Учительские университеты. Роль учителя в обучении и воспитании Роль учителя в воспитании и учении

Масло Ирина Игоревна,
учитель начальных классов
НОУ «ЛИЦЕЙ» Санкт-Петербрга

На современном этапе меняется роль учителя в образовании. Идеи гуманистической педагогики особенно актуальны для нашей страны. В результате известных социальных причин был нарушен естественный механизм эмоциональных связей между поколениями. Укрепилось понятие дистанции. В результате целые поколения выросли зависимыми, несвободными, не имеющими собственных мыслей, не умеющими принимать собственные решения и за них отвечать. Современное общество требует воспитание личности, которая способна самостоятельно регулировать свое поведение и деятельность, оценивать поступки не только других людей, но и свои собственные, а также намечать пути дальнейшего развития своей личности.

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание.

Воспитание, ориентированное на личность, ее жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребенка приводит его личное отношение к тому, что он делает.

Личностно ориентированное воспитание - воспитание, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности как субъекта познания и предметной деятельности.

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

Самоценность личности,

Уважение к личности,

Природосообразность воспитания,

Добро и ласка как основное средство.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и свободу других людей.

Педагогика строится на принципах сотрудничества и уважения к личности ребенка. Неумение учителя установить с детьми партнерские, подлинно человеческие отношения приводит к тому, что для учителя педагогический процесс становится неуправляемым и неэффективным, а у учеников возникает неприязнь к нему и к школе в целом. Учителем должен быть создан подобающий микроклимат, в котором будут учитываться все факторы и трудности. Учитель различными способами создает такие условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию смысла данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил.

Целенаправленное нравственное воспитание в школе возможно лишь при условии взаимного принятия учителя и ученика, взаимопонимания между ними. На усвоение учащимися нравственных норм большое влияние оказывает нравственный облик самого учителя, его отношение к детям.

Роль учителя как нравственного образца очень важна для ученика, как пример нравственного поведения, нравственного человека, особенно для тех детей, которые в семье и других институтах социализации не получают примеров нравственного поведения, лишены теплого и уважительного отношения и поддержки взрослых. Это значит, что работа педагога с учеником невозможна без постоянной работы над самим собой - своим характером, поведением, отношением к окружающим.

Психологической основой примера служит подражательность. О сущности подражательности, о ее роли и месте в процессе воспитания и самовоспитания, о стадиях подражательности пишет А.Г.Ковалев, отмечая, что «…подражание является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность - основным свойством развивающейся личности».

Младшие школьники подражают тем, кто производит на них наиболее сильное впечатление. Он наиболее восприимчив и открыт для воздействия, не испытывал негативных педагогических влияний, авторитет учителя практически непререкаем. Но необходимо помнить, что внешние влияния не вызывают у школьника прямой реакции, а обязательно преломляются через сложившиеся в его опыте отношения. Поэтому период младшего школьного возраста благоприятен не только для формирования тех или иных нравственных качеств, но и для определенного корректирующего воздействия в случаях несоответствия личностных и общественных отношений, не благополучного семейного положения ребенка. Мудрость педагогического руководства: понимать, где не нужно вмешиваться и насильственно ускорять или осуществлять коррекцию, а где, видя трудности ребенка и его неспособность справиться с проблемами собственными силами, «подтолкнуть» процесс, значительно сэкономив при этом время и нервы.

Педагог может выбирать разные формы работы - шефство над пожилыми людьми, взаимопомощь в учебе, уход за живым уголком в классе, - ориентируясь на индивидуальные особенности личности учащихся и уровень развития их нравственных представлений.

Процесс нравственного воспитания становится для школьников значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботится о выполнении следующих условий:

° опирается на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности»;

° обеспечивают эмоциональную насыщенность общественно полезной деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;

° создает в коллективе атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

° утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива;

° учитывает положительное воздействие общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражения;

° заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Все эти вышеперечисленные условия наиболее эффективно будут выполняться с использованием современных информационных технологий. Однако в современной школе еще остро ощущается недооценка этих средств воспитания. Учителя массовых школ не имеют специально разработанных программ воспитания у детей нравственных качеств, часто работа с учащимися в этом направлении носит неустойчивый, размытый характер.

Используемая литература :

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М., 2000

2. Раев А.И. Матвеева Л.А. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся. -Л., 1985

3. Хуторской А.В. Личностно-ориентированное направление модернизации образования в российской школе. \\ Ученик в обновляющейся школе. М., 2002

4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. 1975, №1.

5. Галяутдинова С.И. Потенциальная и актуальная готовность младших школьников к нравственному поведению./ Психологические проблемы нравственных убеждений. -Л., 1987

6. Ковалев А.Г. О стадии подражательной деятельности ребенка // Вопросы психологии личности / Под ред. Е.И. Игнатьев. М, 1960.

7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич - Минск., 2005

8. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М. Бим-Бада. - М., 2002

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Роль учителя в формировании личности учащегося

Тюльменкова Анастасия Александровна - учитель математики, экономики Георгиевской cредней общеобразовательной школы Канского района Красноярского края. (c.Георгиевка, Красноярский край)

Аннотация: В данной статье пойдет речь о деятельности учителя, как педагог должен организовать свою деятельность, для того чтобы ученик не просто учился, а творчески подходил к решению не только проблем, касающихся школы, но и жизни.

Ключевые слова: Роль учителя, личность учащегося.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам.

Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание.

Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать – вот тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок – игру. Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке.

В своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки. В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки математики, информатики и др. Эти уроки очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи, где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения. Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся.

При организации совместных внеклассных мероприятий следует отметить развитие интереса к предмету через удивление, восторг, общение детей, наблюдение за тем, как и что, делают другие.

Процесс развития науки, техники, экономики, ее математической составляющей, предъявляет все более высокие требования к преподаванию данной дисциплины, разъяснению ее роли в применении. Математические методы играют огромное значение в развитии прикладных задач и производственной деятельности человека. Само содержание школьного курса математики отражает на доступном уровне для учащихся достижения современной науки, позволяет показать борьбу идей и мировоззрений. Роль математики в познании мира, ее место в системе наук и практической деятельности человека огромно. Для практического применения математики необходимы глубокие знания и учителя, и ученика.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Детям нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета, его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию учащимся интереса на уроках и внеклассных занятиях.

Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель, организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно – полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности, и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Например, учитель, обучая ученика математике, пользуется одним из важнейших средств – решением задач. Но это не совсем верно методически. Ведь, если решение задач – это цель, то учителю надо добиваться, чтобы учащиеся быстро и безошибочно решали задачи. Главное, чтобы при решении задач ученик получил пользу от этой задачи, то есть подвинулся еще дальше по длинной лестнице овладения математикой. Главная цель в процессе решения задачи, а не в ответе. Ученик, решая задачу, приобретает новые знания и навыки, развивает в себе упорство и настойчивость в овладении математикой. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.

Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях, умениях и навыках. Следует отметить, что ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то, чего не понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку, но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не повторилась. А что касается умений, то полезно помнить, что они вырабатываются практикой решения целесообразно подобранных задач с разъяснениями учителя по математике.

Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать учителя. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. И, прежде всего, эту проблему учитель должен решить для самого себя, в области своей работы в классе.

Каждый учитель понимает, чувствует, насколько трудной является задача руководить классом так, чтобы ученики занимались на уроке своим основным делом – учились. Учителю хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права – учить с удовольствием. Такое поведение учащихся находится за линией приятия и является проблемой учителя. Учителю необходимо что – то предпринять для своего же блага. Способы взаимодействия с учащимися в случае, когда проблема принадлежит учителю, конечно, существенно различаются.

Профессия учителя должна быть замечательной, благородной и благодарной. Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный.

Полезно помнить, что математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса. Очень важно воспитывать каждого школьника в убеждении важности предмета и его методов для жизни в современном обществе. Воспитать это убеждение одними словами невозможно. Необходим показ математики в действии. Только так можно добиться, чтобы ученик видел за вычислениями, формальными преобразованиями и геометрическими образами не только абстрактные символы и «игру ума», но и их реальные возможности как метод познания, пусть даже в самой простой форме.

Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса, для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, которые необходимо использовать в работе. Каждый из нас понимает, что одним из важнейших прав человека, пожалуй, является право быть умным. Это право по факту рождения имеют все дети, но существует огромное количество факторов, препятствующих его реализации. А общеобразовательная школа должна защитить право каждого ребенка быть умным.

Список литературы:

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
2. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
3. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
5. Климов Е. А. Основы психологии [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
6. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с.
7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

Размышляя о роли воспитателя, о его основных качествах, К.Д. Ушинский предстаёт перед нами как бы с двух сторон.

С одной стороны - это мыслитель, сформировавшийся в философской среде, познавший всю сложность и диалектичность воспитательного процесса. И как мыслитель он понимал, что в педагогике не может быть рецептов и догматически очерченных правил. Личность ребёнка формирует главный воспитатель - жизнь "со всеми её безобразными случайностями". Он подчёркивал, что стоит только отстранить "пагубные обстоятельства", создать атмосферу свободы и творческого труда, как непременно просветлеет ум человека и облагородится его характер.

Но вместе с тем и создание атмосферы труда и благоприятствующих обстоятельств, овладение даже самыми совершенными методами воздействия ещё не приведут к желаемым результатам. И тому пример иезуитского воспитания. Умение проникнуть в интимный мир детей и в этом мире совершать с точностью ювелира филигранные работы по становлению характера - это очень важно для воспитателя, но это так же опасно, как и авторитарно подавлять волю ребёнка, ибо, входя в мир человека, мы не только можем привнести в него свой отрицательный опыт, но и навязать ребёнку не свойственные его природе наклонности, нарушить тончайший узор его неповторимой индивидуальности, развить в нём не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности.

Вот почему и беспокоил К.Д. Ушинского один и тот же вопрос: "Неужели всё искусство воспитания только и заключается в том, что исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащегося к духовному миру наставника?" И К.Д. Ушинский-философ отверг ложный тезис - "воспитывайте детей так, чтобы дети походили на меня, и вы дадите отличное воспитание". Он считал, что надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас. Поэтому каждому воспитателю необходимо овладеть самоанализом и постоянно проводить беспристрастный критический обзор результатов своих действий, чтобы исключить прикосновение к детской чистоте своих отрицательных свойств. Каждому воспитателю необходимо уметь видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своём общении с детьми, когда несёт им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный поступок. Одной образованности, одних знаний и правил, методик и циркуляров, какими бы совершенными они ни были, явно недостаточно.

Практическая педагогика всегда ставит воспитателя перед конкретным фактом оценки поступков, ситуаций, различных явлений, точек зрения. И в своей оценке, в своём активном отношении к миру педагог выступает не как кабинетный теоретик, а как член общества, того конкретного общения, где всё до предела сжато, всё в живом темпе событий, где нет времени для длительного раздумывания, где надо сейчас, безотлагательно, что-то решать, что-то утверждать, что-то отрицать.

Без нравственной силы, способной противостоять насилию и безнравственности, без авторитета, способного объявить войну любым проявлениям авторитарности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства. Только действенный, а не пассивно-созерцательный гуманизм ведёт к преобразованию обстоятельств, выступает в защиту человека, поэтому К.Д. Ушинский хотел видеть каждого воспитателя решительным, радикальным, смелым, с позитивной программой действий.

Он сам как педагог был невероятно радикальным и бескомпромиссным, когда дело касалось косности, невежества и пошлости, но становился необыкновенно деликатным человеком, когда общался с детьми, учителями, разделявшими передовые взгляды на просвещение и науку, большое значение уделяя педагогическому такту, без которого ни один педагог "никогда не станет хорошим воспитателем-практиком...". Основу педагогического такта составляют глубокие знания психологии, которые раскрывают личность ребёнка во всей своей целостности, причём важно, по мнению К.Д. Ушинского, чтобы педагогические методы и средства применялись не к отдельным психическим качествам личности, а к ребёнку, "каков он есть в действительности, со всеми его слабостями...".

При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач, успешно реализуемых в нашей стране с первых дней обретения независимости. Огромное внимание уделяется развитию личности ребёнка, формированию у него системы ценностей. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне. Нравственное воспитание учеников особенно важно, потому как именно в школьном возрасте ребёнок восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребёнок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учительство - одно из труднейших видов служения своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в наших школах - добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

13. Понятие и структура личности.

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Структуру личности рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры, Первая - направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.

«Когда планируем на год, сеем зерно.
Когда планируем на десятилетия, сажаем деревья.
Когда планируем на всю жизнь - обучаем и воспитываем людей».
Китайская пословица

Школа, по латински «скале», означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Образование - это процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она трактуется как дом радости. Вспомним: для многих из нас и наших детей школа была скорее домом печали. Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя.

У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать возможность им развиться.

Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастья. Получают ли они это в школе? Увы, очень редко. Только тогда, когда тебе повезет, и твой педагог окажется учителем от Бога.
Все обучение и воспитание должно строится на положительных образах. Все должно ассоциироваться с добрыми людьми, красивыми поступками.

Главное в деятельности учителя - уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь.
Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно - личностным подходом.

Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив». Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся советскому педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных, социально активных людей, в
которых всегда нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве перестраивать человека узнал весь мир...
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни.

И сейчас в наше время проливается кровь на Чеченской земле и во многих других странах. И ради чего?.. Ради чего столько мук и страданий? Ради маленького куска земли!
Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их; нельзя скрывать противоречий - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения.
По сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью.

«Большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая в самых элементарных началах».

Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования. На личность влияет коллектив, в котором личность находится. Коллектив-это чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают.
Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.
Вы спросите, как можно воспитывать математикой? Математика -это, прежде всего труд. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стремились трудиться, борясь с ленью, легкомыслием. «Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, далее, если он невежествен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах».

Классики советской педагогики рассматривали проблему взаимоотношения учителя и учеников как поистине первостепенную. Уделялось внимание и тому феномену, как авторитет учителя. «Если человек должен отвечать за свое дело и отвечает, то вот его авторитет. На этой базе он и должен строить свое поведение достаточно авторитетно». В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.
Если учитель хочет быть настоящим воспитателем, он должен озарить знания своими мыслями, своей личностью так, чтобы воспитанники услышали: учитель обращается к ним. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли, убеждениям, поучениям воспитателя.
Есть прекрасный ответ замечательного учителя Шалвы Амоношвили на вопрос о том, в какой стране могли бы жить дети: «В стране, где царствует диктатура совести». И так будет, потому что все начинается с детства.

Современный учитель - это, прежде всего, человек, наделённый рядом достоинств. Обладающий: системным мышлением, организаторскими умениями, интуицией, инициативой, фантазией, самостоятельностью, аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, ответственностью, наблюдательностью, отзывчивостью, настойчивостью, мобильностью, гибкостью в профессиональной деятельности, выразительностью речи, жестов, мимики, чувством такта, совести, трудолюбием, восприимчивостью к новому и нетрадиционному, хорошим вкусом.

Способный: к творчеству; к сопереживанию; к проявлению импровизации; своими действиями воспитывать интерес к обучению и потребностью в знаниях у учащихся; достигать намеченных целей; обеспечивать единые требования к воспитанникам; учитывать интересы общества, коллектива и свои личные; создавать оптимальные условия для выражения потенциальных возможностей каждого школьника; для творческой самореализации личности ученика; сформулировать цель и перевести её в конкретные практические задачи; использовать полученную информацию; распределять и делегировать обязанности и поручения; к оптимальному взаимодействию с окружающими; работать по разным методическим системам; учиться.

Умеющий: активно использовать многообразные формы, методы и приёмы в работе; избирать адекватную форму организации урочной и внеурочной деятельности; подбирать необходимый учебный материал; строить гуманное отношение с детьми; владеть собой; импровизировать; проектировать; общаться с детьми; понимать людей и разбираться в них; мечтать; не опускать руки при неудачах; видеть перспективы в работе; создавать пространство для свободы личности школьника; проявлять повышенное требование к себе и к окружающим; делать выводы; владеть собой в конкретных ситуациях; устанавливать со школьниками психологический контакт; правильно ставить и формулировать воспитательные задачи; создавать условия для успеха в деятельности и психолого-педагогический механизм влияния или развития тех или иных качеств личности школьника; формировать морально-психологический климат в детском коллективе.

Никогда нельзя останавливаться на достигнутом - эта старая истина приобретает особое значение, когда размышляешь о роли учителя в учреждении образования.
Постоянно учиться не только на курсах повышения квалификации учителей, учиться можно прямо на работе, наблюдая за тем, как работают коллеги. Стараться обращать внимание на положительное, на то, что можно перенять и использовать в своей работе. Не нужно бояться задавать коллегам вопросы: как вам это удалось? Как бы вы поступили на моём месте? Что можно ещё улучшить? Где можно познакомиться с этим опытом? и т.д.

Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы сделать так, чтобы ученику было всегда интересно, чтобы хотелось учиться дальше. Для того, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, лучше использовать такие приёмы работы, которые помогут учащемуся оставаться самим собой, чувствовать себя личностью, позволят ему быть активным и интересным окружающим.

Тема образования актуальна всегд а, особенное значение она принимает сейчас, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Поскольку образование неотделимо от своего носителя – педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение.

В настоящее время много говорится на тему компетенции, профессиональных качеств учителя. Этот вопрос актуален, так как со временем изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю. Возникает вопрос, какие качества учителя должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть изменены. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

Вот данные исследования «У какого учителя с удовольствием будут учиться?» - мнение современного школьника об учителе. Ученикам была представлена анкета:

    Какой учитель хороший и почему?

    Какой учитель плохой и почему?

    Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. В различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя. Младшие школьники и будущие выпускники школы настаивали на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой, а ученики средней школы отдали предпочтение компьютеру. Очевидно, что именно в процессе общения с учителем как с личностью идет процесс обучения и научения, ученикам важно, чтобы их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, на развитие ребенка влияние оказывают окружающие его люди, среди которых особое место занимает учитель. Таким образом, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются для него отрицательными.

Качества учителя, успешно решающего свои задачи :

Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

Тактичен.

Всесторонне развит, умный, умеет говорить. 1

Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:

Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу.

Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.

Аморален, эгоистичен, корыстолюбив.

Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.

Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

Не творчески работает. Педантичен, формалист.

Американский социолог У.Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932г.) писал: Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.

В связи с преобразованием классической системы «передатчик знаний - приемник знаний» в процесс активного познавательного сотрудничества между учителем и учеником как наиболее продуктивной формы обучения, особенно значимыми становятся такие качества педагога, как способность привить интерес и вовлечь обучаемого в творческий процесс познания. Современная образовательная система, требует нового типа учителя, способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования. В педагогическом руководстве выделяют два противоположных стиля работы учителей – авторитарный и демократический. Педагогам необходимо стремиться к постоянному совершенствованию своих методов, знаний и профессионализма, так как недовольство собой и стремление к высшему уровню является признаком истинного профессионала-педагога.