Святой вечер перед Рождеством: история, традиции, приметы и гадания. Щедрец — щедрый вечер На кофейной гуще или на воске

После дня зимнего Солнцестояния наши предки начинали праздновать Коляду. Празднование продолжалось с 22 декабря до 31 декабря. А затем наступал Щедрец – Щедрый вечер, который традиционно празднуется после Коляды – 31 декабря или с 31 декабря на 1 января. Щедрец и одаривал всех, и исполнял мечты. Щедровки входят в состав Больших зимних святок, которые отмечаются с 24 декабря по 5 января. Прямо посреди святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные святки, проходит Щедрец. Богатый стол, большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году.

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20181228_sop.mp3

В настоящее время Щедрец практически никто не помнит, так как 31 декабря во всём мире наступает Новогодний праздник. Так как Новый Год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца. Может быть, по этой причине он и является всенародно любимым.

Для многих остаётся непонятным, почему на Новый Год принято накрывать стол так, чтобы он ломился, а от обилия продуктов разбегались глаза? Ни в один другой день в году нет такой традиции, так почему же именно на Новый Год, мы скупаем все продуктовые магазины и готовим множество вкусных блюд?

Ответ здесь кроется именно в исторических корнях праздника, который издревле именовался Щедрецом. Само название «Щедрец» – «щедрый» говорит нам о том, что в этот праздник принято накрывать щедрый стол, не скупиться на подарки и добрые дела. Обильный и богатый стол в старину называли щедрым, толстым, жирным. Люди верили, что богатый стол обеспечит хороший урожай и благополучие на весь год.
Перед тем, как сесть за праздничный стол, надлежало развлечь народ специальным песнями - щедровками, которые тоже приносили удачу и процветание.

Как и на Коляду, в этот день ходили по домам ряженые колядовщики, пели щедровки или щедровальные песни и принимали угощения от хозяев. На Щедровки также принято кормить домовых и духов Предков. Для них ставили отдельные блюда, приглашали к столу.

Нарядная Ёлка в доме или во дворе дома тоже дошла до наших дней и говорит о том, что в древности это был неотъемлемый атрибут щедровок. О значении Ели, как образе Мирового дерева Русичей рассказывают различные источники. Также Ёлка была и символом потусторонней жизни. Считалось, что души умерших отдыхают на ветвях этого дерева. Принося в дом Ёлку, которую красиво наряжали, русские люди приглашали в дом и своих Предков, которые праздновали Щедрец наравне с живыми. Русичи очень почитали свой Род, потому и были сильны - силой всего Рода.

Мы рекомендуем вам, дорогие слушатели, прислушиваться к мудрости наших предков. Ведь они жили в гармонии с природой и пространством, жили по Солнцу, которое дает жизнь всей Земле. Поэтому и главные праздники отмечались в дни солнцестояния и равноденствия. А время непосредственно до и после главных солнечных праздников тоже всегда считалось особым. В день зимнего солнцестояния отмечается новый солнечный год. А первые 12 дней после зимнего солнцестояния закладывают программу на последующие 12 месяцев - поэтому провести их надо с особым вниманием. А для того, чтобы весь год был удачным и богатым - давайте вспомним традиции Щедрого вечера.

Щедрый вечер , или Шедрец , – славянский народный праздник на Руси, празднуется 31 декабря (13 января), который приходится на Большие зимние святки (Большие Велесовы святки) – один из самых любимых периодов года для славян, длящийся 12 дней – с 24 декабря по 5 января. День (25 декабря) не входил в число святочных дней. Сами Святки делились на две шестидневные части – светлую и темную, первую часть которой завершал Щедрый вечер. Празднование Щедреца идет еще с языческих времен и связан с зарождением нового Солнца после того, как власть Корочуна начинает слабеть.

В христианской Руси этот день имел название преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

Другие названия праздника

  • Авсень
  • Багатая куцця (белор.)
  • Богатый вечер
  • Васильева каляда
  • Васильева каша
  • Васильевская коляда
  • Жирная кутья
  • Каза (белор.)
  • Кесаретский поросенок
  • Конiкi (белор.)
  • Куготы (белор.)
  • Куцця з каўбасой (белор.)
  • Куцця святого козліка (полес.)
  • Ласточки (полес.)
  • Маланья
  • Маланья толстая
  • Меланка (укр.)
  • Меланьи-желудочницы
  • Оготуха (полес.)
  • Овсень
  • Окончание праздника Рождества (христ.)
  • Порезуха
  • Сільвестр (белор.)
  • Сировари (серб.)
  • Сочельник (словак.)
  • Щедрец
  • Щедрий Вечір (укр.)
  • Щедровки (полес.)
  • Шчодрая куцця
  • Шчодры вечар (белор.)
  • Шчодрык (белор.)
  • Украинские традиции

    Празднование
    С давних времен в Щедрый вечер устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). С утра хозяйки варили вторую обрядовую кутью (щедрую) и добавляли в нее мясо и сало, в отличие от постной (на Коляду). Мясо преимущественно должно быть свининой, так как считалось, что это символ большого будущего урожая и плодородия. Кутью ставили на покути (в красный угол). Также хозяйки пекли блины, пироги и вареники с творогом. Кушаньями они благодарили гостей, которые приходили пощедровать.

    После заката Солнца, когда просыпалась нечистая сила, начинали ходить щедрующие по всем домам и петь песни. Девочки-подростки по одной или компаниями бегали по соседям и щедровали. Парни тоже могли ходить и это называлось «водить Меланку». Юноши одевали маски и говорили хозяевам добрые пожелания, пели песни, плясали, ставили шутливые сценки. Как правило, один парень наряжался в женский наряд и его звали Меланкой. Все веселье продолжалось до полуночи. Утром переодетые юноши и девушки шли на перекресток и жгли «Деда», или «Дидуха», который был сделан из снопов соломы и заготовлен от Святого вечера до Нового года. Через получившийся костер все дружно прыгали. Это символизировало очищение от общения с нечистой силой.

    Хождения по домам на этом не заканчивались, а продолжались. На рассвете следующего дня молодежь ходила к крестным отцам, родственникам и близким и посевала зерном, которое брала в рукавицу или в сумку. Первый посевающий разбрасывал зерно и поздравлял всех – этот человек по верованию приносил в дом счастье.

    Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
    На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
    Щоб уродило краще, ніж торік, –
    Жито, пшениця і всяка пашниця,
    Коноплі під стелю на велику куделю.
    Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
    Дай, Боже!

    По народным верованиям считалось, кто первым зайдет в дом. Если это будет парень из уважаемой и многодетной семьи с хорошим достатком, то являлось добрым признаком. Если первым гостем оказалась девушка или женщина детородного возраста, то радости было меньше. И совсем считалось плохой приметой, если первой в дом войдет вдова, старая дева, старик или калека. В связи с этим, девушки первыми не посевали, а заходили в дом после ребят.

    Верование и гадание
    Кутья являлась центральным угощением и с ней было связано много обрядов. Кутью несли соседи друг к другу с целью помириться и встретить новый год в мире и согласии. Юноши, получившие до этого тыквы (отказ), посылали с кутьей сватов с надеждой теперь получить согласие.

    На Щедрый вечер было принято гадать. Гаданием занимались обычно незамужние девушки. А парни тем временем воровали у их домов двери и калитки. Отцам девушек чтобы их вернуть, следовало уплатить магарыч (вознаграждение).

    Некоторые гадания:

  • по первому встреченному на улице животному девушки гадали какой характер будет у будущего мужа: собака – плохой муж и жизнь собачья, овца – тихий, послушный муж и т.п.
  • по насыпанным кучкам зерна у дома гадали какая будет семейная жизнь: нетронутая кучка – полная и богатая и т.п.
  • на ночь под подушку клали гребешок и произносили: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится – за того и придется выйти замуж.
  • на ночь в тарелку с водой клали соломинки и произносили: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром соломинки подплыли к краю, то замуж девушка выйдет за того, кто приснился.
  • Украинские щедривки

    Щедрик ведрик

    Щедрик ведрик,
    Дайте вареник,
    Грудочку кашки,
    Кільце ковбаски,
    Ще того мало –
    Дайте ще сала;
    Ще того трішки –
    дайте лепішки;
    (Або) дайте ковбасу,
    (Я до) дому понесу,
    (А) як дасте кишку,
    То з’їм в затишку!

    Щедрик, щедрик, щедрівочка

    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка,
    Стала собі щебетати,
    Господаря викликати:
    - Вийди, вийди, господарю,
    Подивися на кошару,
    Там овечки покотились,
    А ягнички народились.
    В тебе товар весь хороший,
    Будеш мати мірку грошей.
    Хоч не гроші, то полова,
    В тебе жінка чорноброва.
    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка.

    Ой сивая та і зозулечка

    Ой сивая та і зозулечка.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Усі сади та і облітала,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в одному та і не бувала.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в тім саду три тереми:
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У першому - красне сонце,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У другому - ясен місяць,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в третьому - дрібні зірки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Ясен місяць - пан господар,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Красне сонце - жона його,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Дрібні зірки - його дітки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    На щастя, на здоров’я, на нове літо!
    Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
    Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!

    Русские традиции

    Щедровка

    Щедрик-Петрик

    Щедрик-Петрик,
    Дай вареник!
    Ложечку кашки,
    Наверх колбаски.
    Этого мало,
    Дай кусок сала.
    Выноси скорей,
    Не морозь детей!
    Сколько осиночек,
    Столько вам свиночек;
    Сколько ёлок,
    Столько и коровок;
    Сколько свечек,
    Столько и овечек.
    Счастья вам,
    хозяин с хозяюшкой,
    Большого здоровья,
    С Новым годом,
    Со всем родом!
    Коляда, коляда!

    Белорусские традиции

    Щедривка

    Не гневайся, мая мила

    Вой, под лесом да под высоким,
    Ой там ходзиць стадо коняй,
    Добры вечар, щодры вечар!
    А ў том стадзи конь говориць:
    – Нихто мине не паймая, ни з`сядляя.
    Одозваўся молоды молойчик:
    – Яй того коня поймаю, яй осядлаю.
    Вой, поеду ў чисто полё,
    Выполюю дзевяць лисоў,
    Дзевяць лисоў, дзясятую кунку
    Да своёй матонцы на шубку.
    Як почула гэта - загневалася,
    Вой, да яго да миленькая.
    – Ох, ни гневайся, мая мила,
    Циж ты мине гадавала?
    Годовала мяне родна матынька,
    Цёмнай ночы не доспаўши,
    Яснай свечы не тушиўши,
    Очепок з ножак не спущаўши.

    Сербские традиции (Сировари)

    На юго-востоке Сербии в этот день проводился обряд Сировари, название которого произошло из 2-х слов «Сирово-борово». Похожий обычай существовал в македонских и болгарских регионах и назывался «сурвакане» .

    Вечером парни-сыровары наряжались (но без масок, в отличие от рождественских каледарей) и обходили дворы в селе. Наряды повторяли свадебные платья, а герои – свадебную процессию. Парень, переодетый в «невесту», носил куклу-ребенка и искал в каждом доме ему отца. Игра в переодевания была насыщена эротическими элементами, например, «невесту» пытаются ущипнуть). Все ряженные создавали большой шум, чтобы отпугнуть нечистую силу («караконцуле»), которая была сильна и активна до и могла принести вред людям и домашнему скоту.

    Болгарские традиции (Сурваки)

    31 декабря в Болгарии после полуночи и до рассвета проходил обряд Сурваки, названный так из-за украшенной ветки кизила – сурвачки. Эта ветка должна была быть свежесрезанной, сырой, то есть хранящей в себе жизненные силы природы. Ею сурвакары хлестали всех в доме по спинам: от младшего до самого старшего, и всех домашних питомцев тоже, приговаривая при этом величания и добрые пожелания.

    На юго-западе Болгарии мужчины также рядились в костюмы и маски из дерева, перьев и меха, особенно часто в барана, козла или быка. Обходы начинались вечером и продолжались утром. С плясками, анекдотами, шутками, играми в «свадьбу», «убийства» и «воскрешения» мужчины обходили дома и несли пожелания здоровья, удачи, любви, благоденствия. После ритуальных обходов собирались на центральной площади и продолжали веселиться.

    Приметы

    В ночь на Старый Новый год люди примечали все вокруг и пытались предсказать будущее. Например:

  • тихая и ясная ночь после Нового года – будет спокойный и счастливый год для людей и скота;
  • солнце всходит высоко – будет год счастливым и сад даст сильный урожай;
  • много инея на деревьях – будет много зерна и меда;
  • мягкий снег – к урожаю, тепло – к дождливому лету;
  • по первому дню нового года судили какой будет весь год;
  • если на Мелании оттепель – будет теплое лето.
  • В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник – Щедрый вечер . В Украине и России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого.

    СПРАВКА
    Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) - народно-христианский праздник славян, отмечавшийся 31 декабря (13 января). Название праздника происходит от церковного дня памяти святого Василия Великого, приходившегося на следующий день. Васильев день (Новый год) - день народного календаря у славян, отмечаемый 1 (14) января.

    Другое название Васильевого вечера - богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы. На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок – символ плодовитости скота и плодородия земли.

    В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.

    На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина – считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя – с ними можно отдать благополучие в доме.

    В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни.

    Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря ”жизнь, здоровье, хлеб”.

    В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.

    • Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
    • 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
    • На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
    • Если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
    • Если день бесснежный и морозный, можно ожидать хорошего урожая зерновых.
    • Наступила оттепель – лето будет дождливым, прохладным и небогатым на урожай.
    • Если с 13 на 14 января завьюжило – в октябре ждут хорошего урожая орехов.
    • Неожиданно начавшийся дождь со снегом – к засушливому жаркому лету, которое наступит очень рано.
    • Гололедица на Васильев день – быть весне затяжной и холодной.

    Верить или нет в эти приметы - личное дело каждого. Но то, что они пришли к нам через много поколений, говорит о том, что лучше все таки к ним прислушаться.

    Украинские традиции на щедрый вечер

    Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев в начале XX века были: богатый праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы.

    Обряды дня напоминают обряды Сочельника. Название «щедрый» связано с обычаем готовить богатый скоромный стол, в отличие от Святого вечера.

    На Меланку в крестьянском хозяйстве совершались обряды «хозяйственной магии»: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Считалось, что таким образом можно защитить поля от птиц.

    На Харьковщине праздничный обход дворов начинался с утра, когда мальчики и девочки по отдельности обходили дворы с поздравлениями и благожеланиями («меланковали»). Вечером совершали аналогичный обряд («щедровали») взрослые девушки.

    На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка.

    Новогодний вечер у украинцев связан с девичьими гаданиями о браке.

    В некоторых местах перед рассветом хозяин выносил из хаты сноп-дидух, который стоял в красном углу с Рождества, а также солому со стола и с пола, и сжигал всё это у ворот, на дороге или в саду.

    Празднование новогоднее колядование, игрища, гадания, ряженье Традиции трапеза со свининой

    При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч .

    В разных районах Украины существуют свои виды гадания. Вот некоторые из них:

    • выходят на улицу, и какое животное встретится первым - таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца - тихим и послушным, и тому подобное;
    • у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;
    • кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;
    • перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.

    Щедривки

    Щедрик ведрик,
    Дайте вареник,
    Грудочку кашки,
    Кільце ковбаски,
    Ще того мало -
    Дайте ще сала;
    Ще того трішки -
    дайте лепішки;
    (Або) дайте ковбасу,
    (Я до) дому понесу,
    (А) як дасте кишку,
    То з"їм в затишку!

    Ой сивая та і зозулечка.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Усі сади та і облітала,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в одному та і не бувала.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в тім саду три тереми:
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У першому - красне сонце,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У другому - ясен місяць,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в третьому - дрібні зірки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Ясен місяць - пан господар,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Красне сонце - жона його,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Дрібні зірки - його дітки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    Щедрик, щедрик, щедрівочка (укр.)

    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка,
    Стала собі щебетати,
    Господаря викликати:
    - Вийди, вийди, господарю,
    Подивися на кошару,
    Там овечки покотились,
    А ягнички народились.
    В тебе товар весь хороший,
    Будеш мати мірку грошей.
    Хоч не гроші, то полова,
    В тебе жінка чорноброва.
    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка.

    На щастя, на здоров’я, на нове літо!
    Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
    Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!

    Русские традиции

    Щедровка

    Щедрик-Петрик,
    Дай вареник!
    Ложечку кашки,
    Наверх колбаски.
    Этого мало,
    Дай кусок сала.
    Выноси скорей,
    Не морозь детей!
    Сколько осиночек,
    Столько вам свиночек;
    Сколько ёлок,
    Столько и коровок;
    Сколько свечек,
    Столько и овечек.
    Счастья вам,
    хозяин с хозяюшкой,
    Большого здоровья,
    С Новым годом,
    Со всем родом!
    Коляда, коляда!

    Белорусские традиции

    Щедривка

    Оригинал Ой, пад лесам да пад высокім, Ой, там ходзіць стада коней, Добры вечар, Шчодры вечар!* А ў том стадзе конь гаворыць: – Ніхто мяне не паймае, не асядлае. Адазваўся малады малойчык: – Я й таго каня паймаю, я й асядлаю. Ой, паеду ў чыста поле, Выпалюю дзевяць лісаў, Дзевяць лісаў, дзесятую кунку Да сваёй мамачцы на шубку. Як пачула гэта, загневалася, Ой, да яго міленькая. – Ох, не гневайся, мая міла, Ці ты ж гадавала? Гадавала мяне родна матанька, Цёмнай ночы не даспаўшы, Яснай свечы не тушыўшы, Ачэпак з ножак не спушчаўшы. *) Прыпеў паўтараецца пасля кожнага радка. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. настаўнік Рагачоўскага гарадскога вучылішча I. Аўсейц у Рагачоўскім п. Перевод Ой, под лесом да под высоким, Ой, там ходит стадо коней, Добрый вечер, Щедрый вечер!* А в том стаде конь говорит: – Никто меня не поймает, не оседлает. Отозвался молодой молодчик: – Я й того коня поймаю, я й оседлаю. Ой, поеду в чисто поле, Споймаю девять лисиц, Девять лисиц, десятую кунку Да своей матушке на шубку. Как услышала это, загневалась, Ой, на него миленькая. – Ох, не гневайся, моя милая, Разве же ты растила? Растила меня родна матушка, Тёмной ночи не доспавшы, Ясной свечи не тушившы, Очепок с ног не выпускавши. *) Припев повторяется после каждой строки. Шейн . Материалы, с. 75–76. Зап. учитель Рогачевского
    городского училища И. Овсейц в Рогачевском п.

    Сербские традиции («Сировари»)

    Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца . Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»), которая была особенно активна в «некрещёные дни» (до Крещения) и считали, что она могла навредить людям, скоту.

    В некоторых местах количество сыроваров должно было быть обязательно нечётным (7, 9, 11), в противном случае, как считалось, кто-нибудь из участников умрёт в предстоящем году.

    Сыровары сильно кричали: «Сирово-бурово!» или «Сирово!», а из дома отвечали «Борово!». За этим следовало пожелание богатства дому, плодовитость скота, урожая в поле, за что хозяева их одаривали (давали им мясо, водку, хлеб, сладости). Если хозяева не открывали дверь, сыровары кричали проклятия, например «чтоб никогда не открыть вам дома!» или «Сирово-борово и пусть весь год пройдет впустую!» (Сирово-борово и све по купи ћораво!).

    В некоторых местах на праздник «Сыровары» раньше готовили специальный хлеб - сыроварский каравай .

    Болгарские традиции (Сурваки)

    В Болгарии после полуночи и до рассвета начинался обряд Сурваки. Символом обряда была украшенная ветка кизила - сурвачка. Ветка для изготовления сурвачки должна была быть свежесрезанной, пока она ещё «сырая», т.е. пока ещё не высохла и хранит в себе жизненные силы природы. Сурвакары били этими ветками по спине каждого в доме, начиная с самого старшего, и домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания.

    В юго-западной Болгарии новогодние дружины парней и молодых женатых мужчин устраивали новогодние пляски в своеобразных обрядовых костюмах и причудливых масках из дерева, перьев и меха. Наиболее старинными считаются маски, изображающие барана, козла или быка. Воздействие танцев усиливалось дополнительно и звуком прикрепленных к костюмам и маскам медных и бронзовых колокольчиков. У некоторых масок были два лица - спереди и сзади. С одной стороны, нос курносый, а лицо добродушное, с другой - нос с горбинкой, а лицо - со зловещим выражением. Эти маски - символ добра и зла, которые всегда сосуществуют друг с другом. Большое значение для символики масок имел и цвет. Преобладал красный - символ плодородия и обновляющейся природы, солнца и огня; используется также чёрный цвет - олицетворяющий землю, и белый - символ воды и света.

    В ночь под Новый год или в первое январское утро мужчины надевали свои страшные маски и костюмы и выходили на ритуальный обход по домам, неся с собой благословение и пожелания о здоровье, удаче, плодородии и благоденствии каждой семье. Обряд имел свойства маскарадной процессии, с эротическими элементами, анекдотами и забавами. Встречаются имитации «свадьбы», с играми, сценанами «убийства» и «воскрешения».

    Под конец собирались на площади в центре села и там продолжали свои буйные танцы и игры до самого вечера. На центральных площадях в сёлах и до сих пор ряженые разводят огромный костёр - символ разжигания новой жизни в предстоящем году, «нового солнца», которое символизирует поворот к весне. Когда-то к костру подходил каждый крестьянин и бросал в него принесенный с собой хворост и ворошил угли, чтобы летели искры, и произносил пожелания: сколько искорок разлетится, столько должны, уродить поля и столько должно родиться живности в хозяйстве. Ряженье в страшные маски и исполнение магических танцев должно было испугать и прогнать злых духов и защитить урожай.

    Приметы

    Кроме гаданий, в ночь на Старый Новый год люди пытаются предсказать будущее по приметам. Вот некоторые из них:

    • если ночь после Нового года тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота;
    • если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;
    • если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;
    • если падает мягкий снег, - к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;
    • какой первый день в Новом году, такой и год будет;
    • если на Мелании оттепель, то ждут теплого лета.

    См. также

    • Новый год на Украине

    Примечания

    Литература

    • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С. . - Мн. , 1992. - С. 554-612. (белор.)
    • Васілевіч Ул. А. Каза // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Вало­дзіна, У.Васілевіч і інш. - Мн. : Беларусь, 2004. - С. 571. - ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
    • Васић Оливера Традиционално играчко наслеђе Југоисточне Србије // Игра - Ниш: Центар за научна истраживања САНУ. 2011. 194 с.

    Здравствуйте, дорогие читатели!

    Близится удивительный праздник – Рождество, а с ним приходят обычаи и обряды, которые достались нам от наших предков. Сочельник, святой вечер перед Рождеством, щедрый вечер – так мы называем период с 6 на 7 января. Откуда пришли к нам традиции, и как правильно отметить этот день в своей семье?

    Язычество и христианство странным образом впитали друг друга на Руси. Наверное, нет ни одной страны в мире, где бы языческие обычаи предков были столь живы в подсознании народа.

    7 января мы ходим в церковь, отмечая по новому стилю рождение Иисуса Христа. А вечером, 6-го января, отдаем дань славянским традициям, садясь за святую вечерю, распевая колядки, гадая… А ведь многие «правила» Сочельника, которые мы стараемся соблюдать, не одобряются церковью и считаются греховными. Почему?

    Конечно, церковь не против святой вечери, зажигания свечи, объединения семьи за общим столом с первой звездой. Святые отцы приурочили этот древний обычай к строкам из Евангелия, где было сказано, что Волхвов известила о рождении Миссии первая звезда, появившаяся на небе.

    Она и привела их яслам, в которых Мария родила младенца. Отсюда и повелось в католических странах украшать жилище рождественскими сюжетами, делать театральные постановки на эту тему.

    Инквизиция в Западной Европе буквально «выжгла» остатки древнего язычества. Елка, Санта Клаус, подарки – вот и все, что осталось от тех времен.

    В России не было инквизиции, но язычество и христианство долго боролись за место в людских умах. Они удивительным образом переплелись в национальном сознании. Да, мы официально мы отмечаем Рождество Мессии, но весь антураж этого праздника бессознательно переносим еще из дохристианского времени.

    Вечер 6-го января у древних славян – это праздник годового Кола. Заканчивался один временной цикл и начинался другой. В этот день принято было славить уходящее Коло Сварога и Святой Ирий, в котором обитают души предков. Давайте оживим нашу народную память и вспомним, как отмечали Сочельник древние славяне.

    Возвращение в прошлое


    6-го января вся родня должна была съехаться в дом родителей или самых старших в роду. На стол накрывали 12 блюд, обязательно постных (впоследствии это число христианская традиция приравняла к числу апостолов Иисуса), т.е. без масла, сметаны и мяса. Это могли быть:

    • вареники;
    • голубцы;
    • каша;
    • рыба;
    • борщ;
    • пироги.

    Запивать можно было только узваром (компотом из сухофруктов). Стол посыпали сеном – символом благополучия, а затем накрывали скатертью и ставили блюда.

    Основными блюдами были кутья (сладкая каша из пшеничных зерен) и круглый калач (коло, символизирующий годовой цикл). Весь день старались держать пост и ничего не есть. Исключения составляли маленькие дети и старики. Малоимущих старались наградить едой.

    Еще одним непременным гостем праздника был Дидух – сноп пшеницы, который ставили в углу избы. Он символизировал Ирий – небесную страну, где обитали предки. Славяне верили, что в этот день они приходят на праздничную вечерю.

    С первой звездой семья садилась за стол. Перед едой произносились молитвы (сегодня мы читаем «Отче наш») и пели обрядовые песни – колядки. В наше время они превратились в песенные поздравления, которые молодежь распевает, поздравляя соседей, друзей, знакомых.


    Прославление бога Рода или Даждь-бога сменилось на прославление Христа и Девы Марии. Многие же колядки и вовсе остались в неизменном виде.

    С языческих времен осталась традиция наряжаться в необычные костюмы и ходить колядовать по домам. Праздничную одежду можно было украшать искусственными цветами, венками, бантами. Так наши предки старались отпугнуть нечистую силу.

    Существовало поверье: если колядовавшие не заглянут к кому-то в дом, хозяев ожидает плохой год. Поэтому гостям всегда открывали двери, одаривали продуктами и деньгами. Те, кто выгонял колядников, обречен был на неудачу.

    Сев за стол, не принято было много говорить. Нельзя было класть на стол ложку, пока не закончится трапеза. Всех блюд нужно было отведать хотя бы понемногу, чтобы год не был голодным. Но и съедать все поставленное на столе нельзя, иначе год будет пустым.

    Со святой вечерей связаны и некоторые приметы. Например, девушке или парню нельзя было сидеть на углу стола: не состоится семейное счастье. Это вполне объяснимо: угол у славян считался сосредоточением силы и энергии, что могло помешать удачной женитьбе.


    Обязательным атрибутом на столе была зажженная свеча. Но если сегодня это церковная свеча в честь рожденного Христа, в древности ее зажигали в память предков. Принято было угощать хлебом и медом – это была обязанность хозяина.

    Остальные с благодарностью принимали угощение. Родственникам, которые не могли прийти на ужин, носили вечерю. Угощали даже домашних животных чем-нибудь вкусненьким, чтобы они не злились на хозяина.

    После трапезы блюда оставляли до утра. Считалось, что души предков тоже приходят на вечерю. Всю еду убирали только утром.

    Большое значение имели приметы и гадания, ведь как встретишь следующий год, таким он и будет. Славяне верили, что на переломе циклов человеку может открыться будущее.

    Как гадать?

    Приметы, пожалуй, — самые безобидные гадания. Они рождались из народных наблюдений и были связаны в основном с природными явлениями, ведь от погоды во многом зависел урожай и благополучие семьи.

    1. Если на Святой вечер небо было звездное небо, значит, будут нестись куры и уродит горох.
    2. Если на деревьях замерз лед, будет урожай фруктов и орехов.
    3. Если выпало много снега, жди урожай яблок.
    4. Если ярко светит луна, ожидай хорошую бахчу.
    5. Если небо на Рождество ясное и чистое, следует ожидать хорошего урожая.
    6. Из стога нужно было вытащить травинку: если она длинная, год будет урожайным, если короткая – жди голода.
    7. После ужина ложку нужно было обвязать колоском ржи. Этот оберег нужен был, чтобы коровы в стаде не терялись.
    8. В ночь с 6-го на 7-е января стоит держать при себе сонник. Все сны в эту ночь считаются вещими, особенно на растущей луне.

    Девушки на Святой вечер гадали на жениха. Существует множество таких гаданий, дошедших до наших дней.

    На зеркалах


    Самое страшное гадание, поскольку считается, что в эту ночь в зеркале можно увидеть не только будущего мужа, но и нечистую силу. Нужно поставить два зеркала друг против друга и зажечь 2 свечи. В зеркале должен образоваться зеркальный коридор.

    В комнате не должно быть животных, присутствующие должны вести себя тихо и не смотреть в зеркало. Девушка вглядывается в зеркальный коридор, где она должна увидеть своего жениха.

    На сапожок

    За ворота бросали сапожок. В какую сторону он упадет, оттуда будет и жених.

    На имя

    Девушки выходили на улицу и спрашивали имя у первого проходящего мимо мужчины. Его имя должно будет совпадать с именем будущего мужа.

    На кофейной гуще или на воске


    Заваривали крутой кофе и выпивали. Если гадание проводилось на воске, зажигали свечу и капали расплавленным воском в посуду с холодной водой. Фигуры, получившиеся из воска или в кофейной гуще, истолковывали как предсказания будущего.

    И сегодня ради интереса девушки собираются гадать на жениха. Кто знает, а может, наши предки действительно обладали способностью к магии и передали нам свои знания?

    Уверенна, сегодня вы узнали много интересной информации о святом вечере перед Рождеством. Желаю вам веселого и вкусного застолья, колядников в дом и хорошего года.

    До скорых встреч, друзья!