Работа с конструкторами - основы технического моделирования. Опыт работы «Использование магнитного конструктора в конструктивно-модельной деятельности детей Условия реализации проекта

Статья


Образовательные возможности конструирования в работе с детьми

младшего дошкольного возраста
Одним из основных направлений развития современного образования является необходимость перехода от образования, ориентированного на знания, к образованию, ориентированному на развитие. Современная парадигма образования делает ставку на развитие функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона решения задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. В условиях реализации образовательного проекта «ТЕМП» особую актуальность приобретает ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями технической направленности. XXI век – век активной информатизации, компьютеризации и робототехники. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают неизменный интерес детей. Технические объекты окружают детей повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны движущиеся игрушки. На современном этапе педагог располагает большими возможностями ознакомления детей дошкольного возраста с различными профессиями, в том числе профессиями технической направленности, основами строения технических объектов. Учитывая все эти факторы, мы уделили особое внимание детскому конструированию и решили использовать этот вид деятельности в своей работе для ознакомления детей раннего возраста с профессиями. Программа (или как ее обозвать деятельность?!) разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и нового образовательного проекта Челябинской области «ТЕМП».
Мы убеждены, что в данном случае высоким образовательным потенциалом обладает конструктивно-модельная деятельность. Конструирование является эффективным, современным средством развития дошкольников, ознакомления и с предметами и явлениями окружающей действительности. Поэтому, одним из путей ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых, является конструктивно-модельная деятельность. И среди множества образовательных конструкторов, несомненно, выделяется конструктор «Лего». Что же такое «Лего»? Веянье моды или требование времени? «Лего» в переводе с датского языка означает «умная игра». Э то серия развивающих игрушек, представляющих собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов (конструкторы). Принято считать, что конструкторы как тип развивающих игрушек предназначены для взрослых детей, достигших как минимум шести или даже семилетнего возраста, но это вовсе не так. Больше того, мало кто знает, что первые конструкторы «Лего», произведённые ещё в 1967 году, были ориентированы как раз на самых маленьких. Конструкторы «Лего » этой серии вызывает интерес своей яркостью, удобно лежит в ладошке и легко совмещается с другими элементами. Кроме того, эта серия представлена довольно широко, а потому малышам будет невероятно интересно знакомиться с ней. Начинать работу с конструктором «ЛЕГО» можно уже с раннего возраста, так как именно в этом возрасте начинается развитие цветовосприятия, ознакомление с другими сенсорными эталонами. Как конструктор «Лего» помогает мне решать задачи ознакомления детей младшего дошкольного возраста? С чего мы начинаем нашу работу? Дайте детям конструктор, пусть они, не озабоченные каким-либо замыслом постройки, выступят в роли исследователей! Дети должны познакомиться с новой игрушкой, потрогать ее, открыть для себя яркие цвета и разнообразие форм ЛЕГО - элементов, просто перебирая эти замечательные, так призывно стучащие детали, изучая, как разноцветные кирпичики соединяются друг с
другом, что из этого получается. Пусть поиграют со своей постройкой. Не все смогут сразу выполнить даже самую примитивную постройку, но это не страшно: дети должны сначала познакомиться с материалом, попробовать его. Это (первое) и еще несколько занятий необходимо воспринимать именно с этой точки зрения. Начинать знакомство необходимо с понятной ребенку профессии (повар, воспитатель, шофер, продавец, врач). Не забываем про предварительную работу (художественное слово, иллюстрации, беседы). Предварительной работе нам также помогают книжки «Знакомимся с профессиями» - это брошюры с персонажами LEGO, благодаря которым дети получают представления о том, как выглядит работа почтальона, пожарного, фермера, водителя скорой помощи и т.д. Содержание книжки таково, что сначала ребенок услышит истории о профессиях, а затем сможет проверить и укрепить свои знания, решая простые задания. Например, как познакомить детей с такой важной профессией как врач? Чтение стихотворений: К.Чуковский «Айболит», В.Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка». Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, наблюдение за работой врача, медсестры, рассматривание иллюстраций «Профессии», беседы о различны профессиях. Также в нашей работе мы предполагаем активное вовлечение родителей в образовательный процесс: привлекаем родителей к совместному техническому творчеству, информируем родителей об особенностях конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее положительном влиянии на интеллектуально-творческое развитие, обогащаем конструкторские знания и умения родителей, повышаем педагогический уровень родителей. Нами используются различные формы работы с родителями, в том числе: открытые педагогические мероприятия, день открытых дверей, тематические выставки, информация в родительских уголках, на сайте ДОУ, выступления на родительских собраниях, мастер-классы.
В своей работе мы руководствуемся следующими основными принципами:  Доступность и наглядность.  Последовательность и систематичность обучения и воспитания.  Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; Работа с образовательными конструкторами «Лего», позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Таким образом, и зучив существующий практический опыт использования конструкторов «Лего» в образовательной деятельность, мы пришли к выводу, что их использование своим содержанием, формой организации и результативностью способствует формированию умения детей анализировать, сравнивать, сопоставлять, что влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения. Кроме того, конструирование имеет большой воспитательный потенциал: помогает вырабатывать определенные качества личности – усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность. Благодаря его использованию дети становятся активными участниками образовательного процесса, более осознанными становятся их представления об окружающем мире. При использовании конструктора «Лего» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, мы стараемся работать творчески и шагать в ногу со временем. Считаю, что это главный залог успешности в достижении поставленной цели, так как конструктор:  является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей;  позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме;  формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
 объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, в котором нет границ.

ЛЕГО- конструирование в ДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ : В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию.

Доступность изучаемого материала.

Систематичность, последовательность проведения занятий.

Эмоционально насыщенная тематика занятий.

Проблемно – ситуативный характер заданий.

Вариативно – дифференцированное содержание заданий.

Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

На первом этапе я познакомила детей с конструктором LEGO , его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы.

Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям было предложено выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

На следующем этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу.

Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры. Конструирование по замыслу подходит для диагностики, которая проводится 1 раз в два месяца.

Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

В начале учебного года мной был проведен опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО.

В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.

В будущем в своей работе мне бы хотелось познакомить ребят с обучающей серией LEGO Education, созданной для развития умственных способностей, особенностью которой является программирование лего моделей с помощью персонального компьютера.

По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
  • развивать у старших дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  • Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной программы «Игротека: лего - конструирование и робототехника»

К семи годам дошкольник должен

ЗНАТЬ:

  • ​ технику безопасности при работе с образовательными конструкторами;
  • особенности конструкторов ЛЕГО; HUNA-My Robot; основные компоненты конструкторов;
  • ​ конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов и роботов;
  • ​ виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
    основные приемы конструирования роботов.

УМЕТЬ:

  • ​ самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
  • ​ использовать разнообразные конструкторы;
  • создавать реально действующие модели, конструкции при помощи инструкций схем, образцов.
  • ​ демонстрировать их технические возможности;
  • ​ самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.).

ОБЛАДАТЬ:

  • ​ творческой активностью и мотивацией к деятельности;
  • приемами индивидуального и совместного конструирования.

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы

Актуальность введения лего - конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью общества, социальным заказом родительской общественностью, необходимости развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Лего-конструирование и робототехника больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование лего-конструктора и робототехники является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Актуальность программы заключается в следующем:

  • востребованность расширения спектра образовательных услуг и обеспечения вариативных форм дошкольного образования;
  • расширение сферы личностного развития детей дошкольного возраста, в том числе в естественнонаучном направлении;
  • требования муниципальной и региональной политики в сфере дошкольного образования – развитие основ технического творчества (конструирование и моделирование) и формирование технических умений детей в условиях модернизации дошкольного образования;
  • недостаточно опыта системной работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования лего-конструктора и робототехники;
  • отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования.

Новизна программы заключается в естественнонаучной направленности образовательного процесса, который базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Техническое творчество является одним из важных способов формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций и механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности. В процессе занятий Лего-конструированием у детей развиваются психические процессы и мелкая моторика, а также они получают знания о счете, пропорции, симметрии, прочности и устойчивости конструкции.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего образовательного процесса. Позволяет детям шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и реализовываться в современном мире, а также в процессе конструирования дети получают интегрированные представления в различных образовательных областях.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор и робототехника открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В процессе занимательной игры ребенок учится и познает на практике основы механики, конструирования проектирования, создавая свои первые механизмы, соединения, здания и машины. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Описание

Программное обеспечение программы «Игротека: лего - конструирование и робототехника» включает в себя такие виды конструкторов: комплектами конструкторов линейки LEGO Education и HUNA-MRT- Kicky-Basic в процессе работы, с которыми дети учатся использовать базовые датчики и двигатели комплектов для изучения основ программирования.

  1. Линейка конструкторов HUNA-My Robot предназначена для начинающих – это наборы серии Huna Fun&Bot exciting, Huna Fun&Bot sensing, Huna KICKY Senior. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Роботы этого уровня не программируются и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.
  2. Образовательный робототехнический модуль Технолаб «Предварительный уровень» - он способствует развитию системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и предназначается для проведения занятий в группах детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
  3. Линейка конструкторов LEGO Education - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Некоторые наборы содержат простейшие механизмы, для изучения на практике законов физики, математики, информатики.

Заключение

В связи с введением ФГОС ДО перед педагогами стоит тяжелая задача выпустить грамотных детей, любознательных, активных и все это надо сделать в процессе интересном для детей, увлекательном, мотивирующем на познание и главное, в ведущей детской деятельности – игровой. Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Необходима новизна и актуальность!

Дополнительная программа «Игротека: лего - конструирование и робототехника» дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать интерес к техническим наукам, к техническим средствам и технике в целом, совершенствовать навыки и знания, полученные из окружающего мира.

Как показывает практика, при организации кружка дети с большим удовольствием приступают к работе, работают более увлеченно, стремятся к результату. Дети научились самостоятельно создавать постройки, знают названия деталей, испытывают радость перед предстоящей деятельностью с конструкторами LEGO, HUNA-My Robot.

Конструктор LEGO - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Курс Робототехники вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы по возможности, каждый ребенок хорошо учился, был весел и жизнерадостен. Веяния времени диктуют нам свои направления, новшества, которые мы стремимся внедрять в нашу работу. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.

В данной программе соблюден принцип преемственности, где дошкольники, изучив темы по робототехнике по спиральной концепции, на усложнение усваивают дальнейший курс робототехники в первом классе.

Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире.

Литература

1.​Андреева Н.Т., Дорожкина Н.Г. «Конструкторы HUNA-MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании».

2.Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

3.​ Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учебное пособие / Л. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.

4.​ Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

5.​ Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

6. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

7.​ Каширин Д.А. Конструирование роботов. Методические рекомендации для организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. ФГОС ДО/ Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 120 с.

8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104

9. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

Интернет-источники

3.​ http://фгос-игра. рф/

Работа с конструкторами


К атегория:

Основы технического моделирования

Работа с конструкторами

Работа с наборами деталей из различных конструкторов продолжает деятельность младших школьников по начальным основам конструирования. Сохраняя принципы работы с плоскими и объемными деталями, можно перейти к изготовлению моделей технических объектов из готовых деталей, которые предложены в различных наборах конструкторов. Плиты, пластины, уголки, диски, колеса и другие детали имеют в своей основе геометрические формы Подход к работе остается прежним, т.е. создание образа объекта и практическое его изготовление, остается только познакомить ребят с процессом сборки.

Наша промышленность выпускает самые разнообразные наборы конструкторов из различных материалов. Из металлических наборов наиболее интересными являются наборы, разработанные И. С. Сахаровым, например «Конструктор-школьник», «Маленький конструктор» и др. наборы соответствуют программе трудового обучения широко применяются в рар с младшими школьниками внеклассной и внешкольной боте также широко применя ся наборы «Конструктор Юность», «Юный конструктор-механик» и др.

Из пластмассовых наборов наибольший интерес представляют конструкторы «Инженер» «Конструктор-механик», «Конструктор строительно-дорожных машин», «Автоконструктор», «Конструктор сельскохозяйственной техники» и др.

Из этих наборов дети с большим интересом конструируют самые различные машины, устройства и приспособления. В процессе работы школьники много познают, удовлетворяют свои интересы, потребность соприкосновения с трудовой жизнью народа.

К каждому набору прилагается альбом рисунков и фотографий с изображениями моделей и перечень деталей.

Опыт практической работы показал, что знакомить детей с конструктором лучше сгруппировав содержимое набора по типу, форме и назначению деталей, например:
1) инструмент;
2) крепежные детали;
3) детали вращения;
4) прокатные профили.

Все детали снабжены рядами отверстий для скрепления друг с другом. Эти отверстия позволяют соединять детали самыми разнообразными способами, так как их диаметр и расстояние между ними одинаковы. Диаметры всех валов, рукояток и винтов равны диаметру отверстий. Крепежные детали также все стандартные, и резьба болта и гайки всегда совпадает.

Рис. 1. Крепежные детали: 1- гайка шестигранная; 2- винт короткий; 3- винт длинный; 4- винт установочный; 5- шайба; 6- гайка квадратная; 7- шпилька; 8- пружинная обойма втягивают гайку ключом;

Используя в своей работе прилагаемый к набору альбом, пебята младшего школьного возраста учатся читать технические рисунки, а это можно считать одним из первых шагов в работе по чертежу, т. е. к умению прочитать чертеж. Освоив сборку по техническому рисунку, ребята обычно стремятся усовершенствовать конструкцию, внести что-то новое, свое. Так возникают и формируются индивидуальные конструкторские способности. Машины, которые ребята видят на улице, в кино, а также в книгах и журналах, они стараются воспроизвести по памяти. Помогает в этом учащимся умение сравнивать технические формы с геометрическими фигурами и телами, а также умение мысленно расчленять технические объекты и сопоставлять отдельные части с геометрическими телами. Собирая технический объект из плоских готовых деталей конструктора, школьники практически изготавливают сначала отдельные объемные части технического объекта, которые по форме напоминают геометрические тела (кузов автомашины призма), а затем соединяют эти части в объемную модель технического объекта. Работая с набором готовых деталей конструктора школьники получают возможность в более короткий срок изготовить модель, т. е. не затрачивают время на изготовление отдельных деталей. Часто они изготавливают модели по собственному замыслу или пытаются строить машины будущего.

Рис. 1. Детали вращения: 1 - осевой стержень; 2- заводная рукоятка; 3- втулка; 4- ручка; 5- вал; 6- колесо; 7- автомобильная шина; 8- резиновое кольцо; 9- планшайба с втулкой; 10- ролик без ступицы; 11- ролик со ступицей; 12-диск; 13-кольцо; 14 - колесо

Рис. 2. Прокатные профили: 1 - плиты; 2- пластина; 3- пластина из пластика (прозрачная); 4-изогнутая пластина; 5-полукруглая пластина; 6- треугольная гибкая пластина; 7- полоса; 8- широкая полоса; 9- вилка; 10- скоба; 11- скоба с противоположно направленными уголками; 12- опора; 13- угольник; 14- равнобокий угольник; 15- неравнобокий угольник; 16- швеллер; 17- цапра; 18- цапра плоская

В самом полном наборе нельзя предусмотреть всех деталей, которые могут потребоваться, поэтому недостающие детали для собственных конструкций и оформления машин и механизмов школьники обычно изготовляют сами из тонкой жести, проволоки, фанеры или картона. Если, занимаясь сборкой из готовых деталей, дети учатся правильно обращаться с гаечным ключом и отверткой, то, изготавливая дополнительные детали, они получают навык в работе молотком, зубилом, пилой, напильником, шилом и другими инструментами, делая модели самоходными, применяют резиновые и электрические двигатели и т. д.

В работе с металлическим конструктором учащиеся знакомятся с неподвижным и подвижным (шарнирным) соединением деталей. Самое простое неподвижное соединение деталей гайкой.

Подвижное соединение можно сделать с помощью одного винта и гайки. Если гайку не затягивать туго, детали могут свободно двигаться. Но такое соединение очень ненадежно. Существуют два вида надежного подвижного соединения, в которых для укрепления применена вторая гайка (контргайка), В первом случае обе гайки находятся вместе, а детали располагаются между головкой винта и гайками. Винт свободно вращается в отверстиях обеих деталей, а туго притянутые друг к другу гайки удерживают винт в отверстиях соединяемых деталей. Во втором случае одна из подвижно соединяемых Деталей туго зажимается между Двумя гайками на конце винта. Другая деталь помещается между головкой винта и первой гайкой.

Рис. 4. Виды соединений: 1 - неподвижное соединение с помощью одного винта с одной гайкой; 2- неподвижное соединение с помощью двух винтов и двух гаек; 3- подвижное соединение, когда детали располагаются между головкой винта и двумя гайками; 4- подвижное соединение, когда одна деталь зажимается между двумя гайками, а вторая между головкой винта и первой гайкой

Когда в индивидуальной работе дети хорошо освоят сбоп технических объектов из готовых деталей, можно на занятий кружка познакомить их с принципами бригадной работы поточной сборки машин. Важно обратить при этом вниман1Г школьников на то, что успех, эффективность и качество изделия зависят от каждого члена бригады и слаженной, дружной работы всей бригады по принципу ответственности: «Один за всех и все за одного». Хорошо, если будет не одна, а несколько бригад, чтобы можно было организовать соревнование, условия которого ребята вырабатывают сами. Дети распределяют обязанности, и каждый становится определенным специалистом: например, конструктором, технологом, инструментальщиком чертежником, сборщиком и бригадиром сборщиков. Каждый обеспечивает свой участок работы для данного изделия, которое выбрали, разработали или усовершенствовали сами ребята. Лучше изготавливать такие модели, на которые хватило бы имеющихся в запасе деталей для изготовления двух-трех экземпляров. При сборке других видов изделий должности у ребят меняются. Так каждый кружковец сможет попробовать свои силы на любой работе, все время чувствуя ответственность перед коллективом. Каждому сборщику отводится отдельное рабочее место, на котором сложены детали, необходимые для выполняемой операции. Например, колеса лежат у того сборщика, который ставит их на все модели. Здесь же складывают предварительно проверенные винты, гайки и необходимый инструмент. Все сборщики должны работать в равных условиях. Важно, чтобы работа была организована подобно поточной линии на производстве. Вся трудовая деятельность учащихся проходит под руководством воспитателя или руководителя кружка.

Аналогично проводится работа с наборами из деревянных и пластмассовых деталей. Изготовление моделей из наборов готовых деталей для многих учащихся послужит первым шагом к созданию сложных самоходных моделей машин.


Яна Левчук
Использование разных видов конструкторов «Лего» в работе с детьми

Использование разных видов конструкторов «Лего » в работе с детьми .

Левчук Яна Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 4 город Армавир.

Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов , мы представим вам свой опыт работы с разными видами конструктора «Лего » .

Использование конструктора «Лего » в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.

Работой по данной теме мы занимаемся с 2011 года. Она привлекла нас тем, что дети могут с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, в игровой и очень занимательной для них форме получить те знания и умения, которые определены в программе для каждого возраста.

Применение ЛЕГО способствует :

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы , окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций : памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение;

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения .

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале мы подводим ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т. д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы , уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так , а не иначе.

Мы начали использовать ЛЕГО- конструктор не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации направления «художественная деятельность» с детьми средней группы . Предпосылками стало то, что дети из большого количества игр, чаще всего обращались именно к конструктором , и зачастую мы использовали это для того , чтобы проверить знание детьми основных цветов , форм, дети играя рассказывали, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты.

Затем мы продолжили эту работу в старшей группе , когда дети 5-6 лет уже пытаются решать конструктивные задачи «на глаз» , у них развивается образное мышление , они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

На родительских собраниях знакомили родителей с данным направлением работы , рассказывали о видах конструктора «Лего » , с тем какие образовательные задачи планируем решать при использовании его на занятиях и в совместной деятельности. С помощью родителей мы оформили картотеку, стенды с образцами построек, альбомы с иллюстрациями построек.

Освоение лего- конструктора велось последовательно от простого к сложному. Занятия по развитию конструктивного мышления проводятся по 25-30 минут в старшей группе; по 30-35 минут в подготовительной группе.

Систематические занятия с детьми на протяжении 3-х лет, со средней до подготовительной группы,а также активное использование конструкторов в самостоятельной деятельности показали, что у детей наблюдался высокий уровень развития в конструктивной деятельности .

Сначала мы просто знакомились с деталями конструктора , способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе . В последующем уже вносили образец постройки, учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия «Ворота» , «Заборы» . В дальнейшем использовали образец на карточке «Постройка домика по карточке» . Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизводили постройку. Усложнение через 2-3 темы - сборка машинки по карточке.

Для работы с детьми мы используем разные виды кострукторов «Лего » , так как каждый из них соответствует определенному возрасту.

В младшей и средней группах применимы следующие виды конструктора :

Наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft» ;

конструкторы серии «Duplo»;

Комплекты для конструирования транспортных средств и сооружений домов;

Тематические наборы – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.);

Даша-следопыт;

Зоопарк.

Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.

Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия : «высокий - низкий» , «широкий – узкий»

В средней группе основой при организации работы с лего конструктором является сказка . Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей , создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с конструкторами :

ЛЕГО ДАСТА – конструирование по – замыслу ;

Одиночные комплекты для конструирования транспортных средств;

Транспорт на дистанционном управлении.

Постройки носят условный характер, проблемы на начальном этапе связаны с недоразвитостью мелкой моторики и их слабой ориентировкой в пространстве. Впоследствии, дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом.

В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт» , «Архитектура» . Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.

При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.

Проблемные ситуации стараемся создавать такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.

Формы организации занятий самые разные : конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям .

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. «Моделирование бабочки по картинке» , «Конструирование космических кораблей» .

Таким образом, использованием конструктора у детей в средней группе развивается самостоятельность; в старшей группе - открываются широкие возможности для конструктивной деятельности , чему способствует прочное усвоение разнообразных технических основ и способов конструирования . В подготовительной группе занятия носят более сложный характер экспериментирования. Причем эти занятия не просто интересны ребятам, но и стимулируют их к дальнейшей работе . Конструктор - ЛЕГО позволяет в процессе игры пережить всю гамму настроений и положительных эмоции.

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям обретение уверенности в себе.

Если судить по выпуску подготовительной группы, то дети научились анализировать, развита речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшилась память, более устойчиво стало внимание, дети научились логически мыслить.

Список литературы :

1. Левина, А. Развиваем восприятие (3-4 года) / А. Левина. -Издательство ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис,2004

2. Куцикова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду : Программа и конспекты занятий . /Л. В. Куцакова. -М.: ТЦ Сфера, 2009.-240с.

3. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО ) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» , 2001.- 88с.: ил.

4. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А . Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение» , 1976.

5. Брофман В. – Архитектурная школа папы Карло : книга для детей и взрослых. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» , 2001.-144с. илл.