоровому образу жизни.

Совсем не обязательно искать ребенку спортивную секцию, достаточно личным примером показать, что утром необходимо делать зарядку. Такое вполне возможно даже в очень раннем возрасте.

Решением многих проблем является приобретение или самостоятельное изготовление спортивного уголка. Если размеры квартиры не позволяют сделать это, можно установить в дверном проеме съемную перекладину. Могут пригодиться и гантели, скакалка. Главное – занимайтесь вместе, а лучше, если вся семья хотя бы время от времени будет заниматься спортом.

Так же на улице играть с ребенком в различные игры. Самый идеальный вариант, конечно, предоставить физическое воспитание специалистам. Именно физическое воспитание, а не определенный вид спорта. На первых порах ребенок должен научиться бегать, прыгать, кувыркаться. Многие могут сказать, что ребенок самостоятельно может этому научиться. И будут правы. Но другое дело, когда в секции со сверстниками они учатся, как правильно все это делать.

В зависимости от возраста и интересов ребенка покупайте велосипед, самокат или скейтборд, роликовые или обычные коньки. Все это можно приобрести на сайте https://ultrasport.ru/ , где представлен широкий выбор спортивных товаров, одежды и аксессуаров для детей и подростков.

Положительным моментом так же является дисциплина. Ребенок уже через месяц приучается к тому, что в распорядке дня есть посещение секции. Выбор конкретного вида спорта для малыша тоже очень серьезный момент. Но на первых порах конкретный вид не особо важен. Потому как ребенку достаточно просто физически развиваться.

Ну а если вы хотите сразу сделать выбор, то в этом тоже нет ничего плохого. Чем раньше дети начинают заниматься определенным видом спорта, тем лучше. Накапливается опыт, и спорт уже становится образом жизни. Следует посетить несколько секций. Посоветоваться с тренерами. Они-то уж точно помогут вам с выбором.

В любом случае не стоит волноваться, что вы предопределяете, чем ребенок будет заниматься. В будущем он сам определится с направлением. Вполне возможно, что он захочет заниматься чем-то другим, и вы ни в коем случае не должны навязывать ему свою волю. И в случае смены вида спорта, навыки и умения, полученные в предыдущей секции, никак не навредят.

Ни в коем случае не стоит волноваться о нагрузках, которые ребенок переносит на тренировках. Тренера проходят соответствующее обучение и тренинги по работе с детьми. Больше положенного ребенка никто загружать не будет.

К примеру, очень много мам отдают мальчиков в хоккейную секцию, а потом высказывают тренеру, что их ребенок очень много падает и его все толкают. Вот поэтому для родителей отдаленных от спорта обязательным является ознакомление с видом спорта, которым занимается их малыш.

При правильном подходе к этому процессу в момент поступления ребенка в школу у него уже сформируется понятие «тренировка». Он будет стремиться в спортзал, так как соревновательный процесс воспитывает стремление к победе.

И последний немаловажный момент. Как можно чаще посещайте тренировки и соревнования. Поощряйте первые победы и успехи своего чада.

Это пойдет только на пользу. Обсуждайте те или иные моменты, связанные с его ошибками и достижениями. В конце концов, вы не только родители – а первые болельщики может быть будущего олимпийского чемпиона.

Понимание: чтобы все системы органов ребенка формировались правильно, а иммунитет всегда был высоким, нужно с дошкольного возраста приучать к спорту. Если делать это разумно (в меру), то в будущем ребенку вряд ли потребуется обращаться ко врачам часто, например, отпадет необходимость идти к гематологу. Спорт – вот путь к здоровью!

Тонкости «привития»

Сразу стоит знать: если дошкольника нагружать по полной программе, то у него возникнет отвращения к спорту да и вообще к физическим занятиям. Этого допустить нельзя. Важно, чтобы все методы и формы были игровыми и в том направлении, что ребёнку нравится. Оля у меня влюблена в танцы, а Саша в боевые единоборства. Собака, кстати, тоже спортивное «дитя» 🙂 Только в этом случае можно говорить о том, что ребёнок станет любить спортивные занятия, а в дальнейшем он сможет определиться с тем, в какой спорт ему пойти более серьёзно. Да и родителям будут видны наклонности и приоритеты ребенка.

Помните о принципе постепенности! Заключается он в том, что задания нужно усложнять не сразу. Идите от простого к более сложному по шагу. Чтобы стало понятно, приведём пример. Итак, ребенок научился ловить мяч, подкинутый вверх. Постепенно увеличивайте расстояние броска. Можно менять и траекторию, но постепенно. Ребенок быстро утомляется, поэтому давайте ему отдых. Да и разнообразие упражнений никто не отменял! Но не стоит переходить грани. Важно оттачивать одно движение, чем распыляться на несколько.

Ещё один нюанс: если малыш сложно запоминает движения, то стоит воспользоваться простыми вещами. В качестве инвентаря подойдут флажки или кегли. С ними интересней и проще запоминать движения. Хорошо, если показывающий движения будет снабжен этими инструментами и сам ребенок. Стимулировать интерес и образность всегда важно! Придумывайте что-то новое, добавляйте движение, общую динамику в каждое упражнение. Специальные группы помогают детям создать все предпосылки для здоровья и развить в них командный дух. Это пригодится не только в спорте, но и в реальной жизни. Поэтому важно развиваться.

Не прощаясь… Важно подвести итог. Если вы хотите, чтобы ребенок рос гармонично развитой личностью, то с раннего детства стоит заниматься с ним. Можно отдать в специальные группы, где происходит и социализация. Но даже в домашних условиях системные занятия, поддерживаемые интересом, должны быть. Результатом станет хорошее самочувствие ребенка. Значительно снизятся все шансы на то, что придется обращаться ко врачам. Так, психиатр и невролог могут не потребоваться. И это чрезвычайно важный фактор.