Ребенок не умеет смеяться над собой. Когда и над чем начинает смеяться ребенок

Рождение малыша - волнительный момент для родителей и членов семьи. Если это первое чадо, то мама сталкивается с большим количеством вопросов. Как кормить, пеленать, укачивать?

Среди них не остаётся без внимания вопрос, когда ребенок начинает смеяться?

Первая улыбка в подарок маме

Каждый человек на планете уникален. Невозможно найти двух одинаковых людей. Также и Вашего малыша недопустимо ставить в жёсткие рамки.

Скорость развития малыша зависит от него самого и окружающей атмосферы. Смех - это проявление положительных эмоций, а они возникают у карапуза когда:

  1. Он сыт.
  2. Рядом мама.
  3. В доме царит гармония.
  4. Ему уделяют внимание.

Ваше внимание необходимо крохе! Без него невозможно нормальное развитие. Карапуз должен чувствовать, что он нужен и любим.

Отвечая на вопрос, когда ребенок начинает смеяться вслух, стоит знать следующие моменты:

  • Только родившись, малыш начинает улыбаться. Но делает он это на бессознательном уровне.

Такую улыбку учёные называют спонтанной или эндогенной. Она сопровождается хаотичным движением глазных яблок. Причиной служит удовлетворение естественных потребностей, а не окружающий мир.

Добиться такой улыбки от малыша можно погладив по щекам или губам.

  • При постоянном контакте с родителя малыш начинает улыбаться им в ответ. Улыбаясь чаще, родители провоцируют обратную реакцию.

Ласковое воркование мамы также не останется без награды. Периодом появление первой экзогенной улыбки становится возраст начиная с месяца.

  • Постепенно развиваясь, маленькое чудо более ярко реагирует на окружающий мир. Его может развеселить всё, что угодно: от смешно произнесенного слова до пролетевшей рядом пушинки.

Не стоит паниковать, прочитав на различных форумах информацию о том, что чадо умело смеяться с рождения. Новорожденный малыш просто не умеет этого делать.

Как правило, молодые мамочки выдают желаемое за действительное.

Какие вы все смешные и во сне и на яву

  1. настроя ребенка;
  2. темперамента ребенка;
  3. эмоционального фона в семье.

Когда смеется ребенок, он может начать икать. Пугаться этого не стоит. Такое бывает у многих детишек при сильном смехе.

Придя в этот мир, новорожденный попадает в большое и неизведанное пространство. Каждый день наполняется все новыми и новыми открытиями.

Его нервная система еще не окрепла и поэтому положительные эмоции, перенесенные за день, не проходят бесследно. Вот почему ребенок смеется во сне. Пугаться этого и, тем более, будить ребенка не стоит. Это нормальное проявление становления нервной системы.

Старайтесь перед сном играть с детьми в более спокойные игры.

Ну не смогла я, не смогла

Если все вышеперечисленные ухищрения не помогли и ребенок не смеется в голос, а просто улыбается в ответ, то переживать всё-таки не стоит. Причин такому поведению несколько:

  • Незрелость нервной системы.

Некоторые мамочки пытаются вызвать шквал эмоций до трех месяцев или на следующий день после исполнения заветного возраста. Стоит просто подождать. Если же и в пять месяцев малыш не порадовал родителей заливистым смехом, то это вовсе не означает отставание в развитии. Это говорит лишь о том, что просто не пришло время.

  • Эмоциональная сдержанность остальных членов семьи.

Ведь если дитятко не слышит, как смеются родители, ему не с кого взять пример. В общении с ребенком не стоит стесняться своих эмоций. Малыш оценит их проявление по достоинству.

  • Внутренняя серьезность и темперамент самого карапуза.

Он серьезен не по годам и, как персонаж известного мультика, даже сам себе не улыбается. В таком случае родителям придется сильно постараться, чтобы вызвать эмоции.

В любом случае, необходимо просто окружить свое чадо вниманием и заботой. Меньше читать форумы, на которых незнакомые люди говорят об успехах детей. Ведь проверить информацию никак нельзя.

Вообще, сравнивать ребенка с другими детьми не рекомендуется. Необходимо помнить об индивидуальности чада и тогда все получится.

Научи меня, мама

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка смеяться. Как правило, карапузов в таком возрасте веселят самые простые забавы.

  • Например, игра в «ку-ку» либо, рассказывая веселые прибаутки, слегка трясти на руках.

ВНИМАНИЕ. Увлекаться тряской не стоит. Вы можете вызвать перевозбуждение и головные боли у малыша.

  • Кроме того, ребенка повеселят милые рожицы, которые можно состроить.
  • Помогут рассмешить ребенка подбрасывания вверх или щекотка.
  • Незнакомые слова и смех родителей тоже могут привести к желаемому результату.
  • Можно поиграть в «ветерок»: необходимо просто слегка подуть ребенку на лицо и животик.
  • Либо прикусить бок, ножку или ручку ребенка. Дети, как правило, реагируют на это смехом.
  • Длинные слова также смогут рассмешить младенца.

ВНИМАНИЕ. Когда ребенок начинает смеяться со звуком он может напугать самого себя. Но потом он поймет, что это именно он издает подобные звуки и начнет тренировать все больше и больше.

  • Ну и конечно, не стоит забывать про собственный пример. Смейтесь и веселить вместе с чадом.
  • Деткам старшего возраста помогут начать смеяться неверно сказанные слова или неправильно одетые вещи. Дуршлаг на голове мамы или ведерко на его собственной, станут причиной заливистого смеха.
  • Кроме того, мультфильмы и смешные игры тоже не стоит игнорировать. Необходимо прививать ребенку вкус к жизни и юмору.
  • Не стоит зацикливаться на примитивных методах рассмешить. Домашний театр и игры со сверстниками разовьют у ребенка отличное чувство юмора.

Момент, когда ребенок начинает смеяться, является для родителей одним из самых ожидаемых и волнительных. Поэтому они стараются заранее узнать, в каком возрасте это происходит, какие признаки предшествуют смеху «в голос», что делать, если все сроки вышли, а карапуз не проявляет нужных эмоций.

Учитывая индивидуальность развития малышей и специфику каждого отдельного случая, никто не возьмется назвать точные цифры сроков, но определенные границы все же есть. Так же, как существуют действия и факторы, способные простимулировать развитие у грудничков данного навыка.

В каком возрасте маленькие дети начинают смеяться?

Первый месяц после родов кроха в основном спит, адаптируясь к новым условиям. Только начиная с 5-6 недели он начинает проявлять хоть какую-то заинтересованность к тому, что происходит вокруг. Уже начиная с 3-4 месяца жизни в «арсенале» грудничка появляются улыбки, хмыканье и другие не менее милые звуки.

После того, как ребенок начинает пытаться подключать голос, производя указанное эмоциональное сопровождение, он начинает агукать и гулить. А примерно в 4-5 месяцев можно услышать и самый настоящий смех в исполнении новорожденного. Обычно ребенок начинает смеяться неожиданно, в том числе и для самого себя. Иногда он даже пугается нового звука и тут мама должна также поддержать его смехом, чтобы карапуз понял, что все нормально.

Не стоит расстраиваться, если в указанные сроки ничего не происходит. Рамки, предложенные специалистами довольно размыты и находятся в пределах 3-8 месяцев. Спокойные и всем довольные детки, которые всегда находятся в центре внимания, могут засмеяться впервые даже немного позже. Это совсем не значит, что у младенца имеются какие-то отклонения или он подвергается неправильному уходу.

Что делать, если смех «в голос» так и не появился?

Время идет, все знакомы карапузы вовсю смеются, а самый дорогой сердцу малыш улыбается и молчит. Этому явлению может быть несколько объяснений:

  • У него пока просто не дозрела нервная система. Родителям стоит запомнить, что «умение» смеяться не является показателем физического или интеллектуального развития грудничка. Это естественный навык, который стимулируется окружающей средой и обязательно приходит.

Совет: Стоит учесть, что постоянный смех без причины является не менее тревожным фактором, чем полное отсутствие данной эмоции. На всякий случай лучше проконсультироваться с врачом, если начинает казаться, что смех является единственной реакцией малыша на любой внешний раздражитель.

  • Его окружают слишком серьезные люди, которые стараются контролировать свои эмоции. Или у малыша пока нет поводов для смеха. Обычно так случается, если дети подолгу не видят родителей и поэтому не испытывают к ним эмоциональной привязанности. Случаются и противоположные ситуации. Дети все время проводят с мамой и просто не успевают по ней соскучится, поэтому воспринимают ее как должное. Зато, однажды увидев что-то очень яркое, красочное или большое, они испытывают такой прилив положительных эмоций, что не способны сдерживать смех.
  • Некоторые малыши просто рождаются серьезными и не испытывают внутренней потребности в выражении своих эмоций. Это не означает, что они вырастают замкнутыми пессимистами, просто в конкретный период времени им так комфортнее.

Конечно, нельзя полностью отметать вероятность сбоя в работе нервной системы в результате травмы или инфекционного процесса. Но в этом случае в поведении ребенка будут наблюдаться и другие странности, которые помогут поставить правильный диагноз.

Как можно научить ребенка смеяться?

Дети начинают радоваться жизни практически с рождения (во всяком случае, со второго месяца после родов), поэтому привить им любовь к смеху совсем несложно. Чтобы облегчить данный процесс, рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Если ребенок начинает смеяться или хотя бы пытается изобразить похожие звуки, его нужно поддерживать. Конечно, не стоит громко хохотать, тем самым еще сильнее пугая карапуза, но стоит подать ему хороший пример.
  2. Дети впитывают все, как губки, в том числе и проявление эмоций. Начиная со второго месяца жизни они физически способны улыбаться и смеяться. Поэтому, чем чаще они будут наблюдать эти эмоции, тем быстрее начнут сами использовать их на практике.
  3. Нередко первый смех ребенка проявляется в ответ на тактильное раздражение, например, во время массажа. Не нужно сознательно щекотать малыша до коликов, но можно нежно поглаживать по животику и ребрам, провоцируя хорошее настроение.
  4. Помимо этого, детки обожают необычные звуки и новые ощущения. Одни смеются от того, что им подуют на пяточки, другие обожают слушать считалки, третьи приходят в восторг, когда папы прижимаются ртом к их животу и с силой выдыхают, провоцируя громкий фыркающий звук.
  5. Ну и конечно нужно постоянно общаться с малышом, используя для этого разные интонации (вопрос, восклицание, удивление, похвала), активно подключая мимику. Не стоит пытаться удивить его страшными рожами, они нередко пугают малышей, лучше ограничиться чем-то оригинальным, но добродушным.

Ученые утверждают, что детский организм намного активнее, чем взрослый, вырабатывает эндорфины – гормоны счастья. Поэтому умение громко и заразительно смеяться в них заложено самой природой. Нужно только немножко подождать и все обязательно придет.

Чувство юмора, чувство комичного... Далеко не все люди имеют такой дар при рождении. Намного легче в жизни человеку, обладающему этим чувством, чем тому, который его лишен! Оказывается, воспитывать у детей эту способность, как любую другую, можно и нужно с самого детства.

Что делать, когда вашего ребенка дразнят на улице или в садике, и он из-за этого страдает, плачет, злится? Надо научить его, чтобы он улыбался в ответ обидчику или придумал что-то смешное, свое, изменить его отношение к самому себе. И тогда чужие насмешки будут восприниматься совсем не так болезненно.

Улыбка во весь рот

Первую улыбку-гримаску у своего малыша вы можете увидеть уже в первые дни жизни ребенка. Но психологи и педиатры эти улыбки называют «спонтанными» или «физиологическими», тем самым подчеркивая, что психологического содержания они еще не имеют. Настоящая улыбка появляется к концу периода новорожденности (второй месяц) в ответ на улыбку мамы, ее ласковые слова. Не пропустите этот момент! Старайтесь поддерживать такое общение. Ребенок поймет, что с помощью улыбки может продлить контакт с вами, и все чаще начнет пользоваться этим надежным средством.

«Чтобы засмеяться, смешное нужно суметь увидеть», - пишет исследователь природы комизма и смеха В. Пропп. Чтобы рассмотреть смешное, необходим жизненный опыт, пусть даже совсем крохотный. Смешное возникает из неожиданности, тогда, когда нарушается привычный ход событий. Даже трехмесячные крохи вполне способны на проявление такого чувства юмора. Например, их могут смешить длинные, непонятные слова (научные термины или иностранные названия), не свойственные для речи близких. Конечно, произойдет это только в том случае, если беседы взрослых для крошки - привычная и обязательная часть его жизни.

Итак, совет такой: если хотите, чтобы чадо отличалось тонким чувством юмора, говорите с ним побольше обо всем на свете с самого раннего возраста. И всегда с радостью встречайте его улыбку.

Что же еще вызывает смех у младенца? Разнообразные «фокусы» с появлением и исчезновением: мамино лицо исчезает за ладонями или спинкой кровати, а затем появляется: «Ку-ку!» Включается и выключается фонарик: «Есть огонек, щелк - нет огонька!». Вызовут смех всякие «захватывающие дух» игры: качание на коленях с паданием в «ямку», подбрасывания, щекотания. Но не только вы можете рассмешить своего ребенка, он и сам в состоянии организовать себе веселье. Например, двадцать раз «уронив» ложку, которую ему торжественно вручили, чтобы учился кушать самостоятельно.

Ребенок постарше, даже не научившийся еще толком и говорить, уже может пользоваться чувством юмора в своем поведении при общении с другими людьми. Вот пример полуторагодовалого малыша. Бабушка протирает пыль, ребенок сидит за столиком с рисованием. Но это занятие сейчас не так уж увлекает его. Он тянет ручки к бабушкиной тряпке, мол, я тоже хочу вытереть свой столик. Но бабушка другого мнения: «Подожди у тебя еще чисто». Мальчик на мгновение замер, а потом, лукаво глядя на бабушку, раз провел кисточкой по столу, потом еще раз. «Ну как, а теперь?» Бабушке ничего не оставалось сделать, как засмеяться вместе с малышом и вручить ему тряпку. В этом случае она по достоинству оценила изобретательность и чувство юмора внука.

Вот и еще совет для родителей, которые хотят взлелеять в детях это чувство: цените шутки малыша даже в том случае, когда они добавляют вам хлопот.

Ехал Ваня на ремне

Чувство комичного проявляется и в том, что дети подшучивают друг над другом, строят гримасы, говорят несуразности. И какое большое удовольствие получают они при этом! Так, один малыш любил говорить своей матери: «Надень шубу, надень шапку, надень перчатки и садись пить чай», - и каждый раз сам громко смеялся своей шутке.

Изобретая шутку, дети чувствуют, что «переворачивать» по своей прихоти мир не только не страшно, а весело и очень забавно. Для ребенка придумывание всяких несоответствий, несообразностей - это своеобразные «игры разума», ведь на самом деле он отлично знает, «как правильно».

Обращайте внимание на шутки своего ребенка, непременно цените их даже в том случае, если они кажутся вам не вполне удачными. Поддерживайте игру в словотворчество.

Дошкольники любят слушать сказки и стихи, где встречаются так называемые «перевертыши». Сколько радостного веселья доставляет ребятам стихотворение К. Чуковского «Путаница», где поросята мяукают, кошки хрюкают, а горящее море тушат «пирогами, и блинами, и сушеными грибами». Или «Ехал Ваня на ремне, вел старушку на коне, а собачка в это время мыла фикус на окне». Чувство комичного проявляется у детей и в их собственной творческой деятельности: в сочиненных ими дразнилках, считалках, в перефразировании известных стихов, песенок. Мальчик Коля 3-х лет перефразировал песенку, которую поют дети, играя в горелки. Вместо «птички летят - колокольчики звенят» он повторял «птички звенят - колокольчики летят» и звонко смеялся при этом.

Особенностью чувства юмора у дошкольников является то, что они воспринимают лишь внешнюю сторону комического. Им нравится буффонада, комизм голосовой, комизм жестов, а при восприятии комических литературных произведений они находят смешное во внешних ситуациях (например, в обрисовке внешности персонажей).

Чувство юмора во многом зависит от жизненного опыта ребенка. Из-за бедности своего опыта дети 4-6 лет, в отличие от более старших ребят, вместо того чтобы смеяться в комических местах, часто испытывают страх и беспокойство за любимого героя, боятся, что с ним произойдет несчастный случай, что он погибнет.

Большое влияние на развитие чувства юмора у детей оказывают забавные игрушки, восприятие ими веселых рассказов, смешных картинок, а также шутки и юмор окружающих ребенка взрослых. Одна мама оттопыренные ушки своего любимого чада, шутя, называла «ангельские крылышки», и ребенок в ответ на это мило улыбался. Конечно, чувство юмора играет решающую роль в развитии оптимизма и жизнерадостности ребенка.

Неприкосновенность чувств

Вот что ни в коем случае нельзя подвергать осмеянию, так это человеческие чувства. Нельзя смеяться, когда ребенок говорит, что ему обидно, больно, тоскливо, грустно.
Нельзя смеяться, когда, например, шестилетний дошколенок рассказывает вам о своей влюбленности. Нельзя стараться с помощью юмора и иронии обесценить его переживания. Иногда взрослые делают это, руководствуясь благими мотивами: отвлечь от переживаний, уменьшить боль. На самом деле такое поведение взрослых для ребенка выглядит как уход от его проблем, нежелание говорить с ним о том, что его волнует.

Нельзя высмеивать детей (как и взрослых), когда у них что-то не получается. Некоторые родители прибегают к такому приему, чтобы вызвать у ребенка желание совершить усилие. Это ложный путь, и эффект тут достигается за счет страха перед унизительными словами взрослого.

Относитесь с юмором к себе и своим недостаткам, тогда ребенок, скорее всего, переймет ваш стиль.

В заключении хочется посоветовать.

Во-первых, хорошо шутить легче человеку начитанному, эрудированному, с богатым словарным запасом и хорошо развитой речью. Поэтому нужно с ребенком много читать, обязательно просить его пересказывать прочитанные рассказы или события из жизни.
Во-вторых, нужно развивать у ребенка наблюдательность, внимание к деталям, а также память, фантазию и воображение.
В-третьих, учите ребенка находить в любых событиях что-то положительное, а иногда и комичное.
Наконец, нужно поощрять ребенка высказывать собственное мнение, точку зрения, не боясь при этом показаться смешным или глупым.
Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни - очень ценное качество.
И, конечно, самая лучшая проверка чувства юмора человека - способность смеяться не столько над другими (это дело нехитрое), сколько над собой.

Смех малыша – заливистый и искренний – никого не оставляет равнодушными. Особенно умилительно хохочут младенцы, которые еще даже не научились говорить. В этой статье мы расскажем, в каком возрасте дети начинают смеяться в голос, как и почему это происходит или не происходит в конкретном случае, а также выясним, можно ли научить малыша смеяться.

Сроки и нормы

Сложно сказать, когда человечество начало смеяться. Ученые предполагают, что случилось это еще на самом раннем этапе развития цивилизации. Смеяться могут не только человеческие дети, но и детеныши обезьян, но только в ответ на щекотку. Смех человека далеко не всегда связан с физическим воздействием. Это психоэмоциональная реакция на самые разные жизненные ситуации.

Новорожденный ребенок смеяться не умеет, поскольку для того, чтобы произвести смех, должны нужным образом сокращаться мышцы лица, определенно меняться дыхание, а также работа голосовых связок. Единственный инструмент общения с миром новорожденного – крик. Им он показывает свои нужды и потребности и до определенного времени ему вполне хватает этого.

Да, груднички могут улыбаться, но улыбка эта физиологическая, непроизвольная, которая говорит не о позитивной эмоции, а о спонтанном сокращении лицевых нервов по случаю интенсивного становления и «отладки» нервной системы.


Первая осознанная улыбка может появиться у крохи тогда, когда он научится различать и узнавать лицо мамы, то есть не раньше, чем малыш научится фокусировать взгляд на близких предметах. Это обычно происходит к 2 месяцам и чуть позднее. Примерно в 2-3 месяца малыши начинают гулить. Они слышат собственный голос и поначалу их это настораживает, но по мере развития эмоциональной сферы крохи начинают воспринимать собственное гуление как довольно забавные звуки. Именно на период от 3 до 5 месяцев приходится долгожданное освоение нового навыка – ребенок начинается смеяться в голос.

Улыбаться и смеяться со звуком малыш будет тогда, когда сыт, когда он здоровый и сухой, когда ему комфортно и хорошо. Поначалу это будет тихий и осторожный смех, потом грудничок осмелеет и начнет смеяться громко. После полугода дети начинают накапливать дневные впечатления, и это может выразиться смехом во сне. Удивляться и бояться этого не надо, такой смех – этап формирования психического и эмоционального развития малыша.

С первым смехом вслух обязательно будут связаны и многочисленные родительские вопросы. Так, довольно часто мамы отмечают, что ребенок после смеха начинает икать. Это вполне нормально, волноваться не нужно, просто в смехе задействованы органы дыхания, происходят ритмичные выталкивания воздуха из легких. При этом слабая детская диафрагма может испытывать непривычные и незнакомые ранее спазмы, которые и проявятся ритмичной икотой после смеха.



Почему малыш не смеется?

Если карапуз достиг возраста, который считается оптимальным для начала смеха, но долгожданных звуков родители так и не слышат, то причин на то может быть несколько.

  • Отсутствие готовности нервной системы. Это означает, что малыш физиологически не готов засмеяться, его нервная система окрепла недостаточно. Чаще всего такое наблюдается у детей, которые родились недоношенными, маловесными, с врожденными заболеваниями. Их физическое и эмоциональное развитие идет с некоторым вполне естественным отставанием. Если окружить ребенка вниманием и любовью и просто немного подождать, то малыш обязательно засмеется, когда придет «его время».
  • Нет наглядного примера. Если в семье не принято выражать свои эмоции громким и искренним смехом, если мама редко улыбается, то ребенку просто негде обучиться такой форме выражения чувств, как смех. Дети с 2-3 месяцев начинают слушать не только себя, когда приходит пора агукать и гулить, но и окружающих. Для них не имеют значения слова, зато важны эмоции, интонации, тоновый окрас голоса взрослого человека. Когда мама смеется, ребенок быстро понимает, что это хорошо, и начинает подражать вслух.
  • Такой характер. Есть дети смешливые, а есть серьезные и сосредоточенные. Все зависит от темперамента, склада характера, врожденных особенностей малыша. Если он «бука» и мыслитель, то заставить его засмеяться будет невероятно трудно. При этом он будет вполне нормально развиваться как физически, так и психически. В лучшем случае такой карапуз будет улыбаться, если что-то будет приводить его в восторг.
  • Поражения нервной системы, заболевания. Отсутствие смеха может быть признаком эмоциональной незрелости, связанной с органическими поражениями головного мозга. Такое иногда встречается у детей, которые родились после тяжелой беременности, страдавших от гипоксии или от резус-конфликта. Причиной могут быть и тяжелые роды, кровоизлияние в мозг, водянка головного мозга, ишемические изменения, неврологические нарушения. Отсутствие смеха часто сопровождает аутизм и врожденное слабоумие.



Чем лучше налажен эмоциональный и тактильный контакт между мамой и малышом, тем раньше кроха начинает улыбаться и смеяться. Именно поэтому все детки-отказники в Домах малютки выглядят такими грустными – нехватка общения с первых дней жизни, заторможенность психоэмоциональной сферы не располагают к лучезарным улыбкам и открытому искреннему смеху. Хотя и такие дети постепенно обучаются эти навыкам, ведь открывать мир вокруг – очень интересно и познавательно.


Смех как система сигналов и знаков

Когда малыш научится смеяться в голос, у него появляется дополнительный инструмент общения с миром. Теперь у него есть крик, улыбки и смех, а также отдельные способности к вокализации – он агукает или гулит. С этого момента маме нужно быть предельно внимательной – все свои новые способности ребенок будет использовать, чтобы показать, в чем именно и когда он нуждается.

Если малыш смехом реагирует на обращенные к нему ласковые слова или мамину песенку, это свидетельствует о налаженном контакте, о своевременном психоэмоциональном развитии. Смех без причины тоже совершенно естественен для ребенка до года. Маме не кажется смешным летящее перышко или пылинка, а малышу, который видит их впервые, они кажутся очень даже забавными.

Смех в ответ на собственное гуление – тоже норма. Так малыш получает первые доречевые навыки и ему это нравится. Рассматривание игрушки и последующий заливистый смех – выражение радости, восторга.

Нервный защитный смех, который свойственен детям-неврастеникам, в возрасте до года не проявляется, как и другие виды смеха, например, издевательский. Диагностировать психические заболевания по характеру, частоте и уместности смеха в той или иной ситуации в младенческом возрасте невозможно – симптомом определенных отклонений он становится не раньше, чем после 3 лет.



Можно ли научить?

Если малыш от рождения «бука» и меланхолик, научить его хохотать будет проблематично, но ничего невозможного для любящей мамы нет. А потому нужно браться за дело. Для начала проанализируйте, по каким из вышеперечисленных причин у малыша может отсутствовать смех. Если они патологические, связанные с неврологическими нарушениями, стоит посоветоваться с неврологом. Некоторым деткам назначают успокоительные препараты, ноотропные средства. Во всех остальных ситуациях все в руках мамы.

Рассмешить «несмеяну» помогут такие игры, как «Ку-ку»: мама закрывает лицо руками, а потом открывает его и говорит малышу «ку-ку» с обязательной улыбкой. Даже если в самом начале кроха будет лишь тревожно вглядываться в манипуляции родительницы, обязательно наступит день, когда знакомое движение в сочетании со знакомым звуком вызовут ответную улыбку и смех.

Малышей обычно очень веселит умеренная вибрация. А потому ручки крохи можно взять в свои и слегка потрясти кисти, а потом стопы ножек. Сопровождать эти действия можно любыми смешными звуками, например «бр-р-р-р» или «та-та-та». Не трясите ребенка слишком сильно, это может привести к нежелательным последствиям – нервная система грудничка перевозбудится, ему будет сложно вести себя спокойно.



С 3 месяцев малыши различают выражение лиц взрослых. Научитесь корчить смешные рожицы. Маме это полезно в качестве мимической гимнастики от морщин, а ребенку будет занятно наблюдать. Прежде чем продемонстрировать карапузу очередную рожицу, покажите ее себе в зеркале, чтобы случайно не испугать кроху.

Очень часто дети в возрасте от 4-5 месяцев начинают смехом реагировать на незнакомые им слова. Если вы заметили, что такое слово в вашем лексиконе нашлось, и оно вызывает интерес у ребенка, повторяйте его чаще, обращаясь именно к малышу. Это обязательно будет стимулировать смех. Самыми забавными детям до года видятся длинные слова, например, «электробезопасность».

Почти все дети реагируют на щекотку. Не стоит щекотать мрачного карапуза до изнеможения. Но легкое прикосновение зубами без нажима к пяточке и запястью малыша, к его животику с прибаутками вроде «Кого я сейчас съем?» чаще всего вызывают именно смешливую ответную реакцию. Точно таким же чудесным свойством обладает и обдувание частей тела ребенка потоком воздуха из собственных легких.