Формы и методы обслуживания лиц пожилого возраста. Система социального обслуживания лиц пожилого возраста Одной из форм социального обслуживания является развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар, которые сохранили пол

Геронтология – это: 1) наука о смерти; 2) наука о закономерностях старения живых организмов; 3) наука о живых организмах; 4) наука о здоровой женщине. 2. Гериатрия – это: 1) наука о лечении травами; 2) наука о старческих болезнях и их лечении; 3) наука о психических заболеваниях; 4) наука о заболеваниях, вызванных медицинскими работниками. 3. Старость – это: 1) следствие вредных привычек; 2) патологический процесс; 3) закономерный процесс возрастных изменений 4) закономерно наступающий заключительный этап жизнедеятельности человека. 4. Долгожители – это люди: 1) моложе 100 лет; 2) старше 80 лет; 3) старше 75 лет; 4) старше 90 лет. 5. Пожилой возраст: 1) старше 90 лет; 2) 60-74 лет; 3) 45-60 лет; 4) 50-90 лет. 6. Старческий возраст: 1) 75-90 лет; 2) 60-75 лет; 3) 45-60 лет; 4) 60-80 лет. 7. Ведущая потребность в старости: 1) лечение; 2) работа; 3) отдых; 4) общение, передача поколенного опыта. 8. Причиной старения является: 1) влияние болезней, вредные привычки; 2) влияние внешней среды; 3) генетически заложенная программа; 4) все вышеперечисленное. 9. Геронтофобия – это: 1) боязнь старости;2) враждебное отношение пожилых людей к окружающим; 3) благотворительность; 4) почитание старости. 10. Группы принципов ООН в отношении пожилых людей. Исключите не верный ответ. 1) независимость; 2) уход; 3) защита; 4) участие. 11. Группы принципов ООН в отношении пожилых людей: 1) реализация внутреннего потенциала; 2) достойный образ жизни; 3) медицинское обслуживание; 4) социальное обслуживание. 12. Старение – это: 1) разрушительный процесс, неизбежно развивающийся с возрастом; 2) заключительный этап; 3) физиологический процесс; 4) естественный процесс. 13. Витаукт – это: 1) процесс старения; 2) уменьшение продолжительности жизни; 3) процесс, стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его надежность; 4) процесс возрастных изменений. 14. Исключите неверный ответ. Социальная геронтология изучает: 1) положение пожилых людей в семье и обществе; 2) влияние социально-экономических факторов на качество жизни пожилых; 3) возрастные изменения организма; 4) влияние фактора старения населения на развитие страны. 15. Основные разделы геронтологии. Исключите неверный ответ: 1) гериатрия; 2) биология строения; 3) социальная геронтология; 4) физиология строения.

Теории строения. Исключите неверный ответ.

1) теория изнашивания;

2) химическая теория;

3) математическая теория;

4) теория интоксикации.

Виды старения. Исключите неверный ответ.

1) ускоренное;

2) физиологическое;

3) биологическое;

4) замедленное.

Механизмы старения.

1) нейрогуморальный;

2) гормональный;

3) рефлекторный;

4) функциональный.

Направления деятельности органов социальной защиты населения. Исключите

Неверный ответ.

1) социальная помощь;

2) социальная поддержка;

3) социальное обслуживание;

4) пенсионное обеспечение.

Исключите неверный ответ. Социальная защита лиц пожилого и старческого возраста

состоит из:

1) профилактика;

2) поддержка;

3) представительства;

4) помощи.

21. Деменция в пожилом возрасте:

1) первичная;

2) псевдодеменция;

3) третичная;

4) органическая;

Навыки, умения, которыми должен обладать социальный работник при работе с пожилыми людьми

1) умение выслушать, бескорыстность;

2) корыстность;

3) грубость;

4) легкомыслие.

23.Демографическая старость считается стабильной – при доле лиц старше 60 лет в общей структуре населения:

1) от 12 до 14%;

2) от 7 до 8%;

3) от 15 до 19%;

4) свыше 20%.

24. Демографическая старость считается социальной депопуляцией – при доле лиц старше 60 лет в общей структуре населения:

1) от 12 до 14%;

2) от 7 до 8%;

3) от 15 до 19%;

4) свыше 20%.

25. Виды старения:

1) физиологическое;

2) биологическое;

3) психическое;

4) социальное.

26. Деонтология:

1) способность человека реагировать на внешние и внутренние раздражители;

2) наука, изучающая этические принципы поведения специалиста при исполнении

своих профессиональных обязанностей;

3) индивидуальная история личности;

4) состояние организма человека.

27. Геронтофилия – это:

1) уважение к старым людям;

2) боязнь старости;

3) неприятие старых людей;

4) страх смерти.

28. Эвтаназия – это:

1) чувства конкретных людей;

2) искусственная смерть путем отказа больного от длительного и не приносящего

облегчения лечения;

3) предпочтение своих интересов интересам других людей;

4) психические волнения.

29. Наука, изучающая закономерности старения живых организмов, а также отдельные его аспекты (биологические, медицинские, психологические, социальные, экономические):

1) социальная экология:

2) гериатрия;

3) геронтология;

4) социальная геронтология.

30. Какой из разделов не включает геронтология:

1) биологическая геронтология;

2) гериатрия;

3) микробиология;

4) социальная геронтология.

31. Кто провел в 1938 г. научную конференцию, посвященную проблемам старения и долголетия:

3) Боткин;

4) Богомольцев.

32. Разрушительный процесс, неизбежно развивающийся свозрастам, в результате нарастающего действия факторов, и ведущий к недостатку физиологических функций организма:

1) развитие;

2) старение;

3) старость;

4) угасание.

33. Какой из перечисленных механизмов старения является неверным:

1) молекулярный;

2) нейрогуморальный;

3) органный;

4) клеточный.

34. Какой год объявили годом пожилого человека:

4) 1999 г.

35. Родиной социальной геронтологии является:

1) Канада;

2) США;

3) Германия;

4) Республика Беларусь.

36. Когда была принята Всемирная декларация прав пожилого человека:

37. Возвращение к прошлым формам поведения – это:

1) регрессия;

2) бегство;

3) витаукт;

4) адаптация.

38. Исключите неверный ответ. Иллюзии разделяются на:

1) аффективные;

2) невербальные;

3) вербальные;

4) фантастические.

39. Какой психический процесс раскрывает отношения и связи между предметами и явлениями:

1) восприятие;

2) ощущение;

3) память;

4) мышление.

40. Исключите неверный ответ. Влечение, основанное на инстинктах:

1) пищевой;

2) оборонительный;

3) трудовой;

4) половой.

41. Демографическое старение – это:

1) уменьшение доли пожилых и старых людей в общей численности населения;

2) увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения;

3) отсутствие прироста населения;

4) соотношение между числом молодых людей и лиц старше 60 лет.

42. Виды насилия в отношении пожилых людей. Исключите неверный ответ:

1) экономическое;

2) психологическое;

3) медицинское;

4) социальное.

43. Виды насилия в отношении пожилых людей:

1) физическое;

2) химическое;

3) физиологическое;

4) биологическое.

44. Виды насилия в отношении пожилых людей. Исключите неверный ответ:

1) физическое;

2) сексуальное;

3) медицинское;

4) ускоренное.

45. Расстройства воли. Исключите неверный ответ:

1) безумие;

2) абулия;

3) гипобулия;

4) гипербулия.

46. Расстройства мышления в старости:

1) резонерство;

2) иллюзия;

3) аоразия;

4) амнезия.

47. Расстройства памяти в старости:

1) абулия;

2) конфабуляция;

3) деменция;

4) аффект.

48. Расстройства интеллекта в старости:

1) афазия;

2) деменция;

3) элюция;

4) депрессия.

49. Основной симптом всех форм расстройств сознания пожилых и старых людей:

1) дезориентировка во времени и обстановке;

2) беспомощность;

3) преобладание отрицательных эмоций;

4) недостаточность интеллекта.

50. Типы социальной адаптации к старости. Исключите неверный ответ:

1) физиологическая;

2) социально-экономическая;

3) социально-психологическая;

4) гериатрическая.

51. Ресоциализация – это…Исключите неверный ответ:

1) возвращение престарелых в общество;

2) возобновление социальных контактов престарелого человека;

3) духовная поддержка престарелых;

4) процесс приспособления психики человека к стрессовым воздействиям.

Формы социального обслуживания лиц пожилого возраста. Исключите неверный

ответ:

1) стационарные;

2) нестационарные;

3) центральные;

4) полустационарные.

53. Направления деятельности органов социальной защиты населения. Исключите неверный ответ :

1) социальная помощь;

2) пенсионное обеспечение;

3) социальное обслуживание;

4) социальное обеспечение.

54. Расстройства ощущения в старости:

1) амнезия;

3) галлюцинации;

4) иллюзии.

55. Расстройства восприятия в старости:

1) афазия;

3) галлюцинации;

4) иллюзии.

56. Группы пожилых и старых людей для оказания медицинской помощи и социального ухода. Исключите неверный ответ:

1) общественно активные;

2) пассивные;

3) индивидуально активные;

4) неактивные.

57. Группы пожилых и старых людей для оказания медицинской и социальной помощи:

1) обеспеченные;

2) эмоциональные;

3) пассивные;

4) общественно активные.

58. Группы пожилых и старых людей для оказания медицинской и социальной помощи:

1) неактивные;

2) пассивные;

3) мобильные;

4) мудрые.

59. Навыки общения, которыми должен обладать социальный работник при работе с пожилыми людьми. Исключите неверный ответ:

1) внимание к другим;

2) обходительность;

3) невежливость;

4) вежливое отношение к людям.

60. Социальная адаптация - это:

1) отсутствие динамического равновесия;

2) процесс активного приспособления человека к новым для него условиям

социальной среды;

3) неудовлетворенность условиями жизни;

4) пассивность.

61. Виды пенсионных систем:

1) стабильная;

2) распределительная;

3) дифференциальная;

4) нестабильная.

62. Главная причина старения населения Беларуси:

1) увеличение смертности;

2) снижение рождаемости;

3) снижение смертности;

4) увеличение рождаемости.

63. Демографическое старение считается подвижным – при доле лиц старше 60 лет в общей структуре населения:

1) от 15% до 19%;

2) свыше 20%;

3) от 12% до 14%;

4) от 7% до 8%.

64. Исключите неверный ответ. Актуальными социальными проблемами для пожилых людей являются:

1) изменение образа жизни и адаптация к новым условиям;

2) поддержание приемлемого материального условия жизни;

3) психические изменения;

4) получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки.

65. Исключите неверный ответ. Формы работы с лицами пожилого возраста:

1) встречи, беседы;

2) наблюдение;

3) торжественные мероприятия;

4) проведение консультаций по различным вопросам.

66. Формы работы с лицами пожилого возраста:

1) тестирование;

2) проведение профессиональных праздников;

3) эксперимент;

4) изучение индивидуальных особенностей человека.

67. Методы социальной работы с людьми пожилого и старческого возраста. Исключите неверный ответ:

1) географический;

2) биографический;

3) социально-педагогический;

4) социально-психологический.

68. Основные задачи системы социальной защиты пожилых людей. Исключите неверный ответ:

1) сохранение благосостояния старого человека;

2) сохранение возможного максимального уровня самостоятельности;

3) защита интересов старых недееспособных людей;

4) исследование социальных причин старения.

69. Депрессия - это:

1) бурная, сильная эмоция;

2) повышенная активность;

3) подавленное настроение, беспокойство, апатия;

4) забывание названий.

70. Деменция, или:

1) безумие;

2) слабоумие;

3) абулия;

4) гипобулия.

71. Ревитализация - это:

1) угасание жизнедеятельности организма;

2) укрепление, повышение жизненных сил старого человека;

3) расстройство здоровья пожилого человека;

4) психическое состояние больного.

72. Формы социального обслуживания лиц пожилого возраста:

1) профессиональные;

2) центральные;

3) фундаментальные;

4) нестационарные.

73. Конфабуляция - это:

1) преобладание отрицательных эмоций;

2) полное отсутствие желаний;

3) замещение провалов в памяти вымыслами;

4) повышение активности.

74. Резонерство - это:

1) неспособность произносить слова;

2) способность понимать речь окружающих;

3) склонность к бесплодным рассуждениям;

4) ошибочно обоснованное суждение.

75. Олигофрения - это:

1) приобретенная слабость интеллекта;

2) врожденная недостаточность интеллекта;

3) понижение волевой активности;

4) отсутствие побужденией.

76. Виды старения. Исключите неверный ответ:

1) эмоциональное;

2) физиологическое;

3) преждевременное;

1) И.И. Мечников;

2) И.П. Павлов;

3) В.В. Фролькис;

4) Д. Хорман.

78. Социальные теории старения. Исключите неверный ответ:

1) теория изнашивания;

2) теория разъединения, освобождения;

3) теория активности;

4) теория возрастной стратификации.

79. Молодой возраст:

1) 18-44 года;

2) 15-42 года;

3) 16-40 лет;

4) 18-50 лет.

80. Средний возраст:

1) 45-60 лет;

2) 45-59 лет;

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых граждан в социальных услугах. Оно осуществляется по решению органов социальной защиты в подведомственных им учреждениях или по договорам, заключаемым с учреждениями социальной защиты иных форм собственности.

Социальное обслуживание пожилых включает в себя совокупность следующих услуг: уход, организация питания; содействие в медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста имеют право на:

Уважительное и гуманное отношение со стороны работников социальных учреждений;

Выбор учреждения и формы социального обслуживания;

Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

Согласие и отказ от социального обслуживания;

Конфиденциальность информации личного характера;

Защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.

В соответствии с федеральным законом определяются следующие формы социального обслуживания:

Социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания;

Стационарное социальное обслуживание в стационарных отделениях (домах-интернатах, пансионатах, других учреждениях социальной защиты);

Срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальном обслуживании;

Социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Система социального обслуживания пожилых граждан основана на использовании и развитии социальных служб всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального, негосударственного секторов социального обслуживания.

К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания пожилых относятся дома-интернаты для престарелых, психоневрологические интернаты, центры социального обслуживания.

Дома-интернаты предоставляют пожилым гражданам возможность находиться в них постоянно или временно, в т.ч. предусматривается недельное и дневное пребывание.

Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Следующий вид учреждений социальной защиты пожилых – центры социального обслуживания. Они создается, реорганизуются и ликвидируются органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты.

Центры может иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе отделения дневного пребывания престарелых, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи.

Преимущественным правом принятия на обслуживание Центром пользуются участники Великой Отечественной войны.

В отделение зачисляются пожилые независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной (врачебной) помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских.

Направления деятельности таких центров:

Выявление и учет пенсионеров, нуждающихся в обслуживании на дому;

Оказание социально - бытовой помощи пенсионерам на дому;

Содействие в предоставлении пожилым лицам льгот и преимуществ.

К числу надомных социально-бытовых услуг относятся:

Доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;

Оплата жилья, коммунальных услуг;

Сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;

Организация предоставления пенсионерам различных услуг предприятиями торговли, общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальных учреждений;

Содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды, протопка печей;

Помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные помещения органов социальной зашиты;

Содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;

Содействие пожилым людям в профессиональной подготовке и переподготовке в соответствии с их физическими и умственными возможностями;

Содействие в трудоустройстве, в получении правовых услуг.

Также предоставляется широкий перечень медицинских и санитарно-гигиенических надомных услуг:

Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

Содействие в проведении медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, в обеспечении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи;

Оказание психологической помощи;

Содействие в госпитализации, посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

Помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение.

В муниципальных центрах социального обслуживания на престарелых на дому могут вводиться дополнительные услуги:

Наблюдение за состоянием здоровья;

Оказание экстренной доврачебной помощи;

Кормление ослабленных престарелых;

Проведение санитарно-просветительской работы.

Заключение

Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Процесс старения населения относительно новое явление. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции. Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям и какое физическое место занимали старые люди среди других возрастных групп, какие функции в обществе они выполняли. Степень социальной активности граждан старшего возраста служит в настоящее время не только важным показателем их образа жизни, но и позволяет судить о положении и роли пожилых людей в обществе. Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствует о том, что они являются наиболее социально-незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании со стороны государства. Проблемы социальной защищенности старых людей стали особенно актуальными в результате всех социальных реформ, проводимых в нашей стране.

Социальная работа с пожилыми людьми имеет нормативно-правовую базу, которая служит для социальной защиты и социального обслуживания данной категории населения. С другой стороны, предприняты определенные и конкретные меры по улучшению социального обслуживания пожилых людей, с другой стороны существует ряд проблем, требующих неотложного решения. Важно обеспечить возможности получения различных видов социальной помощи и поддержки. Необходимо увеличение социального сервиса и учета потребительских предпочтений и возможностей пожилых людей, развития видов самопомощи и взаимопомощи, клубов по интересам и т.д, необходимо создать инфраструктуру досуга и реализации потребности в творчестве. Необходима корректировка действующей пенсионной системы- создание и совершенствование комплексного механизма стимулирования к «зарабатыванию» пенсии. Система уравнивания пенсий без учета трудового стажа привела к тому, что в настоящее время утрачивается такая жизненно необходимая ценность, как труд. Люди всю жизнь работавшие на благо государства получат пенсию, не соответствующую даже прожиточному минимуму.

Список литературы:

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993. - М.:Юрист, 2008.

    Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - СПб, 2004.

    Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.

    Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006.

    Социальная работа с пожилыми людьми. МГСУ. - М., 2005.

    Социальная работа. / Под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д, 2007.

Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку, осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных. Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.

Практически единственно правильным выходом было создание и развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению.

Государственная социальная политика была сориентирована на гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в экстремальной ситуации.

Эти меры были приняты вовремя и сыграли определенную роль в формировании и развитии нового направления социального обслуживания населения. В Российской Федерации данный сектор конституировался относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан оказывались и ранее.

Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно .

Определенная нормативно-правовая база организации социального обслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация.

Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральном Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.95г. N195-ФЗ. Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:

  • - неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным положением;
  • - востребованность обществом новой социальной политики;
  • - проблемность развития системы социального обслуживания.

Одна из основных задач учреждений социального обслуживания в современных условиях состоит в обеспечении комплексного подхода в организации работы с различными категориями населения. В настоящее время социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой многофункциональную систему стационарных и нестационарных форм предоставления социальных услуг. Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности и конфиденциальности. Использование адресного подхода при оказании услуг по социальному обслуживанию позволяет в более полной форме реализовать принцип социальной справедливости .

Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное социальное обслуживание. Социальные услуги, входящие в федеральные и территориальные перечни, предоставляются гражданам бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. Комплексные центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в стационарных, полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, оказывают населению социально-консультативную, социально - психологическую и правовую помощь, а также проводят большую культурно-массовую работу.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

  • - помощь должна носить реинтегрирующий характер;
  • - при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;
  • - социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;
  • - получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
  • - механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные)

Социальное обслуживание - это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, как тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, так и всех людей, нуждающихся в социальных услугах на различных этапах их жизни.

Социальное обслуживание - элемент социальной сферы, включаемый как направление деятельности и в другие сферы: здравоохранение, образование, уголовно-исполнительную систему. Социальное обслуживание относится к формализованным институтам государства, специально им созданным и специально предназначенным для осуществления различных видов помощи как самостоятельно, так и наряду с другими структурами гражданского общества. Социальное обслуживание - это самостоятельная организационная система, опирающаяся на собственную инфраструктуру .

Особенностью социального обслуживания как социальной системы является ее высокая динамичность, изменчивость, трансформация всех ее элементов.

Основная цель социального обслуживания - обеспечить население и каждого человека доступными социальными услугами надлежащего качества, создающими благоприятные условия для развития «человеческого капитала», сохраняющими и изменяющими социальное положение личности, населения, составляющих его слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей. Цели социального обслуживания могут ставиться на макро - и микросоциально-экономических уровнях, реализовываться на уровне государства, его субъектов, отдельных регионов, городов, населенных пунктов, районов, муниципалитетов, социальных учреждений, на уровне групп населения, семьи и отдельной личности.

Эффективность социального обслуживания, эффективность деятельности соответствующих учреждений - важнейшая составляющая анализа социального обслуживания, инструмент воздействия и внесения соответствующих изменений в систему и процессы социального обслуживания. Эффективность социального обслуживания - это обобщенный, интегральный показатель качества системы, определяемый как внутренними свойствами системы, так и условиями, в которых система функционирует .

Особенность определения эффективности социального обслуживания: цель - неполучение прибыли, а максимальное удовлетворение социальных потребностей населения или максимально возможная помощь клиенту в трудной жизненной ситуации. Эффективность социального обслуживания, выступая целевым ориентиром деятельности социальных учреждений, направляет эту деятельность в русло обоснованности, необходимости, оправданности и достаточности. Достижение эффективности социального учреждения - это задача рационального и экономного расходования всех ресурсов, как государственного финансирования, так и внебюджетных, спонсорских, благотворительных средств .

Эффективность социального обслуживания, осуществляемого социальными службами, можно измерять, используя достоверные статистические данные, объективно отражающие их деятельность. Критерии эффективности учреждения социального обслуживания являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов, адекватных реальным потребностям и нуждам различных клиентов.

Были разработаны и предложены следующие критерии оценки эффективности социального обслуживания:

1) уровень удовлетворенности социальных потребностей обслуживаемых граждан;

2) качество, оперативность и адресность предоставляемых услуг;

3) уровень развития социального обслуживания территории;

4) оптимальность затрат на социальное обслуживание;

5) кадровый состав и квалификация персонала.

Социальное обслуживание, как его трактует действующее законодательство, - это деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации .

Учебное пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки “Социальная работа”. Оно содержит систематизированный материал по вопросам социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов на дому. В нем раскрывается опыт организации этой работы в отдельных регионах, приводятся инновационные технологии. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки “Социальная работа”, аспирантов, преподавателей вузов, а также практических работников учреждений социального обслуживания населения.

* * *

компанией ЛитРес .

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ: СТАНОВЛЕНИЕ, ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ

Одним из важных эффективных механизмов решения и смягчения социальных проблем граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях модернизации российского общества является организация их социального обслуживания. При этом следует отметить, что стабильные тенденции увеличения доли пожилых людей в составе населения становятся одним из факторов экономических, политических, социальных, духовно-нравственных изменений в российском обществе. Конституционное провозглашение российского государства социальным, масштабные гуманистические идеи построения “общества для людей всех возрастов” превращают реализацию задач по созданию условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения в одно из ключевых направлений государственной социальной политики. Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Совокупность указанных услуг может предоставляться гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Пожилые люди и инвалиды, достигшие установленного пенсионного возраста, имеют право на социальное обслуживание в том случае, если они нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие имеющихся ограничений в способности к самообслуживанию и передвижению. С конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, когда в стране на фоне радикальных преобразований во всех сферах жизни общества резко ухудшилось социально-экономическое положение значительной части граждан, в том числе лиц пожилого возраста и инвалидов, возникла острая потребность в переходе от прежней системы государственного социального обеспечения к новой – системе социальной защиты. Демографические процессы прогрессирующего старения населения также обусловливали необходимость изменения политики в отношении пожилых людей.

Свидетельством обеспокоенности ряда государств ростом численности людей старшего возраста было принятие Всемирной ассамблеей ООН в Вене в 1982 г. Международного плана действий по проблемам старения, что побудило многие страны разработать свою национальную политику и программу в отношении престарелых. В резолюции ассамблеи было провозглашено, что “стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях и общинах плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества”. В системе социального обеспечения населения СССР также стали появляться новые акценты о необходимости поиска форм усиления заботы прежде всего об одиноких пожилых гражданах и инвалидах, организации помощи им по месту жительства.

Нестационарные виды социального обслуживания престарелых граждан за рубежом стали активно развиваться во второй половине XX в.

Шведский режим децентрализации государственного управления обеспечивал каждому равный доступ ко всем услугам социального назначения. В соответствии с законом от 1982 г. ответственность за социальный уход за лицами преклонного возраста возлагалась на коммуны. Коммуны должны обеспечивать разнообразные услуги, способствующие максимально автономному существованию пожилых людей. Помощь в ведении хозяйства включает в себя приготовление пищи, уборку помещений, стирку, удовлетворение индивидуальных нужд и т. д. При этом проживающим далеко от центра лицам специальным транспортом доставляется все необходимое для уборки, технической помощи, а также предметы личной гигиены, книги. Дополнительные транспортные услуги по личной заявке помогают пожилому человеку поддерживать контакты с друзьями, знакомыми. В системе мер по предоставлению медицинских услуг лицам преклонного возраста, утратившим самостоятельность, также предпочтение отдается содержанию их в домашних условиях.

Государственная политика Великобритании в отношении престарелых граждан и инвалидов также ориентирована в основном на создание полноценных условий для их проживания в домашних условиях, в первую очередь за счет широкого предоставления нестационарных форм и видов социального обслуживания. Социальная и медицинская помощь на дому здесь рассматривается в качестве важного механизма реализации всей социальной политики в стране, позволяющей разрешать многие проблемы этой категории лиц, связанные с одиночеством и утратой интереса к жизни, способствующей сохранению контактов с окружающими, улучшению жизненных условий. При этом организация социального обслуживания возложена на органы местного самоуправления, предоставляющие как обязательные, так и дополнительные услуги. В реализации социальных программ участвуют не только штатные служащие, но и многочисленные добровольцы из различных общественных, религиозных, благотворительных, молодежных и других организаций.

Большой популярностью среди престарелых и инвалидов в Великобритании пользуется такая форма помощи как “социальный клуб”, “социальное кафе”, которые обычно создаются религиозными и общественно-благотворительными организациями. Основные направления их работы предусматривают организацию общения клиентов, их досуг, предоставление недорогих обедов, медицинских, юридических, психологических консультаций, организацию кружков по интересам.

Во Франции наибольшее распространение получили два вида помощи пожилым людям – оказание услуг “домашними помощниками” и сестринский уход на дому. Служба домашних помощников предназначена для оказания услуг преимущественно бытового характера лицам, испытывающим затруднения в приобретении продуктов питания, приготовлении пищи, содержании жилых помещений. Для пожилых со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию предназначена служба сестринского ухода, в функции которой, кроме обычного надомного обслуживания, включены предоставление доврачебной медицинской помощи и услуг гигиенического характера. Для выписанных из стационарных медицинских учреждений и не требующих интенсивного лечения лиц может быть организован “госпиталь на дому”. Обслуживание таких лиц осуществляется врачами и медицинскими сестрами совместно с социальным работником, оказывающим услуги бытового характера.

В основополагающие принципы социального облуживания лиц преклонного возраста во Франции включены следующие:

1. Достоинство личности. Лицо преклонного возраста, каковы бы ни были его возраст, состояние здоровья, степень утраты самостоятельности и уровень доходов имеет право на обслуживание, квалифицированное лечение и обращение.

2. Свобода выбора. Каждое лицо преклонного возраста, состояние здоровья которого требует специального вмешательства, должно иметь возможность выбрать форму обслуживания и его продолжительность.

3. Координация помощи. Осуществление помощи, обслуживания требует согласованных и эффективных усилий, максимально приближенных к потребностям личности.

4. Помощь оказывается прежде всего самому нуждающемуся.

Опыт зарубежных стран привлекал внимание и свидетельствовал о правомерности использования в целях обеспечения полноценной жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов системы нестационарных социальных служб, приближенных к месту их постоянного проживания и способствующих сохранению активности и здоровому долголетию этих лиц.

Получить помощь в домах-интернатах, учреждениях стационарного типа могли не все нуждающиеся одинокие престарелые и инвалиды, так как не хватало мест и многие ожидали его в очередях. Потребности населения в социальных услугах возрастали, и государственные и муниципальные учреждения не имели возможности предоставлять их своевременно и качественно даже тем лицам, кто в силу разных причин остался без родных и близких. Эти люди чаще всего находились под опекой доброжелательных и чутких соседей, знакомых, шефов, готовых прийти им на помощь. Но старики нуждались в постоянном и систематическом уходе, в услугах самого различного свойства. Все более укреплялось понимание, что реализацией таких задач могут справиться только специально выделенные для их обслуживания работники и социальные службы.

Первым документом, выразившим новое направление политики государства в этой сфере и заложившим нормативную базу для организации работы, было постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 14 мая 1985 г. “О первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых гражданах”.

Первоочередными задачами были определены следующие:

– установление одиноким остронуждающимся пенсионерам из числа рабочих, служащих и членов их семей доплаты к пенсиям за счет средств местных бюджетов;

– установление 50-процентной скидки со стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, пенсионерам, получающим пенсии в минимальных размерах;

– повышение заботы о ветеранах труда объединениями, предприятиями, организациями, расширение практики строительств домов-интернатов, включая межколхозные и колхозные, за счет средств фондов социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

– развитие строительства жилых домов для одиноких престарелых граждан с комплексом служб социально-бытового назначения и помещениями для трудовой деятельности пенсионеров;

– обеспечение учета одиноких нетрудоспособных и престарелых граждан, особо нуждающихся в помощи, и организация их социально-бытового обслуживания с широким привлечением для этих целей служб быта, предприятий торговли, общественного питания, патронатных служб, организаций общества Красного Креста, учреждений здравоохранения, отдельных граждан, занятых в домашнем хозяйстве, студентов с соответствующей оплатой их труда.

Таким образом, в стране было положено начало созданию системы социальной помощи одиноким престарелым, инвалидам и малообеспеченным пенсионерам, ориентированной на многообразие ее форм и видов. Во многих территориях стали разрабатываться и воплощаться в жизнь комплексные целевые программы “Забота”, “Долг”, а определяющими учреждениями были зарождающиеся многофункциональные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи одиноким на дому, специальные жилые дома с комплексом услуг социально-бытового назначения.

Результатом реализации этого постановления стало открытие первых экспериментальных отделений социальной помощи на дому при отделах социального обеспечения населения райгорисполкомов.

Постепенно развивалась деятельность таких отделений по выявлению, организации учета и социально-бытового обслуживания одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи и уходе. Местные органы социального обеспечения взяли на себя ответственность и стали осуществлять меры по обеспечению таких лиц необходимыми услугами на дому, в том числе доставку продуктов питания, обедов, лекарственных препаратов и предметов гигиены, топлива, стирку белья и уборку жилых помещений. Списки выявленных лиц направлялись также предприятиям и службам торговли, общественного питания, жилищно-коммунального, бытового обслуживания, учреждениям здравоохранения для организации необходимой помощи в домашних условиях. В отдельных населенных пунктах заботу об одиноких пожилых людях и инвалидах взяли на себя организации общества Красного Креста, комсомольско-молодежные отряды. Лечебно оздоровительные мероприятия осуществлялись по индивидуальным планам. Повсеместно развивались дневные стационарные отделения и стационары на дому для престарелых, в городах появились общественные комнаты здоровья в жилых микрорайонах, что позволяло осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья пожилых. Развивалась сеть гериатрических кабинетов в системе здравоохранения.

Дальнейшим шагом в развитии социальных служб стало постановление ЦК КПСС, Совета Министров и ВЦСПС от 22 января 1987 г. № 95 “О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов”. Постановление закрепляло правовой статус отделений социальной помощи на дому, а также предусматривало создание территориальных центров социального обслуживания, которые позволяли бы объединить в единый комплекс надомные и стационарные формы государственной поддержки и помощи одиноким и нетрудоспособным гражданам.

Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 июня 1987 г. были утверждены Положения о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, об отделении социальной помощи на дому одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также штатные нормативы этих учреждений.

Значительных успехов в обслуживании одиноких граждан на этом этапе добились в Ульяновской области. Здесь была проведена большая организаторская работа, разработана программа “Забота”, осуществлены меры по предоставлению одиноким пожилым гражданам, проживающим в сельской местности, различных видов услуг – от строительства и ремонта жилого дома до завоза топлива, кормов для скота в личном подворье. Активизировалась работа по диспансеризации и проведению комплексных медицинских осмотров одиноких сельских жителей, за ними закрепили предприятия-шефы, многим было предоставлено новое жилье. Для медико-социальной помощи одиноким нетрудоспособным гражданам организовывались “бюро медицинских сестер”, “патронажные бюро”, устанавливались “посты милосердия”.

В Ивановской, Куйбышевской и других областях развивалась другая модель обслуживания через действующие в системе органов социального обеспечения дома-интернаты. Служащие дома один раз в 7–10 дней в составе комплексной бригады выезжали к одиноким престарелым гражданам и привозили им набор продуктов, чистое белье, лекарства, производили уборку помещений, оказывали медицинскую помощь. Первоначально центры социального обслуживания создавались на базе действующих домов-интернатов, но постепенно структура этих учреждений изменилась, и они стали функционировать автономно, никак не связанные с интернатными учреждениями.

В 1992 г., через десять лет со времени принятия Венского плана действий по проблемам старения, была подготовлена новая программа международного сотрудничества, разработаны принципы ООН в отношении пожилых и рекомендовано включить их в национальные программы. Большое внимание в этих документах уделялось вопросам организации ухода и защиты нетрудоспособных граждан пожилого возраста, обеспечения доступа к медицинскому обслуживанию, социальным, правовым и иным услугам, позволяющим поддерживать оптимальный уровень благополучия, достоинство и независимость. При этом особо подчеркивалось, что пожилые люди должны проживать дома до тех пор, пока это возможно. Обращалось внимание на важность формирования активной субъектной жизненной позиции самого пожилого человека. Такие подходы к статусу нетрудоспособных лиц пожилого возраста нашли признание во многих государствах, в том числе и России.

Начавшиеся в начале 90-х гг. прошлого столетия экономические реформы, широкомасштабная либерализация цен привели к резкому падению жизненного уровня населения, ухудшению структуры потребления, росту социально-психологического напряжения в обществе. В условиях нарастания кризиса срочно потребовался комплекс мер по снижению уровня социальной нестабильности. Была взята общая ориентация на поддержку населения через систему социально-компенсирующих мероприятий. За счет средств бюджетов всех уровней стали в срочном порядке формироваться резервные фонды социальной защиты населения, развивалась адресная система социальной помощи наиболее уязвимым группам населения, в том числе и пожилым нетрудоспособным гражданам.

Указом Президента РФ “О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году” было предусмотрено упорядочить и развить действующую на местах систему оказания натуральной помощи (благотворительные столовые, социальные магазины и т. д.), а также создать на базе отделений социальной помощи на дому и территориальных центров социального обслуживания населения службы срочной социальной помощи. Усиление адресности социальной поддержки слабозащищенных групп населения с целью ограничения масштабов бедности и обеспечения основных гарантий в области медицинского и социального обслуживания, образования и культурного развития было объявлено приоритетной задачей государственной социальной политики.

В Основных направлениях социальной политики Правительства РФ на 1997 г. отмечалось, что хотя общая ситуация в стране продолжает оставаться напряженной, но появились и некоторые положительные симптомы, характеризующие процессы постепенной адаптации населения к рыночным условиям.

В конце 1994 г. в стране уже функционировали около 10 тыс. отделений социальной помощи на дому, было выявлено свыше 1,5 млн престарелых и инвалидов, нуждающихся в надомном обслуживании, из каждых 10 тыс. пенсионеров 250 человек получали такую помощь. В 1995 г. 10 710 отделений надомного обслуживания оказали социальную помощь 981,5 тыс. одиноким престарелым и инвалидам, 42,6 % из которых проживали в сельской местности. При этом из общего количества отделений 57 % находились в структуре территориальных центров и домов-интернатов.

Высокая потребность пожилых граждан в медицинских услугах вызвала необходимость открытия специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому. Число таких отделений в 1998–2001 гг. увеличилось с 632 до 1370, т. е. более чем в 2 раза, а обслуженных ими лиц, соответственно, с 41,6 тыс. до 151,0 тыс. человек, или в 3,6 раза.

Таким образом, в 90-е годы прошлого столетия в стране интенсивно формировалось и развивалось надомное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов этого возраста. В этой сфере было занято почти 150 тыс. штатных работников. В 1995 г. число служб срочной социальной помощи составляло 1585, в которых различные виды единовременной поддержки в течение одного года получили 5,3 млн человек.

Все эти процессы развивались в русле общемировых тенденций и в соответствии с требованиями международных правовых актов по проблемам старения.

Ключом к пониманию направления развития социального обслуживания пожилых людей в эти годы можно считать норму Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г. “дать пожилым людям возможность свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке, пока они желают и могут делать это”.

В деятельности служб социальной помощи усиливался дифференцированный подход к контингенту обслуживаемых с учетом многообразия их потребностей и запросов. Нормативно-правовая база политики в этой сфере стала нуждаться в дальнейшем совершенствовании, разработке и утверждении специальных норм для организации работы в меняющихся условиях.

Принятие в середине 90-х годов ХХ в. ряда законодательных актов, федеральных законов “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О государственной социальной помощи”, “О ветеранах”, “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” и др. было обусловлено этими причинами и характеризует собой начало нового этапа в развитии социального обслуживания населения.

Благоприятные возможности для реального обеспечения граждан пожилого возраста высококачественными социальными услугами создало утверждение в 1997 г. Правительством РФ целевой программы “Старшее поколение”, одной из наиболее эффективных программ социального назначения, характеризующихся инновационным подходом и комплексностью, устойчивым финансированием. Действие программы было продлено на 2002– 2004 гг. и на этот период были поставлены новые задачи.

Главной целью программы являлось создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому (Р. И. Ерусланова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -

Из этой статьи вы узнаете:

    Каковы принципы социального обслуживания пожилых людей

    Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

    Какие предусмотрены формы социального обслуживания пожилых людей

    Какие существуют учреждения социального обслуживания пожилых людей

Социальное обслуживание пожилых людей – это целая группа услуг, предназначенных для пожилого контингента на базе специализированных заведений или же на дому. В список входят реабилитация в социуме, помощь в делах хозяйственной направленности и в психологической сфере.

Принципы социального обслуживания пожилых людей

Деятельность заведений социального обслуживания базируется на таких важных положениях, как:

    необходимость строгого соблюдения свобод и прав подопечных;

    преемственность между социальными организациями, занимающимися оказанием специальных услуг пожилому контингенту;

    обязательный учет потребностей и пожеланий каждого, без исключения, пожилого человека;

    строгое соблюдение гарантий, предоставляемых государством;

    уравнение возможностей всех претендентов на получение социального обслуживания;

    обращение особого внимания на адаптацию пожилого контингента в социуме.

На основании государственных гарантий, соответствующим группам людей оказываются социальные услуги. Они должны предоставляться независимо от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания, финансового положения, пола и иных признаков.

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

Социальное обслуживание считается необходимым для лиц, в жизни которых присутствуют обстоятельства, резко ухудшающие ее качество:

    невозможность осуществлять простейшие действия по дому, обслуживать самого себя, самостоятельно изменять положение тела и передвигаться из-за серьезных заболеваний или получения травматических повреждений;

    наличие в семье человека с группой инвалидности, которому необходим ежедневный уход и забота;

    присутствие в семье детей, у которых возникли трудности с адаптацией в социуме;

    невозможность ежедневного наблюдения и ухода и отсутствие попечения над инвалидами и детьми;

    конфликт внутри семьи из-за насилия или с людьми, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, имеют алкогольную или же наркотическую зависимость;

    отсутствие у человека постоянного места проживания, в том числе у того, кто еще не достиг возраста 23 лет и уже завершил свое пребывание в домах для детей-сирот;

    отсутствие у человека места работы и денежных ресурсов для существования.

Но присутствие в жизни одного или нескольких из вышеперечисленных обстоятельств лишь подтверждает тяжелую ситуацию в жизни данного человека, но не гарантирует получения безвозмездных социальных услуг. Стоит отметить еще и то, что из-за введения платы за социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов, значение понятия «социальные услуги» стало весьма спорным. А все потому, что данная деятельность потеряла связь с традиционным смыслом понятия о социальной помощи.

Как происходит организация социального обслуживания пожилых людей

Граждане пожилой возрастной группы требуют ухода и заботы от посторонних людей постоянно или на протяжении некоторого промежутка времени из-за невозможности самостоятельно изменять положение тела, передвигаться и удовлетворять жизненные потребности. Данная общественная группа обладает правом на социальное обслуживание. Его обеспечение возможно на государственном, местном и негосударственном уровнях. Осуществление данной деятельности происходит согласно решению органов соцзащиты в подведомственных организациях или же согласно заключенному договору между этими органами и вневедомственными заведениями.

Люди, требующие по различным причинам и обстоятельствам социального обслуживания, обладают правами на:

    Вежливое и деликатное отношение социальных работников к подопечным.

    Самостоятельный выбор заведения и типа обслуживания в определенном порядке. Он устанавливается органами соцзащиты на федеральном и местном уровнях.

    Ознакомление с информационным материалом о собственных правах, а также с условиями получения обслуживания.

    Отказ от оказания данных услуг.

    Сохранение в тайне личной информации, которую социальный работник может узнать в процессе своей деятельности.

    Защиту прав, при необходимости, она может производиться и в порядке судебного разбирательства.

    Доступ к информационному материалу о существующих типах и видах социального обслуживания, причинах, при которых оно оказывается, и условиях произведения оплаты за него.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста и инвалидов основывается на пожеланиях человека и производится либо постоянно, либо на протяжении кратковременного срока.

На законодательном уровне предусмотрено пять типов обслуживания пожилого населения и граждан с ограниченными возможностями:

  1. Полустационарного характера, с размещением людей на базе дневных или ночных отделений специализированных организаций.

    Стационарного характера на базе специализированных заведений. Это могут быть различные пансионаты, санатории, интернаты и т. д.

    Срочного характера.

    Консультативного характера.

Первым типом социального обслуживания можно считать предоставление услуг на дому. Оно ориентировано на максимально возможное по времени нахождение людей в привычной и комфортной для них обстановке, с целью поддержания их статуса в социуме.

В список услуг, выполняющихся на дому, входят:

    поставка необходимых продуктов и готового горячего питания;

    поддержание чистоты жилья, в соответствии с санитарными стандартами;

    доставка необходимых лекарственных препаратов и товаров хозяйственного назначения;

    сопровождение подопечных в ЛПУ для получения необходимой медицинской помощи;

    организация юридического, ритуального и любого другого необходимого обслуживания;

    ряд других услуг.

В данный список может также включаться снабжение пожилого населения и людей с ограниченными возможностями чистой питьевой водой и топливными ресурсами в тех ситуациях, когда они проживают в помещениях, где отсутствует централизованное водоснабжение и отопление.

Также помимо всех вышеперечисленных услуг, могут предоставляться и дополнительные, но уже за соответствующую плату.

Социальное обслуживание пожилых людей на дому может быть оказано тем, кто страдает тяжелыми заболеваниями на терминальных стадиях, психическими недугами (вне обострения), неактивным туберкулезом. Социальная помощь не оказывается больным хроническим алкоголизмом и инфекционными болезнями. Данный тип обслуживания реализуется на определенных условиях и в установленном региональной исполнительной властью порядке.

Полустационарный тип обслуживания престарелых граждан оказывается тем, кто в состоянии самостоятельно изменять положение тела, двигаться и выполнять простейшие действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей. Сюда включено медико-социальное, бытовое и культурное обслуживание, цель которого организовать готовое питание людей, разнообразный отдых и досуг, обеспечить участие человека в посильной работе.

На данный тип обслуживания зачисляются пожилые люди согласно решению руководства соответствующей организации, которое выносится после рассмотрения заявления гражданина и справки о состоянии его здоровья. Порядок и условия оказания услуг устанавливаются местной исполнительной властью.

Стационарный тип ориентирован на предоставление разнонаправленной помощи престарелым людям, утратившим возможность обслуживать себя самостоятельно, а также те, кто по состоянию здоровья требует ежедневного наблюдения и заботы.

Сюда включены меры, обеспечивающие создание максимально соответствующих возрасту и здоровью условий жизни, проведение медицинской и социальной реабилитации, обеспечение активного и разнообразного отдыха, а также организация высококвалифицированной врачебной помощи и адекватного ухода.

Этот тип обслуживания пожилых людей реализуется на базе стационарных отделений специализированных организаций.

Люди, которые проживают в таких учреждениях, имеют право на:

    Прохождение реабилитации и адаптации в социуме.

    Участие на добровольной основе в посильном труде с учетом их интересов и пожеланий.

    Получение ежедневной заботы и ухода, своевременной и квалифицированной врачебной помощи.

    Проведение медицинской экспертизы, которая необходима для изменения или подтверждения группы инвалидности.

    Свободные встречи с родственниками и друзьями.

    Организацию посещений, при необходимости, юристами, нотариусами, священниками и т. д.

    Получение свободного помещения с подходящими условиями для проведения религиозных обрядов. Важно, чтобы созданные условия не противоречили распорядку внутри организации.

    Сохранение жилья, которое арендовали до поступления в социальное учреждение, на протяжении шести месяцев, если проживали там одни. Если в данном месте проживают еще и родственники пожилого человека, то жилье сохраняется на протяжении всего срока пребывания пенсионера в стационаре.

    Получение нового жилья вне очереди в том случае, когда пожилой человек написал отказ от услуг специального социального обслуживания спустя 6 месяцев нахождения в соответствующем заведении и уже лишился предыдущего жилья.

    Участие в общественных комиссиях, основная цель которых защитить права людей пожилой возрастной группы.

Социальное обслуживание пожилых людей в России, оказываемое в срочном режиме, представляет собой единоразовую экстренную и неотложную помощь.

Сюда включен ряд услуг:

    доставка питания и снабжение подопечных наборами продуктов;

    поставка необходимых предметов гардероба и товаров хозяйственного назначения;

    поиск места для временного проживания;

    единоразовая денежная выплата;

    организация помощи юристов, основная цель которой – это защита интересов и прав подопечных;

    качественная помощь врачей и психологов по неотложным обстоятельствам.

С целью адаптации в социуме пожилого контингента, уменьшения социальной напряженности и улучшения взаимоотношений между членами семьи предусмотрена такая форма помощи, как консультации.

Учреждения социального обслуживания пожилых людей

Сейчас на довольно высокие позиции в структуре геронтологической службы выходят центры социального обслуживания пожилых людей. Они базируются в заведениях, сменивших, по разнообразным обстоятельствам, направленность своей работы. В качестве таких организаций обычно выступают бывшие пансионаты, санатории, лагеря и иные аналогичные заведения.

Помимо всего вышеперечисленного, в список социальных услуг для пожилых людей разрешается включить и организацию готового питания, и снабжение необходимыми товарами по максимально низкой стоимости.

Лицам, проживающим в одиночестве, оказывается содействие через систему специализированных домов, которые обладают спорным организационным и правовым статусом. Эти заведения в государственном статистическом отчете учитываются совместно с нестационарными и полустационарными организациями. При этом такие дома стоит называть даже не специализированными учреждениями, а, скорее, типом жилья, в котором располагаются лица пожилого возраста на определенных условиях. При домах часто создается служба социально-бытового предназначения, а также открываются филиалы социальных центров.
В стране проживает немало пенсионеров, которые не только одиноки, но и имеют определенные проблемы со здоровьем. Хорошим выходом для них могут стать специализированные пансионаты. 1990-е годы изрядно подпортили репутацию подобных заведений. Но сейчас все изменилось в лучшую сторону – и в первую очередь качество обслуживания.


Пожилым людям предлагается несколько вариантов услуг:

    нахождение в пансионате некоторое время, пока члены семьи в отпуске или командировке;

    пребывание во время реабилитационного периода;

    проживание на постоянной основе.

Филиалы нашей сети частных пансионатов «Осень жизни» находятся в Истринском и Одинцовском районах Московской области.

Если вы посетите наши пансионаты лично, то сможете выбрать наиболее подходящее заведение для ваших пожилых родственников. Время посещения – с 9.00 до 21.00 ежедневно. Карту проезда можно найти в разделе на официальном сайте.