Методики для беременных женщин. Методы психологической подготовки беременной к родам

Исследование посвящено выявлению особенностей изменений психического состояния женщин в период беременности и становления диадических отношений между матерью и ребенком после родов. Проспективно на протяжении всей беременности и после родов по единой программе была обследована 51 женщина детородного возраста. При обследовании после родов выделены группы женщин:
1) со сформированной готовностью к материнству;
2) с несформированной готовностью к материнству.
При исследовании выявлено три типа переживания беременности, три типа материнского отношения к ребенку, показана их взаимосвязь и соотношение с ценностью ребенка для матери (четыре типа ценности ребенка). Предлагаются диагностические методики для определения ценности ребенка, типа переживания беременности и типа материнского отношения, тенденций изменения этих показателей во время беременности. Ключевые слова: готовность к материнству, типы переживания беременности, типы материнского отношения, ценность ребенка.

ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИНСТВА В ПСИХОЛОГИИ
Изучение психологии материнства - одна из малоразработанных отечественной наукой областей. Актуальность психологического изучения материнства продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей с лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине. Материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на его содержание и проявление у каждой конкретной женщины. Исследования второй половины XX в. свидетельствуют, что в становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности , , , , -, , . Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Они могли носить более скрытые или открытые формы. Само понятие "материнское отношение" не является в настоящий момент строго определенным и общепринятым, но тем не менее достаточно популярным как предмет психологического исследования. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит определенный путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы , , , , . В этом аспекте особую важность приобретают исследования, связанные с возможностями выявления уже в процессе беременности особенностей состояния и поведения будущей матери, по которым можно прогнозировать успешность материнства, и более конкретно - особенности отношения матери к ребенку после его рождения как определяющего фактора в развитии диадических отношений. В целях предсказания еще во время беременности будущего типа отношения матери к ребенку традиционно изучаются материнские (и шире - родительские) ожидания, установки, воспитательные стратегии, ожидание удовлетворенности материнской ролью, компетентность матери и пр. Учитываются и другие факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности адаптации, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, репродукции моделей материнства в семье, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье женщины -. В некоторых отечественных исследованиях для этих же целей используется комплексный мультидисциплинарный подход , , , . Однако и в этих исследованиях анализируются лишь отдельные факторы, не объединенные в целостные конструкты, которые отражали бы взаимосвязь разных качеств и их целостной динамики у конкретной женщины. С одной стороны, обобщая все предыдущие исследования, можно говорить о наличии закономерных изменений психического функционирования женщин во время беременности и после деторождения. С другой стороны, ранее проведенное нами изучение психологического состояния женщин, вынашивающих нежеланную беременность и впоследствии отказывающихся от ребенка, обнаружило резкие, но также вполне стереотипные изменения в психической сфере -. Отсюда возникло предположение, что, по-видимому, существует стереотипная динамика психического состояния беременных, предшествующая эффективному ("нормативному") материнству (которое можно было бы условно принять за норму), и особая динамика этих же функций, предшествующая отклоняющимся типам материнского отношения (и поведения). Выявление этих закономерностей поможет обнаружить предикторы отклоняющегося материнского поведения. Для решения данной задачи необходима разработка методов диагностики и критериев оценки получаемых данных, основываясь на которых можно прогнозировать указанные особенности, выявлять возможности их девиации и строить индивидуально ориентированную психологическую помощь. Исходя из имеющихся исследований в этой области, мы предположили, что:
1. Готовность к материнству, которую мы рассматриваем как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребенка, проявляется в определенном типе отношения матери к ребенку.
2. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, связан с ценностью ребенка для матери.
3. В период беременности можно обнаружить особенности психологического состояния и его динамики, которые являются прогностичными для выявления типа отношения матери к ребенку после родов.
4.Связующим показателем, соответствующим типу материнского отношения и динамике психологического состояния в период беременности, является ценность ребенка для матери.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: определить закономерности динамики психологического состояния женщины во время беременности, на этом основании установить оптимальную картину формирования готовности к материнству и выявить предикторы отклонения от такого формирования. Задачи исследования:
1. Выявить типы отношения матери к ребенку после его рождения, соответствующие готовности женщины к успешному материнству, и отклоняющиеся варианты.
2. Выявить особенности состояния женщины в период беременности, которые являются прогностичными для типа материнского отношения, соответствующего готовности к материнству после родов, и для отклоняющихся вариантов.
3. Выявить связи типа материнского отношения и динамики психосоматического состояния в период беременности с ценностью ребенка.
4. Разработать и апробировать диагностические методики, направленные на выявление ценности ребенка, типов переживания беременности и материнского отношения, проектирование блока методик для применения в практической работе с беременными и матерьми с детьми.

ИСПЫТУЕМЫЕ
Обследование проводилось на базе женской консультации при поликлинике N 53 Москвы сплошным методом, на добровольной основе. В исследовании принимали участие женщины детородного возраста (от 16 до 42 лет). Средний возраст составил 28+12 лет (медиана 26 лет). Всего в исследовании приняла участие 51 беременная женщина. Беременные обследовались психологами четыре раза: в первом триместре беременности (12-14 недель), во втором триместре беременности (16-28 недель), в третьем триместре беременности (30- 40 недель) и после родов. 98 % женщин живут в зарегистрированном или незарегистрированном браке. Все женщины сохраняли беременность и рожали впервые, 84 % женщин считали данную беременность ожидаемой и желанной.

МЕТОДИКИ
Беременные женщины проходили психологическое обследование в условиях женской консультации, добровольно по единой программе В исследовании применялись следующие методики: структурированное интервью; генограмма; тест Люшера; проективный рисунок на тему "Я и мой ребенок" ; методики: тест "Фигуры"; тест "Эпитеты" , . Применялись качественные и количественные способы обработки полученных результатов.

1. Интервью Использовалось разработанное специально для этого исследования структурированное интервью, в котором женщины отвечали на вопросы о сроке беременности, желанности беременности, отношениях в семье, своем самочувствии, эмоциональном состоянии, испытываемых опасениях, планах, связанных с ребенком и будущей жизнью, представлении о родах и послеродовом периоде. В интервью включались вопросы, направленные на выявление особенностей протекания онтогенетических этапов формирования материнской сферы , , при послеродовом обследовании - о родах и своих впечатлениях, о послеродовом периоде. Генограмма являлась одним из блоков интервью. Анализ интервью осуществлялся по критериям, направленным на выявление трех сформулированных в задачах исследования переменных: ценности ребенка и динамики ее изменения; типов переживания беременности и их динамики в период беременности; типов материнского отношения. За основу взяты выделенные в предыдущих исследованиях типы ценности ребенка и стили переживания беременности и материнского отношения , . Для анализа психологического состояния женщины во время вынашивания ребенка в интервью включен блок вопросов, направленных на определение типа переживания беременности. С этой целью были включены вопросы о физическом и эмоциональном переживании этапа обнаружения беременности, переживании симптоматики беременности, динамике переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественном фоне настроения по триместрам беременности, переживании первого шевеления ребенка, переживании шевелений в течение всей второй половины беременности, характере активности женщины в третий триместр беременности. Помимо описанных выше, учитывались следующие показатели: данные о восприятии женщиной изменений своего самочувствия, внешнего вида, эмоционального состояния, интересов, отношение к этим изменениям. При анализе данных учитывалась их динамика по триместрам беременности. На основе этих критериев по совокупности показателей в каждом триместре беременности определялся общий тип переживания беременности. Под материнским отношением мы понимали комплекс поведенческих (что и как делает мать), когнитивных (как представляет себе и на что опирается в выборе целей, средств их достижения и средств контроля) и эмоционально-оценочных (какие эмоции испытывает к себе как субъекту поведения и ребенку как объекту) компонентов, которые в совокупности проявляются как ее отношение к ребенку в каждый момент их взаимодействия. При анализе материнского отношения к ребенку в послеродовом периоде мы опирались на имеющиеся в литературе представления и цели настоящей работы. Были учтены показатели, которые можно было соотнести во время беременности и после родов. Подвергались анализу такие параметры, как стиль эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком , ; степень субъективизации ребенка , , , , , ; использование средств контроля при определении состояния ребенка , ; уровень развития и скорость возникновения материнской компетентности , , ; легкость приспособления к новому ритму жизни и освоения новых обязанностей , , ; изменение режима своей жизни и жизни семьи как приспособление к индивидуальному ритму жизнедеятельности ребенка или приучение ребенка к режиму, устанавливаемому взрослыми [Ц, , , , ; удовлетворенность собой, ребенком, отношением к себе и ребенку близких людей , , . Характеристика ценности ребенка после родов и ценности вынашиваемого ребенка во время беременности анализировалась по ответам на блок вопросов, составленных на основе проведенных ранее исследований, в которых было сформулировано понятие внедряющихся ценностей (из других потребностно-мотивационных сфер), интерферирующих с ценностью ребенка , . Анализировалось содержание ценности ребенка по следующим критериям: наличие самостоятельной ценности ребенка как объекта материнской сферы (потребность в контакте с ребенком, в заботе о нем); повышенно-эмоциональная ценность ребенка ("сверхценность" по первому типу, концентрация на ребенке потребности в эмоциональном контакте); привнесение в ценность ребенка содержания ценностей из других сфер вплоть до полной замены этим содержанием (например: обеспечение семейного и социального положения; своего будущего; удовлетворение потребности в объекте привязанности; восприятие ребенка как средства удержания полового партнера; как средства самореализации; как средства утверждения возрастного и полоролевого статуса; удовлетворение потребности в объекте эмоционального взаимодействия).

2. Рисуночный тест "Я и мой ребенок" Цели методики: выявление особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка. В рисуночном тесте "Я и мой ребенок" учитывалось наличие на рисунке фигур матери и ребенка; замена образа матери и ребенка на животное, растение, символ; содержание образа ребенка и его возраст; соотношение размеров фигур матери и ребенка; отражение совместной деятельности матери и ребенка; дистанция и особенности расположения персонажей; изоляция фигуры ребенка; а также характеристика общего состояния (благополучие, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка и поведенческим проявлениям во время рисования (качество линии, расположение на листе, детали рисунка, проявлявшиеся эмоции, высказывания, паузы и т.д.). Интерпретация данных проводилась по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данные интервью, генограммы и рисуночного теста использовались как взаимодополняющие, их анализ проводился в два этапа. На первом этапе были проанализированы результаты обследования женщин вскоре после родов и выявлены ценность ребенка для матери и особенности психологического состояния и отношения матери к ребенку, на основе которых были выделены группы женщин со сформированной готовностью к материнству и группа с признаками несформированной готовности к материнству. На втором этапе были проанализированы материалы психологического обследования этих групп женщин, полученных во время беременности, с целью определить особенности динамики ценности вынашиваемого ребенка и психического состояния женщин на разных этапах репродуктивного цикла в каждой из групп; выделить возможные психологические предикторы несформированной готовности к материнству. На первом этапе были проанализированы данные интервью и рисуночного теста и установлены несколько вариантов ценности ребенка и материнского отношения: адекватная ценность ребенка с оптимальным балансом ценностей из других потребностно-мотивационных сфер; повышенная ценность ребенка, подавляющая все остальные ценности; пониженная ценность ребенка, когда преобладающими являются ценности из других потребностно-мотивационных сфер; недостаточная ценность ребенка (частичная или полная замена ценности ребенка ценностями из других сфер); адекватное отношение (материнское отношение к ребенку как субъекту, с ориентацией на себя и одновременно на состояние ребенка при контроле состояний ребенка; в этом случае женщинам была присуща высокая, рано появившаяся материнская компетентность, удовлетворенность материнством и отношением к себе и к ребенку других); тревожное, амбивалентное (характеризовалось амбивалентным, неустойчивым отношением к ребенку, с резким противопоставлением ценности ребенка "внедряющимся" ценностям, с противоположными или непоследовательными тенденциями эмоционального сопровождения отрицательных и положительных состояний ребенка; для таких женщин характерна неравномерная компетентность в отношении разных поведенческих проявлений ребенка; конфликт ориентаций в контроле состояний ребенка между собственными состояниями и необходимостью подчиняться мнению других; характерны также недостаточная субъективизация ребенка, постоянная тревога по поводу ребенка и адекватности своих действий, неудовлетворенность собой, отношением к ребенку других, осуждение себя наряду с оправданием, резкие перемены настроения); эмоционально отстраненное, регулирующее материнское отношение (характеризовалось эмоционально отстраненным, регулирующим типом отношения к ребенку; для таких женщин характерно отношение к ребенку как объекту с ориентацией на жесткое приучение к режиму, несмотря на реакции самого ребенка. В своем поведении матери декларировали строгие ориентиры на знания о развитии ребенка и мнения других; этим женщинам присущи такие качества, как стремление к рационализации, поздно появившаяся родительская компетентность, неудовлетворенность характером развития и претензии к особенностям ребенка, неудовлетворенность условиями, отношением других членов семьи, нехваткой времени на себя, необходимостью все время отдавать ребенку). На основе двух этих переменных (материнского отношения и ценности ребенка) выделены две основные группы женщин. Для группы женщин с адекватным материнским отношением (группа 1, 48%) характерны адекватная ценность ребенка и сформированная готовность к материнству. Для группы женщин с отклоняющимся от адекватного материнским отношением (группа II, 52 %) была характерна неадекватная ценность ребенка и несформированная готовность к материнству. Данная группа включала две подгруппы. Подгруппа с тревожным, амбивалентным типом материнского отношения (18 %). Для входивших в нее женщин были характерны повышенная и пониженная ценность ребенка. Для подгруппы с эмоционально отстраненным, регулирующим типом материнского отношения (34 %) была характерна недостаточная ценность ребенка. Анализ соотношения типа материнского отношения с параметром "ценность ребенка" с применением метода корреляционного анализа установил закономерности, отраженные в табл. 1. Как видно из табл. 1, типы материнского отношения и ценности ребенка в высокой степени коррелируют в соответствующих группах. На втором этапе были проанализированы данные интервью, генограммы и рисуночного теста по триместрам беременности в группах женщин, выделенных по параметру готовности к материнству. На основании полученных данных описаны характерные для каждой группы испытуемых типы переживания беременности. Группа 1. Для входящих в нее женщин характерна адекватная ценность вынашиваемого ребенка и адекватный тип переживания беременности: постепенная конкретизация образа ребенка и восприятие его с положительными эмоциями; выраженность динамики психосоматического состояния, соответствующего физиологической беременности, по триместрам: физическое недомогание, усталость и снижение активности в первом триместре; хорошее самочувствие, бодрое состояние, ориентация интересов на ребенка во втором триместре; повышение активности, направленной на ребенка, в начале третьего триместра; общее расслабление и ожидание встречи с ребенком к концу беременности; достаточно четкие представления о послеродовом периоде и своей материнской роли; удовлетворенность собой и изменениями в своем состоянии; эмоциональная близость со своей матерью; положительное эмоциональное, дифференцированное переживание шевеления ребенка. Группа II. В ней выявляются две подгруппы, одну образуют женщины с тревожным, амбивалентным типом материнского отношения. Для женщин этой подгруппы характерен тревожный или амбивалентный тип переживания беременности. В первом триместре женщинам с подобным типом переживания беременности свойственны тревоги, страхи, беспокойство. Соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние повышенно тревожное или депрессивное. Во втором триместре не наблюдается стабилизации, в целом тревога усиливается, эпизодически повторяются депрессивные или тревожные состояния. В третьем триместре эта тенденция усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов. Особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления ребенка, возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; имеют место ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному протеканию беременности. Эта подгруппа характеризовалась пониженной или повышенной ценностью вынашиваемого ребенка. Другую подгруппу составили женщины с игнорирующим типом материнского отношения. Для них характерен игнорирующий тип переживания беременности. В первом триместре имели место два варианта: слишком позднее распознавание беременности, сопровождающееся чувством досады или неприятного удивления; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; распознавание беременности сопровождается отрицательными эмоциями, вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена, беременность переживается как кара, помеха и т.п. Во втором триместре первое шевеление отмечается очень поздно, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка, последующие шевеления окрашены неприятными физиологическими ощущениями, сопровождаются неудобством, брезгливостью. В третьем триместре, к концу беременности, возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. Нередко к концу беременности появляются осложнения. Динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса, к концу беременности состояние характеризуется как доставляющее физическое неудобство. Активность в третьем триместре повышается и направлена на обстоятельства, не связанные с ребенком. Ценность вынашиваемого ребенка в этой подгруппе недостаточная. Анализ соотношения типа переживания беременности с параметром "ценность ребенка" установил закономерности, отраженные в табл. 2. Обследованная выборка недостаточно велика для того, чтобы можно было точно оценить соотношение типов переживания беременности и типов материнского отношения, однако различия между группами со сформированной и несформированной готовностью к материнству проявились в виде тенденции. Адекватный тип переживания беременности соответствует готовности к материнству, отклоняющиеся от него - неготовности к материнству.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Нами показана преемственность типа переживания беременности и формирования готовности к материнству, а также их связь с ценностью ребенка. По нашим данным, адекватный тип переживания беременности, который складывается к концу беременности, устойчиво коррелирует с адекватной ценностью ребенка (коэффициент Гилфорда 0, 9) и со сформировавшейся готовностью к материнству (коэффициент Гилфорда 0, 75). Игнорирующий тип переживания беременности устойчиво сочетается с недостаточной ценностью ребенка (коэффициент Гилфорда 0, 64) и эмоционально-отстраненным, регулирующим типом девиантного материнского отношения (коэффициент Гилфорда 0, 7). Для женщин, тип отношения и беременности которых являлся тревожным, амбивалентным, ценность ребенка понижена (коэффициент Гилфорда 0, 54) или неадекватно завышена (коэффициент Гилфорда 0, 66), тип материнского отношения - тревожный, амбивалентный (коэффициент Гилфорда 0, 7). По полученным данным, именно в этом случае отмечается наиболее выраженная динамика переходов, склонность к уменьшению ценности ребенка, появление элементов послеродовой депрессии, наиболее выражено влияние условий послеродового периода на динамику материнского отношения и ценности ребенка, более выражены неблагоприятные особенности развития ребенка. Анализ результатов показал значительную диагностическую ценность рисуночного теста, данные которого устойчиво коррелируют с результатами других методик. Так, "благоприятная ситуация" по рисуночному тесту сочетается с положительными показателями переживания беременности, материнского отношения и ценности ребенка. Незначительные симптомы неуверенности, тревоги и конфликтности сочетаются с незначительными отклонениями в стиле переживания беременности с тенденцией к их улучшению, достаточно стабильной или повышающейся в период беременности ценностью ребенка, благоприятной динамикой интерференции ценностей, коррелируют с незначительными отклонениями материнского отношения (в основном по типу тревожности). Выраженная тревога, неуверенность в себе и недовольство беременностью и материнством по данным рисуночного теста во всех случаях сочетаются с отклонением от адекватного стиля переживания беременности, с неблагоприятной семейной ситуацией, с отрицательным отношением к изменениям в собственном организме и недовольством отношением окружающих, с отклонением от адекватного восприятия ценности ребенка и неблагоприятной тенденцией интерференции ценностей, с отклонением от адекватного типа материнского отношения. Отношение к изменениям в своем состоянии и претензии к другим людям, в том числе к отцу ребенка, близким родственникам, медицинскому персоналу, отражают неудовлетворенность ситуацией материнства (и беременностью) и могут служить одним из диагностических показателей. В процессе исследования выявлены типы переживания беременности, наиболее подверженные динамике в течение беременности и ведущие к самым разнообразным отклонениям в стиле материнского отношения (группа с тревожным и амбивалентным типами переживания беременности). Мы считаем, что группу риска составляют женщины с игнорирующим типом переживания беременности, который не изменялся на протяжении всех трех триместров и после родов. Основываясь на полученных в настоящем исследовании и литературных данных -, (особенно это касается данных о переживании беременности женщинами, отказывающимися от ребенка), можно высказать предположение, что наиболее трудным для коррекции является игнорирующий тип переживания беременности, который в свою очередь ведет к девиантному материнскому отношению (эмоционально-отстраненному, регулирующему), также плохо поддающемуся коррекции, когда ребенок становится старше (эмоционально-подавляющий, авторитарный, регулирующий , ). Наше исследование показало, что во время беременности в личности женщины, в ее сознании и самосознании происходят определенные изменения. Полученные данные подтверждают связь формирования готовности к материнству с типом переживания беременности. Они позволяют предположить, что уже в период беременности возможно прогнозирование особенностей материнского отношения после родов, ценности ребенка и динамики интерференции ценностей - как в сторону внедряющихся, конфронтирующих с ценностью ребенка и материнства, так и наоборот. Это позволяет проектировать индивидуально ориентированное психологическое вмешательство. Кроме того, во время беременности возможен прогноз недостаточной материнской компетентности и недостаточного развития таких компонентов материнской сферы, как стиль эмоционального сопровождения, субъективизация ребенка, использование своего состояния и ориентация на состояние ребенка как средств контроля развития ребенка, гибкость приспособления к режиму и т.п., что позволит проводить направленную коррекцию и психотерапию. В период беременности возможен также прогноз возникновения послеродовых депрессий или психозов на основе прогнозируемого резкого снижения ценности ребенка или тенденции к исключительной ценности ребенка в сочетании с общей динамикой стиля переживания беременности и склонности к депрессивным или психотическим состояниям.

1. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. N 4. С. 35-42.
2. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. 1996. Т. 2. Вып. 4. С. 69-70.
3. Брутман В. И. и соавт. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие. М.: Независимая ассоциация детских психиатров и психологов, 1994.
4. Брутман В.И. и соавт. Девиантное материнское поведение // Моск. психотерапевт, журн. 1996. N 4. С. 81-98.
5. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Радионова М.С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты проблемы) // Вопр. психол. 1995. N 1. С. 33-40.
6. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязаности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. 1997. N 7. С. 38-47.
7. Брутман В. И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психол. журн. 2000. Т. 21. N 2. С. 79-87.
8. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
9. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Педагогика, 1988.
10. Копыл О.А., Баз Л.Л..Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. N 4. С. 35-42.
11. Кошелева А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М.: НИИ семьи, 1997.
12. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психол. 2000. N 5. С. 18-27.
13. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: Канд. дис. М., 1997.
14. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система "мать-дитя" в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клин. психиатрия. 1992. N 2. С. 75-78.
15. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 1999. Т. 20. N 5. С. 81-88.
16. Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Докт. дис. М., 2001.
17. Badinter E. L"amour en plus: Histoire de l"amour matemel. P., 1998.
18. Bonnet К. Geste d"amour. P., 1992.
19. Development of attachment and affiliative systems / Ernde R.N. et al. (eds.). N.Y.: L, 1982.
20. Different faces of motherhood / Berns B., Hay F. (eds.). N.Y.; L., 1988.
21. Louis G., Margolis E. The motherhood report: How women feel about being mothers. N.Y., 1987.
22. Motherhood: Meanings, practices and ideologies / Phoenix A., Woollett A., Lloyd E. (eds.). Gender and psychology. L., 1991.
23. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adoptation / Shereshefsky P.M., Yarrow L.J. (eds.). N.Y., 1973.
24. Raphael-Leff J. Facilitators and regulators: Two approaches to mothering // Brit. J. Med. Psycol. 1983. V. 56. N 4. P. 379-390.
25. Wieder S. et al. Identifying the multy-risk family prenatally: Antecedent psychological factors and infant developmental trends // Infant-Mental Health J. 1983. V. 4. N 3. P. 165-201.
Работа выполнена при содействии РФФИ, грант N 97-06-804010.

Таблица 1: Соотношение типов материнского отношения и ценности ребенка

Таблица 2 Соотношение типа переживания беременности и ценности ребенка.

— это одновременно и счастье, и испытание. Ведь женщина сталкивается с колоссальной психологической нагрузкой в связи с предстоящей ей новой ролью — матери. К тому же постепенно меняются пропорции тела, гормональный фон, что приводит к немалому стрессу. Как этого избежать? Наталья Полякова, инструктор по развивающим методикам для беременных, расскажет, как можно облегчить психологическое напряжение и подготовить женщину к будущим родам.

Родовое пение. Знаменитый французский акушер Мишель Оден еще в прошлом веке организовывал хор из беременных женщин. Он разрабатывал специальные вокальные упражнения, после которых на свет появлялись более здоровые и спокойные малыши. Как утверждают ученые, будущей матери музыка просто необходима. Она влияет не только на ЦНС, но и на функции органов пищеварения, дыхания, мышечную систему. Когда будущая мамочка часто слушает музыку, у ребенка впоследствии лучше развивается слух и вокальные данные. Как показали исследования, классическая музыка способна заряжать положительной энергией воду, а ведь человек на 80 процентов состоит из воды.

С помощью несложных методик беременных женщин учат издавать особые звуки, которые называют родовым пением. Эта методика позволяет в процессе родов не просто "упорядочить" хаотичные крики роженицы, но и расслабить верхнюю часть тела, и, как следствие, снять спазм боли на нижней части тела. По утверждению специалистов, все движения во время родов проецируются на шейку матки и если женщина "зажата" и "скручивается" от боли — матка тоже не раскрывается. Родовое пение позволяет шире открыть рот и вынести звук наружу, вследствие чего матка тоже начинает работать в "правильном режиме". Обучившись ему, даже в стрессовой ситуации во время родов будет включаться мышечная память и вместо беспорядочных криков вы начнете петь.

Начинать занятия по родовому пению стоит с инструктором, зато потом вы сможете продолжать их самостоятельно одна или в группе, что помогает будущим мамочкам вместе избавляться от страха перед родами. Противопоказаний нет.

В этом разделе:
Новости партнеров

Родовое пение — это не совсем песни, женщины просто издают особые гласные звуки: а-а-а, о-о-о, у-у-у. Как показала практика, врачи и акушеры в роддомах к такому пению относятся намного лучше, чем к надоевшим уже жалобам, стонам и истерикам. После сеанса родового пения очень полезно заниматься медитацией и тренировать йоговское дыхание: например, уджая и праническое. В первое время возможно головокружение, поскольку в организм поступает много кислорода. Но буквально через четыре-пять занятий женщины начинают понимать, что это такое, какую пользу приносит — организм очищается, насыщается кислородом, мысли становятся спокойными, а тело расслабляется.

Родовая сказка. Есть несколько сказок, они схожи с традиционными, но тексты адаптированы именно для беременных. К примеру, берется образ звезд на небе: мама-звезда и папа-звезда. Они мечтали о ребеночке, ждали его, потом мама-звезда забеременела — и теперь пара в счастливом ожидании. Мы постоянно делаем акцент на то, что они очень счастливы, ждут и любят свою маленькую звездочку, общаются с ней всю беременность, настраивают на то, что маленькой звездочке предстоит пройти трудный путь. И ребеночку таким образом намного проще в процессе родов. Ведь он проходит болезненно и нелегко не только для матери. Как раз об этом не всегда помнят женщины , особенно те, кто первый раз ждет ребенка. Будущая мама думает о своих ощущениях, но для новорожденного появление на свет — это такой же труд, как и для его мамочки!

Арт-терапия. Чем старше плод в утробе, тем более разнообразно воспринимает он внешний мир и его раздражители. По словам ученых, уже в пять месяцев еще не рожденный ребеночек способен эмоционально реагировать на слова матери и понимать ее. Психологи рекомендуют вести с малышом беседы и обращаться к нему так, как если бы это был уже подросший трехлетний малыш. Со своей будущей "звездочкой" можно даже порисовать вместе, или слепить что-нибудь. К тому же любые виды творчества и рукоделия — это своеобразные мини-медитации, хорошо помогающие снять стресс и сосредоточиться на "себе любимой" и своем малыше

Случается, что в процессе рисования на животике малыш отвечает маме или папе, двигает ручками или ножками, будто подсказывает, где и что лучше нарисовать. Это чудо-общение происходит во время занятий у всех на виду. С помощью рисунков можно рассказать малышу о его будущем, задействовать фантазию и придумать, что вы будете делать вместе и как развлекаться. Главное здесь не художественная ценность получившегося изображения, а сам процесс и положительные эмоции, которые при этом испытывают все его участники. Арт-терапия для беременных — это еще и способ понять свои страхи и избавиться от них.

Для такого творчества лучше всего подходят пальчиковые краски или карандаши для аквагрима. Можно использовать хну — такие рисунки держатся две-три недели. К тому же это растительный продукт, который не способен навредить ни матери, ни ребенку.

Существует еще одна любопытная методика — правополушарное рисование. Творить можно в любом положении: в позе лотоса, сидя, лежа - как угодно. Бумагу лучше выбрать большого формата — подойдут листы ватмана или просто изнаночная сторона обоев. Основное в этой технике — работа с цветом. Изначально берутся два карандаша разных цветов, все садятся в круг и начинают рисовать двумя руками одновременно, стараясь закручивать линии в форме спирали. Процесс продолжается сорок секунд, затем меняют карандаши, передавая их сидящему рядом, и так до того момента, пока к тебе не вернутся твои карандаши.Цель методики — расслабление, избавление негатива и мелких хлопотных мыслей и настройка на великое чудо вынашивания и появления на свет малыша.

Лепка из теста также хорошо помогает расслабиться и избавиться от негативных мыслей. На кончиках пальцев сосредоточено много нервных окончаний, от них идет импульс в мозг, и улучшается его кровообращение . Можно, например, "слепить" свой страх и так избавиться от него, или сделать маленькую фигурку-игрушку, напоминающую о предстоящем чуде. Этим творчеством можно вместе с мужем, в группе или персонально. В качестве материала хорошо использовать обычное соленое тесто или тесто для лепки, которое рекомендуют для детского творчества. Самое важное — чтобы вы делали это с удовольствием и с позитивным настроем.

На сегодня придумано множество способов опосредованно общаться с малышом, который находится в мамином животике, и огромное количество методик, призванных настроить будущих мам на позитивные роды. Это и медитация, и родовое пение, и различные виды арт-терапии, в том числе тестотарапия. Этот список можно продолжать очень долго. Самое главное, чтобы все, чем занимается будущая мама, шло на пользу ей и малышу в ее животике. А также поднимало настроение беременной и помогало избавиться от стресса и психологических зажимов, которые часто возникают из-за страха перед процессом родов.


Родовое пение - это не песни как таковые, это пение звуков, точнее гласных: ААА, ООО, УУУ. У всех они по разному звучат. Когда начинается родовая деятельность, возможно, это будет более низкий звук, ближе к концу родов, это, скорее всего, будет более высокий звук.
Что касается негативного отношения врачей к громким крикам роженицы могу сказать только одно - настоящие акушерки могут определить степень раскрытия шейки матки по раскрытию рта роженицы. Если женщина правильно ведет себя в родах, хорошо поет, широко раскрывает рот - все пройдет быстрее. Привычный крик, от которого предостерегают многих женщин перед родами, - это истерика, это страх, это паника, а пение и для женщины, и для врача - это спокойная стационарная работа.
Йоговское дыхание. Мы обязательно на занятиях сначала поем, а потом начинаем дышать. Мы используем две техники: дыхание уджая и праническое. Очень полезно «гонять» воздух из одной ноздри в другую, это необычное для человека дыхание и первый раз очень тяжело так дышать, даже 10 минут. Может закружиться голова, потому что в организм поступает много кислорода. Но буквально через 4-5 занятий женщины начинают понимать, что это такое, какую пользу приносит - организм очищается, насыщается кислородом, мысли становятся спокойными, а тело расслабленным.
У нас у всех внутри сидит много разных страхов. Они могут быть связаны с родовыми травмами, которые могли быть, когда мы сами появлялись на свет. Страхи возникают, когда мы в детстве могли упасть, или просто боялись высоты и падения. Все эти страхи тянутся цепочкой, их становится больше, и мы с ними не можем справиться. А когда человек начинает заниматься какими-то духовными практиками или развивающими методиками - это все всплывает, и отсюда и идет головокружение, страх, паника. С этим легко справиться, и очень здорово, что оно вышло сейчас, а не во время родов. Потому что во время родов так же всплывают все наши глубинные страхи, и душевные и психологические травмы, живущие внутри нас с самых первых дней жизни. Во время медитации, следующей за родовым пением и иоговским дыханием, женщина может задать самой себе вопрос: что ее волнует и как ей с этим справиться.

Родовая сказка - это наше ноу-хау. Существует несколько сказок, которые похожи на привычные нам сказки, но их текст специально адаптирован для беременных женщин. Это какой-то образ, например, звезда, или, скорее звёзды на небосклоне - мама-звезда и папа-звезда. Они хотели ребенка, они очень ждали его, мама забеременела - и они очень счастливы! И мы все время делаем акцент на то, что они очень счастливы, очень любят своего ребенка. Потом они в течении беременности общаются со своей звездочкой и настраивают своего ребенка на то, что ему предстоит пройти трудный путь. «Но мы тебя ждем», говорят они, «ты наша маленькая звездочка, мы очень любим и ждем тебя»! И этой маленькой звездочке намного легче пройти этот сложный путь - роды. Ведь на самом деле, этот процесс может быть болезненным и нелегким не только для роженицы, но и для ее малыша. Об этом все как то забывают, особенно если женщина ждет первого ребенка. Она сосредотачивается на своих ощущениях, а ведь для новорожденного появление на свет - это такой же нелегкий труд, как и для его мамочки! Давайте поможем себе, и своим еще не рожденным малышам, и сделаем этот «путь» более приятным и менее болезненным! Чтобы вспоминать о родах, как о великом чуде появления на свет вашего долгожданного малыша!

Наталья Полякова -инструктор по развивающим методикам для беременных

В разные эпохи изучался и решался вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то есть, происходит ли при беременности опосредованное включение будущего человека в общество.

Первый этап в развитии пренатального сопровождения - семейное пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным критериям. Тем, кто не проходил испытания, запрещали вступать в брак. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана система эмбрионального воспитания «Тай-кье». Индийская традиция Барака Самхита применяла прослеживание плода в течение третьего и четвертого месяцев, а начиная с седьмого - ежемесячно. Пренатальное воспитание состояло в передаче способов для саморуководства женщины во время беременности и родов, а также создавало некую временную общность и ставило женщину в особое положение в семье .

Второй этап - медицинский - начинается в конце XVII века с открытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное воспитание прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему пришло родовспоможение с его собственным образом рождающегося человека как организма, лишенного переживаний. Родовспоможение стало обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Около 30 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинатального воспитания, возник новый раздел науки о человеке - перинатальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на следующие вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека. Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр С.Гроф. По Грофу, перинатальные матрицы - это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры родительской, которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства.

Третий этап - «альтернативный» - начинается в 1962г. с открытием первого Центра пренатальной подготовки. По итогам исследования методы подготовки беременных к родам в женских консультациях были разделены на три группы:

1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной, или советы почитать соответствующую популярную литературу по беременности и родам. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь .

2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП), разработанная К.И.Платоновым и И.И.Вельвовским и усовершенствованная впоследствии А.П.Николаевым . Она состоит из четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового периода, о поведении женщины в первый период родов, характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда охватывавшая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. Данный метод подготовки в настоящее время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего подхода и не обеспечивает снижения невротических расстройств у беременных. Кроме того, так же как и методы первой группы, он приводит к значительным репродуктивным потерям.

Задачами психологической помощи семье, ожидающей ребенка, на современном уровне являются:

1. Воспитание родительской ответственности.

2. Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

3. Повышение психолого - педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний о развитии и обучении ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

4. Приобретение навыков саморегуляции, овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления.

Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) личности (См. Таблицу 1.).

Таблица 1. Уровни и методы воздействия в рамках психологической работы с будущими родителями

Уровень воздействия

Характеристика уровня

Методы воздействия

Личностный

Работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками

Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры

Эмоциональный

Поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

Арттерапия, ролевые игры, телесно-ориентированная терапия, групповая психотерапия

Когнитивный

Передача знаний.

Лекции, семинары

Операциональный

Формирование навыков и умений.

Отработка навыков

Психофизический

Обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесно-ориентированной терапии.

Аутотренинг, арттерапия, телесно ориентированная терапия

В связи с последними исследованиями ученых-морфологов сначала в Европе, а затем в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовой период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга. Существует множество различных программ образования не рожденного ребенка. Многие из них включают в себя различные виды релаксаций, звуковую и цветовую терапию, рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковременное помещение в условия пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное воспитание плода до рождения: например, ритмические музыкальные упражнения. Разработаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития .

Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную методику «Пренатальный университет», которая включает в себя тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10 - 20 минут, начиная с середины беременности и до родов . .

В середине 1990-х годов в России был апробирован «СОНАТАЛ» - метод музыкальной стимуляции плода новорожденного, разработанный профессором М.Л.Лазаревым . Были получены следующие факты. Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36%, а в контрольной группе (КГ) - 92,5%. Роды без патологии в группе ПВ составили 68%, в КГ - 15%. Заболеваемость детей в возрасте до 6 месяцев в КГ составила 17%, а в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже - 7%. Дети группы ПВ на один месяц опережают в развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

В исследованиях отмечено, что дети, которые воспитываются внутриутробно, отличаются более крепким здоровьем, общительностью и творческими способностями, быстрее схватывают новую информацию и лучше переносят школьные нагрузки. Среди них меньше невротиков. Пары, которые налаживают контакт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей. Женщины более подготовлены к материнской роли, легче налаживают контакт с младенцем.

Таким образом, если пока и нельзя считать полностью доказанным, что специальные пренатальные занятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца (если он принимает в них участие) с ребенком. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, их связывают с родителями более крепкие узы любви.

Сегодня практический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своем распоряжении ряд валидизированых диагностических методик (Г.Г.Филиппова, В.И.Брутман, Е.И.Исенина, Е.И.Захарова, И.В.Добряков). В консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практике психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесно-ориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа и другие известные методики.

Цель психологической работы с беременной и будущими родителями - содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами, работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств.

Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы, должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям», к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, При этом необходимо понимать, что качественно выполненная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка .

Объект деятельности психолога - развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Внимательное отношение к женщине в отношении ее беременности, принятие во внимание иерархии ее ценностей и места в ней ребенка, учет онтогенеза ее материнской сферы, побуждает отследить процесс развития личности женщины в течение беременности и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние).

Разумным представляется принятие женщиной тех изменений, что происходят с ее телом и той энергии, которая проходит через ее тело, в родах. Однако есть основания считать, что недовольство изменениями в теле указывает на недостаточное принятие женщиной ребенка (Баженова О.В.) Этот фактор надо отделять от экзистенциального условия и, диагностировав неприятие женщиной изменяющихся форм, провести психотерапию, направленную на включение ребенка в систему ценностей будущей матери.

Течение, исход родов и состояние здоровья ребенка даже при самой лучшей подготовке и осознанном выборе роддома, могут разочаровать. В подготовке к родам целесообразно проговаривать необходимость принять любой исход родов без обвинения кого бы то ни было. Психотерапевтическая работа через проговаривание, рисование, иногда совместно с папой, использование суггестивных методов позволяет справиться с предыдущим неудачным опытом. В тяжелых случаях психотерапия будет проходить по типу работы с постравматическим синдромом и направлена на перевод аутоагрессии (чувства вины и стыда) или гетероагрессии (например, обвинении медперсонала) в чувство сожаления и понимания невозможности предусмотреть и предупредить все обстоятельства.

Возможность действия предполагает принятие на себя ответственности, в том числе и за последствия своих действий. Первейшая задача консультанта способствовать принятию будущей мамой этой данности, что выражается ею в принятии на себя ответственности за свои роды, в том числе и за выбор места, способа родоразрешения и врача. Задача ведущего курсы для беременных состоит в том, чтобы предоставить информацию и рассмотреть с будущими родителями различные варианты родоразрешения и поведения в родах, отношения к ребенку с тем, чтобы окончательный выбор всегда оставался за родителями.

Содействие женщине в принятии ею опыта родов предполагает комплексную работу, включающую формирование адекватного представления о процессе и продолжительности родов, о характере и возможностях медицинской помощи. Формирование доверительного отношения к телу, работа с аффективной сферой, формирование готовности принять эмоции в родах в их амбивалентности и свои чувства к ребенку в их становлении и развитии; знакомство с физиологией родов и освоение различных техник, которые женщина может применять самостоятельно или при участии партнера . Особое внимание уделяется работе с болью в родах. Это и устранение страха перед родами и формирование навыков взаимодействия с болью. В результате подготовки некоторые женщины могут идти навстречу болевым ощущениям, принимая конструктивный характер родовых болей - сигналов о нормальном течении родов, переживать их как совместный с ребенком опыт рождения, а часть женщин использует различные техники отвлечения: точечный массаж, дыхание, позы.

Таким образом, представленный анализ психологической работы с беременными женщинами и молодыми родителями раскрывает широкие возможности применения экзистенциального гуманистического подхода в интересах гуманизации детско-родительских отношений и профилактики жестокого и безразличного отношения к детям.

Беременность - прекрасный и светлый период в жизни каждой женщины, сопровождающийся не только радостными, но и тревожными моментами. Даже если вы долго планировали рождение ребенка, психологические проблемы могут ожидать вас уже в первые недели.

Вы узнали, что беременна и не можете понять, счастливы вы или, наоборот, подавлены? Переживаете, что не сможете стать достойной мамой для своего малыша? Не волнуйтесь, с этим сталкиваются практически все беременные. Благодаря специальному тесту, вы сможете определить пол будущего малыша, совместимость с партнером и много других интересных моментов, которыми так интересуются молодые мамы.

Тест отношений беременной Добряков

Самый распространенный на сегодня тест, помогающий определить отношение женщин к своему новому положению, разработал Добряков. На основе ряда факторов проводится анализ поведения, в результате чего беременной присваивается один из четырех типов – оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный. А к какой категории относитесь вы? Узнайте это с помощью онлайн-теста!

У вас есть подозрения, что вы скоро станете мамой? Нет возможности сделать тест или сходить на прием к врачу? Удовлетворите свое любопытство, ответьте на ряд вопросов и узнайте вероятность вашей беременности.

Даже те женщины, которые долго планировали свою беременность, во время вынашивания ребенка сталкиваются с множеством трудностей. Насколько вам нравится находиться в столь интересном положении поможет определить тестирование, которое вы можете пройти прямо сейчас на нашем сайте.