Праздник мертвых в мексике. Dia de Los Muertos - День Мертвых

1 . Ночь ведьм.

Вальпургиева ночь, Европа

Праздник отмечается во многих европейских странах в ночь с 30 апреля на 1 мая. В эту ночь все ведьмы мира слетаются на свой главный шабаш на Лысой горе. Чтобы отпугнуть нечистую силу, в деревнях принято проводить церемонию изгнания ведьм: разводят костры, на которых сжигаются чучела колдуний, совершается обход домов с факелами, звонят в церковные колокола и т. д. Кстати, травы, собранные в Вальпургиеву ночь, обладают особой силой. В разных европейских странах существуют свои особенности празднования. Например, у скандинавов принято сжигать весь мусор, который накопился за год, а в Чехии, чтобы ни одна ведьма не попала в дом и не навредила людям, на порог насыпают песок. По преданию, любая колдунья, прежде чем попасть в помещение, пересчитывает все, что лежит на пороге.


2. Вуду people

Праздники Геде или Фитдемо обычно проводятся 1 и 2 ноября. В эти дни люди приходят на кладбища, чтобы славить повелителя мертвых - «Барона Самеди», и проводят красочные церемонии вокруг крестов, украшенных свечами, черепами и цветами ноготков. Праздничная униформа Геде - покровителей кладбища и повелителей эротики, состоит из черных и фиолетовых одежд, цилиндра и многочисленных крохотных зеркал, нашитых на одежду. Традиция отмечать эти мистические праздники относится к культу Вуду, который широко распространен в этой бывшей французской колонии.


3. Сумоисты против демонов

Отмечается 3 февраля и является частью фестиваля наступления весны Хару-мацури. Праздник связан с ритуалом изгнания злых демонов. Для этого используются соевые, которые разбрасываются как в жилых домах, так и в храмах по всей Японии. Считается, что лучше всего злых духов прогоняют мужчины, родившиеся в год соответствующего животного по лунному календарю, но иногда специально приглашают прославленных борцов сумо. Во время разбрасывания бобов нужно произносить особую формулу изгнания духов.


4. Великий китайский призрак

Фестиваль голодного призрака, Китай .

Отмечается в пятнадцатый день седьмого лунного месяца (конец августа). Этот праздник символизирует собой окончание «месяца мертвых». Согласно легенде, именно в седьмой месяц лунного календаря открываются ворота в ад и призраки умерших могут спокойно разгуливать по земле в поисках пищи и развлечений.

Развлекают почивших предков китайцы с помощью костюмированных танцевальных шествий и и запуска миниатюрные бумажные лодки и фонари на воду. Это делается, чтобы указать направление «назад» заблудившимся призракам, духам предков и другим божествам.


5. День Большого Козла

Проходящий в конце августа и длящийся ровно три дня праздник ежегодно привлекает в небольшой каталонский городок Сервера несколько тысяч туристов, желающих посмотреть на шествие ряженных в нечисть участников фестиваля. Важной традицией праздника является коррефокс - бег с факелами облаченных в чертей жителей города, которые громкими криками отваживают злобные потусторонние силы от своих домов. Кульминацией торжеств является ритуальный призыв в город существа под именем Гран Мачо Кабрио (Большой Козел) с целью его дальнейшего изгнания.


6. Иногда они возвращаются

Мексиканский аналог Хэллоуина - Día de los Muertos, или День мертвых. Отмечается в начале ноября. Традиция чествовать мертвецов перешла к мексиканцам от ацтеков. Посление хранили черепа предков у себя дома и пару раз в год устраивали застолья для ушедших в мир иной. В день мертвых в Мексике принято посещать кладбища и накрывать стол для умерших. Считается, что мертвые могут заглянуть в гости к своим родственникам. Поэтому мексиканцы готовят специальные угощения и накрывают стол специально для своих почивших предков. Еще одной важной традицией Día de los Muertos является маскарад «мертвых»: жители Мексики наряжаются в чертей и привидений и таким образом приветствуют покойников.


7. А иногда они остаются…

Праздник победы добрых духов над злыми. Отмечается каждый год с конца октября по начало ноября. Считается, что в течение десяти праздничных дней все боги во главе с главным божеством Сангхьянг Види сходят на землю и присоединяются к людям. Духи умерших предков также принимают участие в торжествах, и к их приходу готовятся заранее. Балийцы устанавливают рядом с домами небольшие алтари с подношениями умершим родственникам. В конце праздника проводится обязательный обряд изгнания «засидевшихся» в этом мире предков. В противном случае, по мнению балийцев, те могут задержаться на земле до следующего Галугана.


8. Похороненные заживо

29 июля в галисийском городе Понтеведра жители кладут в гробы живых людей, а затем устремляются в траурной процессии к дверям храма, возведенного в честь Марии Магдалены. Затем «покойников» отпевают. Интересно, что в качестве «мертвецов» выступают люди, пережившие клиническую смерть. После этого «живых покойников» несут на местное кладбище, где едва ли не зарывают в могилу, но в последний момент останавливаются - и процессия отправляется назад. Праздник символизирует возвращение из мира мертвых в мир живых.

Фото: Ivan Diaz / Unsplash

Кладбище было видно издалека, за пару километров. Из мексиканского городка Сан-Луис-Рио-Колорадо, расположенного на границе с американской Аризоной, мы выехали уже затемно, и весь путь за окнами лишь чернела в полной тишине суровая пустыня Сонора. Одинокий некрополь за городской чертой сегодня, в День мертвых, выглядел настоящим островком жизни, освещенный прожекторами и окруженный автомобилями; из-за ограды доносилась совсем не траурная музыка, крики детей, смех, лай собак и даже, кажется, позвякивание пивных бутылок. (Собственно, чему удивляться, если в нашем багажнике тоже был припасен ящик пива?)

2 ноября застало меня в гостях у мексиканских друзей в совсем не туристическом месте. На севере Мексики, который считается более американизированным, чем юг и центр, по случаю Дня мертвых не устраивают городских карнавалов. Но традиции соблюдают: 1 ноября, в «День ангелочков», когда поминают усопших детей, у дома моих друзей выстроились в очередь, кажется, все дети Сан-Луиса — семья устроила tricky-tricky , ритуал угощения детей сладостями, который мексиканцы позаимствовали у Хеллоуина, слегка подкорректировав его оригинальное, трудно выговариваемое название treat-or-trick . Женщины предстали в традиционном для Дня мертвых образе Катрины, символа смерти — в черных платьях и шляпах с вуалью, с разрисованными под черепа лицами (надо заметить, что специальный для этого случая грим в Мексике делают весьма качественный — оттереть «маску смерти» удалось лишь утром).

На следующий день подруга предложила поехать вместе на кладбище — у ее приятеля месяц назад умер отец, и он собирался отметить День мертвых там. С приятелем мы были знакомы шапочно, он совсем не говорил по-английски, а я очень плохо изъяснялась по-испански, но ссылаться на страшную внутреннюю неловкость в такой праздник было глупо. При том, что мысль о танцах на могилах все еще приводила меня в ступор, хотелось уже пройти этот тест на открытость к чужим культурам.

Фото: Мария Желиховская

Традиция празднования Дня мертвых в Мексике уходит корнями в доколумбово прошлое и тесно связана с культурой народов Мезоамерики — ольмеков, тольтеков, ацтеков, майя. Всех их объединял своеобразный культ вокруг смерти: кладбищ в привычном понимании не было, и покойников хоронили прямо под жилыми домами. Эта практика в буквальном смысле сближала живых и мертвых: могилы не замуровывали, родственники регулярно «навещали» покойников и приносили им подношения. Усопшие воспринимались как посредники между миром жизни и смерти.

Ацтеки верили, что эти две ипостаси — естественные силы, приводящие мир в движение, необходимые составляющие регенерации. Ведь чтобы добыть пищу, нужно было убить животное или растение — а значит, что смерть давала жизнь.

Индейцы верили, что у человека есть три души, каждая из которых могла отправиться в загробную жизнь, превратиться в божественную силу или же остаться меж двух миров, чтобы придавать силы оставшимся в живых любимым и близким.

Многие из ацтекских ритуалов в честь мертвых — например, почитание богини смерти Миктлансиуатль, которую изображали в виде женщины с черепом вместо головы, курение благовоний, подношения усопшим еды и подарков ofrendas — стали важной частью празднования Дня мертвых. Но, конечно же, в современном виде этот праздник оформился в результате смешения доколумбовых и испанских католических практик, которые, как это ни парадоксально, гармонично дополнили друг друга. Например, на индейское изображение смерти в виде черепа прекрасно наложился популярный сюжет религиозной испанской живописи Danza Macabra («Танец смерти»), в котором смерть рисовали танцующей с живыми. Испанцы поощряли проведение индейцами ритуалов почитания покойных в католические праздники — День всех святых и День всех душ, которые отмечали 1 и 2 ноября (до этого индейские торжества в честь мертвых проходили в августе).

В начале 1900 гг. власти уже независимой Мексики объявили День мертвых официальным праздником, чтобы объединить нацию на фоне царивших политических разногласий. Так фиеста, традиционная для юга страны, распространилась по всей ее территории и в конечном счете стала привлекать в страну сотни тысяч туристов. Десять лет назад, в 2008 г., День мертвых был внесен ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.

Фото: Мария Желиховская

Пытаясь мысленно сложить все известные испанские слова сочувствия в более-менее стройные фразы, пока мы шли с парковки, я испытывала странную смесь страха перед чужим горем и собственным ханжеством. Восемь лет назад внезапно умер мой собственный отец, и воспоминания о не покидавшей меня целый год после этого депрессии плохо вязались с мыслями о том, что в таком состоянии можно общаться с любопытствующими и видеть вокруг праздник. На кладбище Сан-Луиса было действительно весело: прежде чем найти нашего приятеля, нам пришлось пробираться сквозь охапки цветов, целые оркестры нортеньо и множество людей у могил — они громко разговаривали, ели, выпивали. Наш знакомый сидел в большой компании родственников и был во всех смыслах навеселе. Нас принялись крепко обнимать, немедленно налили пива и положили на тарелки тамалес.

Фото: Мария Желиховская

«Если не поставить мертвецу свечку, то ему придется поджечь собственный палец, чтобы найти дорогу домой», — гласит распространенное среди индейцев южной Мексики поверье. Dia de Muertos — это не просто повод помянуть покойников. Считается, что в этот день усопшие приходят домой, чтобы навестить своих родственников — а те, в свою очередь, должны как следует позаботиться о том, чтобы возвращение, пусть и временное, стало легким и приятным. Для этого в домах, а в некоторых городах на площадях и кладбищах сооружают алтари с фотографиями умерших родственников. Оформляют их с большой фантазией, украшают цветами — розовой целозией, белой гипсофилой, красными гвоздиками и доставшимися в наследство от ацтеков ярко-оранжевыми бархатцами cempasúchil . Из их лепестков насыпают дорожку до алтаря от порога дома или двора, которая покажет нужный путь покойному. На алтарь ставятся подношения — ofrendas .

Традиционно алтарь должен содержать четыре стихии: воду, чтобы утолить жажду усопшего во время долгого пути из царства мертвых Миктлана; огонь (свечи), чтобы освещать путь на землю; ветер, который символизируют гирлянды из цветной резной бумаги papel picado , чтобы создавать прохладу, и объединяющую мертвых с живыми землю, которую олицетворяет еда. Обычно это сладкий дрожжевой «хлеб мертвых» pan de muerto , тамалес — мексиканские «пельмени» с начинкой из мяса и кукурузной муки, сваренные в листьях кукурузы или банана, горячий кукурузный напиток атолле, фрукты, шоколадный соус моле, а также сладости в виде сахарных черепов. Впрочем, на алтаре можно обнаружить практически все, что любил покойный, вплоть до банок кока-колы, сигарет и бейсбольных футболок! Благовоние также является частью традиции, и для этого еще со времен ацтеков используют копал — смолу, выделяемую тропическими деревьями семейства бобовых.

Фото: Мария Желиховская

Но все же главные и самые тиражируемые символы Дня мертвых — это художественное изображение черепа, которое называют калавера, и Катрина, скелет в женском платье и шляпе. У этих образов, считающихся народными, на самом деле есть автор — мексиканский художник-карикатурист Хосе Гуаделупе Посада. Именно он превратил изображение скелета в произведение искусства, рисуя для журналов и газет калаверы в образах людей, в том числе политиков. В 1910 г. Посада напечатал литографию под названием La Calavera Garbancera — «Элегантный скелет». Рисунок изобличал даму, стесняющуюся своих индейских корней, одетую по французской моде и с обильным гримом, чтобы казаться белее.

В 1948 г. Диего Ривера, считавший Посаду своим вдохновителем, написал свою знаменитую фреску «Сон о воскресном вечере в парке Аламеда», посвященную колониальной истории Мексики, на которой процитировал сатирический рисунок Посады, дав его героине имя La Catrina (на сленге того времени — название дорого одетого богача). С тех пор Катрина и калавера стали одними из самых популярных образов мексиканской идентичности.

Несмотря на то, что главная традиция Дня мертвых — посещение кладбища, которое превращается в вечеринку, в разных штатах и городах существуют свои обычаи. В Мехико с недавних пор проводят карнавал, а в университетском городке сооружают самый большой в стране алтарь и славят местного индейского святого, ребенка-пилигрима Niño Pa . Оахака славится традицией calenda — уличным шествием с куклами-марионетками, танцорами и музыкой. В Мичоакане танцуют La Danza de los Tecuanes — «Танец ягуаров», изображающий охоту на этих животных, и La Danza de los Viejitos — «Танец маленьких старичков», в котором одетые под стариков подростки сначала ходят, согнув спину, а затем неожиданно подпрыгивают и начинают энергично двигаться. А индейцы пурепеча, населяющие северо-запад этого штата, готовятся к празднику за несколько недель: молодые парни, tatakeres , отправляются, нередко нелегально, на плантации выкапывать бархатцы или в лес — рубить деревья для сооружения алтарей на деревенских площадях. В городке Сан-Мигель-Де-Альенде, штат Гуанахуато, проводят красочный четырехдневный фестиваль La Calaca , посвященный черепам, а в Гвадалахаре устраивают фестиваль на кладбище Белен и кажется, что все до единой местные жительницы одеваются Катринами! В Чьяпасе в деревне Сан-Хуан-Чамула, где живут индейцы цоцили, наименее ассимилировавшиеся после конкисты, устраивают фестиваль K’Anima , во время которого местные жители звонят в церковный колокол, веря, что этим привлекают души умерших, а затем отправляются на кладбище играть на арфах и гитарах. В Сан-Себастьяне, штат Юкатан, устраивают фестиваль Mucbipollo — так называют цыпленка, приготовленного в земляной печи в соусе из помидоров и кукурузной муки.

Но самый экстравагантный обычай практикуют в городке Помуч в штате Кампече, который населяют индейцы майя. Здесь через три-четыре года после похорон покойников вынимают из могил, а накануне праздника в буквальном смысле моют им кости. На это занятие уходит почти сутки, затем останки складывают в деревянные ящички и несут на кладбище, где для их хранения есть специальное место. В День мертвых их вынимают, выкладывают на алтарь, завернутые в салфетки с красиво вышитыми узорами и именами усопших, и ставят рядом подношения.

Фото: Мария Желиховская

Минула полночь, но веселье на кладбище не утихало. Все-таки мексиканский синкретизм работает удивительным образом. Традиционное испанское стоическое отношение к смерти, концепция печали земного существования и пользы страдания здесь так и не прижились. Даже умерших близких мексиканцы называют уменьшительно-ласкательно — muertitos . В стране, где не сработала инквизиция, не принято вызывать смерть на поединок; здесь скорее потреплют ее по плечу, выпьют с ней текилы и пойдут дальше радоваться жизни.

Гости приходили и уходили, и могила отца нашего приятеля обросла горкой пластиковых тарелок и стаканчиков. Плиты ограждали друг от друга лишь бордюрные камни, и это создавало впечатление большого общего застолья. Вдоль дорожки, неистово визжа, катались на роликах дети, малопонятная испанская речь сливалась с музыкой, и в какой-то момент я обнаружила, что притопываю в такт. Отец, шутивший всегда и при любых обстоятельствах, наверняка потрепал бы меня за шею и улыбнулся. И вообще уже казалось, что оба они — и отец нашего приятеля, и мой собственный — должны сидеть где-то рядом. За соседним «столом». Пить пиво, шутить, смеяться и не бояться языкового барьера.

И на душе вдруг стало неожиданно легко.


Мексиканцы - народ особый. Кому ещё, как не предком Майя, придёт в голову память об умерших превращать в праздник, да ещё и в самый популярный праздник в стране? В "День мёртвых" на мексиканских кладбищах пьют, пляшут и веселятся, поэтому стоит ли удивляться карнавалам скелетов?


Корни традиции отмечать праздник "День мёртвых" (Day of the Dead) уходят в 2500-3000 годы. Празднование происходило в девятый месяц ацтекского календаря. Но с тех пор, как ко "Дню мёртвых" присоединились испанцы, праздник перенесли на конец октября - начало ноября. Сегодня праздник также начинают отмечать 31 октября. В этот день принято поминать умерших детей. По этой причине первые два дня праздника называют "День маленьких ангелов". 1 и 2 ноября уже поминают взрослых умерших.



В "День мёртвых" на улицы Мексики выходят люди, переодетые в костюмы женских скелетов, которые называются Катрина. Красочные уличные шествия проходят по-разному. В одних местах страны они проходят в виде похоронных шествий - люди устраивают мрачные факельные процессии. В других люди предпочитают веселиться - петь, пить и танцевать.

Вечером люди идут на кладбища, где похоронены их близкие. В юмористическом тоне мексиканцы общаются с душами покойников. Затем на кладбище начинается веселье - люди пьют, едят, танцуют, а также рвут на себе одежду и посыпают голову пеплом. Утром собеседники умерших расходятся по домам.



Главный символ праздника - череп. Также люди охотно покупают мрачноватые фонарики и угощают детей жуткими на вид леденцами. Этим мексиканская традиция напоминает Хэллоуин.

Праздник привлекает туристов со всего мира. В 2004 году "День умерших" был признан ЮНЕСКО достоянием человечества. О празднике есть упомянание в Книге рекордов Гиннеса - в том же году студенты выстроили стену из 5667 съедобных черепов.

Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.

Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.

Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя "Путь души через сущность пищи"), в горах Мичоакан его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.

В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.

И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.

Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.

И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.

Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.

И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.


Сахарные черепа



Украшение могилы на кладбище

С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.


Алтарь для умершего

Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно "другим" со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют "Щеголеватый скелет" или "Элегантный череп", в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.


Алтарь для умершего

А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.

Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.


Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos

Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы - шуточные поэмы - эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.

И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.

Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.

История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан

Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как "Ведьма из Уастеки", очень популярная в Веракрусе.


Песня "El día de Muertos" или "День мертвых" очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах "pireris", которая всегда исполняется на праздник

Песня "La Calaca" ("Скелет"), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити "Пантеоне Долорес". Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca - его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.


Песня "Viene la Muerte Echando Rasero" рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.

Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.

B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.

Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.

А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес

Эти два видео - традиционные выступления компарс. То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища - дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.

Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?

Второй раз нам посчастливилось оказаться в Мексике в то время года, когда отмечается День Мертвых — 1-2 ноября. Но даже во второй раз я с нетерпением ждала этот день, чтобы погулять по украшенному цветами городу и пофотографировать алтари и раскрашенные лица. Но в этот раз захотелось понять о чем же этот праздник и почему он празднуется именно так.

9 интересных фактов о Дне Мертвых в Мексике

  1. Dia de los Muertos — мексиканский праздник, родившийся от смешения Испанских католических и мезоамериканских традиций. Считается, что один раз в год духи умерших возвращаются на землю, чтобы навестить живых. И вместо слез и плача, тут предпочитают встретить духи с радостными улыбками. Здесь верят, что рождение и смерь — неотъемлемые части жизни, поэтому празднование Дня Мертвых в какой-то мере это празднование жизни. На День Мертвых нет страшных костюмов, а украшения всегда яркие и веселые.

    Алтари делают из цветов и различных семян (фасоль, кукуруза, рис)

  2. День Мертвых длится целых 3 дня, а иногда и дольше! Все начинается 31 октября, когда сооружаются алтари и делаются подношения, дети наряжаются в костюмы и даже иногда получают сладости (хотя это недавнее нововведение и скорее пришло из американского хеллоуина). 1 ноября в католичестве отмечается День Всех Святых, а в Мексике в этот день поминают души ушедших из жизни детей. А уж официальный День Мертвых, 2 ноября, посвящен погибшим в текущем году взрослым.

    Мальчишки несут картонный гроб:)

    Яркие алтари на площади

  3. День Мертвых в Мексике — очень серьезный праздник. Это не Хеллоуин с костюмами и конфетами (против которого я лично ничего не имею). И даже, если этот праздник кажется веселой вечеринкой, все-таки это день, к которому мексиканцы относятся с большим уважением. В эти дни семьи собираются вместе, вспоминая ушедших из жизни родственников, и в один из дней (в этом году 3 ноября) никто не выходит на работу.

    Вечером зажигаются сотни свечей!

    С наступлением темноты празднества только начинаются

  4. Один из символов Дня Мертвых — Катрина (скелет в европейском платье и шляпе) — изначально была карикатурой на коренных мексиканских индейцев, которые пытались европеизироваться, но постепенно всем полюбилась и стала главным женским символом и костюмом на День Мертвых.

    Фото с сайта www.queconque.com.mx

    Сейчас Катрина — это единственный костюм для девочек и женщин на День Мертвых

  5. А вот черепушки на Дне Мертвых пришли от ацтеков и майя, которые также отмечали этот праздник, и одним из символов его были черепа, олицетворяющие смерть и возрождение.

    Черепа есть на каждом алтаре

    А на некоторых даже скелеты:)

  6. А как насчет “sugar skull”? Для кого-то это замысловатый принт на футболке, для другого — разрисованное на Хеллоуин лицо. Но оказывается, все эти узоры пришли из давней традиции украшать и разрисовывать сахарные черепушки, которые на самом деле сделаны из сахарного тростника! Так что разноцветные черепушки полностью съедобны (хотя и на любителя)!

    Фото с сайта www.escapehere.com

    Яркий алтарь в центре города

    Импровизированное кладбище перед главным собором Сан-Мигеля

    Каждый алтарь уникален и сделан вручную

  7. Традиционное лакомство на этот праздник — Pan de los muertos (хлеб мертвых) — сдобная булочка определенной формы.

    Фото с сайта www.negocilibre.com

    Детям очень нравится рассматривать яркие декорации

  8. Ну и традиционные оранжевые маргаритки — непоколебимая символика Дня Мертвых. Кажется, что откуда ни возьмись весь город оказывается вдруг оранжевым! А Сан-Мигелю этот цвет особенно идет, ведь город построен в оттенках, которые с маргаритками идеально сочетаются — желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.

    Маргаритки на главной площади города

    Пожилые американки в костюмах Катрины

    Для украшения используются живые цветы

    Последние штрихи

    Все алтари очень красивые, хорошо, что не приходится выбирать лучший

    Вот так отмечается День Мертвых в Мексике. В каждом городе празднования могут отличатся, да что там — даже в том же городе каждый год появляется что-то новенькое, поэтому заскучать не получится. Вот мы в том же Сан-Мигеле, и все было немножко по-другому. В этом году было гораздо больше всяких мероприятий — парад Катрин, экскурсия на кладбище, мастер-классы для детей, специальные ужины в ресторанах и вечеринки у бассейна.