Если мальчик растет девочкой (и наоборот). Детская психология: сын играет в девчачьи игры — повод для беспокойства? Мальчик 7 лет дружит только с девочками

О чем говорят «мальчишечьи» интересы дочки и стоит ли вмешиваться в это родителям?

Типаж - «девочка-сорванец»

Конечно же, вы давным-давно догадываетесь, что ваша дочь отличается особенным характером: в своих интересах она не похожа на сверстниц и «маленькой принцессой» ее уж точно не назовешь. Но чтобы точно это выяснить, предлагаем пройти наш тест:

Причины нетипичного поведения девочки

Есть наиболее распространенные причины, по которым дочка растет не очень женственной.
В окружении братьев. Бывает, что в семье рождаются только мальчишки - и, наконец, долгожданная дочка. Большую часть времени девочка находится в компании братьев и их друзей. Только сыновья могут не принимать в свою компанию девчонку, и тогда она получает особенный статус - например, «брателла» - и должна следовать правилам, чтобы соответствовать компании.
Маленькая защитница. Случается и такое, что поведение девочки появляется вследствие неблагоприятной обстановки в семье. Скажем, мать слабая, идущая на поводу у отца женщина, страдающая от его упреков и грубости. Дочь берет на себя функцию защитницы: все ее манеры и поведение становятся мужскими, чтобы сказать: «Я сильная, я могу дать отпор».
Недостаток материнского участия. Если между мамой и дочкой отсутствует нормальное душевное общение, девочке будут неведомы многие девичьи интересы.
Образец для подражания. Присмотритесь, есть ли в окружении девочки авторитетные для нее родственницы, от которых она могла бы перенять манеру поведения. Кстати, звезды или любимые персонажи из мультфильмов тоже оказывают свое влияние.
Папина радость. А бывает и так, что папа очень ждал сына. Поэтому поход в магазин игрушек может закончиться покупкой крутой машинки на пульте или радиоуправляемого самолета, о котором так мечтал… ваш супруг. Игрушка от любимого папы.

В чем может быть проблема

Скорее всего, проблема не в том, что девочка не любит куклы и для игры выбирает игрушки для мальчиков. Просто большинству мам хочется видеть в своей дочери помощницу и ласковую девочку.
А любовь к мальчишечьим играм часто лишает маленькую пацанку этих качеств, в том числе и в глазах окружающих.
Слова воспитательницы детского сада: «Ой, а вы знаете, девочка у вас растет неженственная: не любит играть в куклы с подружками, зато вчера подралась с Петей и Васей за вертолет!» могут смутить родителей.
Мамы таких девочек начинают бояться, что:
она не станет женственной;
она не будет маминой помощницей;
она носится так, что сломает шею;
она ввяжется в плохую компанию.

Что делать родителям

Действительно, очень часто дети «путают» игрушки, но если девочкам в машинки играть, как правило, не запрещают, то мальчикам как-то не торопятся покупать куколок и коляски. Но обусловлено это больше собственными родительскими страхами и представлениями, чем реальной опасностью для развития и воспитания ребенка.
Родителям надо помнить, что маленький ребенок по-другому воспринимает привычные нам вещи, у него еще нет того культурного или общественного багажа, который имеет каждый взрослый. Любой предмет или игрушка для него - лишь способ познания окружающего мира во всем его многообразии.
Поэтому девочкам нужны машинки, в которых они смогут катать игрушки или перевозить песок, а мальчикам - пупсики, которым они будут «варить» кашу в кастрюльках.
То, что для многих родителей на самом деле является табу в воспитании, в течение долгих лет практиковалось в израильских кибуцах, где дети с младенчества воспитывались без учета половой принадлежности.
Чтобы нивелировать разницу полов, их одинаково одевали, одинаково подстригали, одинаково обучали. Дети сами выбирали, во что им играть и чем заниматься. Конечно, в процессе взросления разница между девочками и мальчиками становилась все более очевидной и скрывать ее уже не получалось, да и не было в этом необходимости - дети сами осознавали свою половую принадлежность и принимали на себя традиционные роли.
И хотя, по мнению антропологов, модель воспитания кибуцев оказалась не слишком жизнеспособной, она доказывает одно: нет никакого вреда в том, что дети играют в «несвойственные» им игрушки.
Мужской и женский мозг, хотим мы того или не хотим, устроен различно, а поведенческие моменты обусловлены не только воспитанием (хотя оно и играет важную роль), но и физиологией.

Стоит ли беспокоиться, если девочка растет хулиганистой, а мальчик чувствительным

Перед тем как впадать в беспокойство, стоит вспомнить о том, что у всех детей разный темперамент. Психологи вообще не рекомендуют сравнивать своего ребенка со сверстниками или с некой абстрактной нормой. Все дети развиваются в своем темпе, имеют свои особенности и нюансы.
Наблюдайте за своим ребенком, старайтесь его понять, поддержать, помочь - это лучшее, что вы можете для него сделать.
Беспокойство могут вызывать только те случаи, когда родители сами делают из мальчика девочку, а из девочки - пацаненка. К сожалению, такие случаи встречаются не так редко.

Всем доброго дня! Сейчас мамы девочек могут немного отдохнуть и « прогулять» сегодняшнюю лекцию. Речь сегодня пойдёт о мальчишках-озорниках и особенностях их психологии и воспитания. Впрочем, оставайтесь все. Мы ведь уже одна большая семья, в которой чужих детей и проблем не бывает. Кстати, о проблемах.

Считается, что сыновья приносят мамам гораздо больше забот и переживаний, чем дочки. Больно уж беспокойный народ. Едва научились ходить, а уже набивают шишки, лезут в лужи и на деревья, гоняют голубей. Этакие маленькие бандиты. Как же с ними справляться?

Ранее мы уже говорили о том, . Сегодня же хочу остановиться на конкретном периоде, когда нужно обратить на многие моменты поведения ребёнка особое внимание. Психология ребёнка 7 лет, мальчика особенно, требует отдельной публикации, решила я, и приглашаю вас сегодня к обсуждению важных моментов этой темы.

«Папенькин» сынок

Помните, как в древней Спарте сурово воспитывали мальчиков? Делали это непременно мужчины. А слабых и хилых мальчишек, говорят, и вовсе сбрасывали со скалы. Ужасные были времена. Зато сейчас при живых отцах растёт полно изнеженных маменькиных сынков.

Так вот, милые мамы, правило №1 в воспитании сына – не баловать и не растить комнатное растение. Тем более в 6-7 лет, когда мужская природа в мальчике начинает расцветать буйным цветом. Психологи считают, что именно в этом возрасте будущий мужчина уже ясно осознаёт свою половую принадлежность, и это нужно всячески поддерживать, объяснять сыну, что такое хорошо и что такое плохо, где нужно поступить по-мужски, подавать положительный пример.

Сейчас самое время «сдать» ребёнка на воспитание отцу. Пусть чаще проводят время вместе. Мальчику это просто необходимо, он как губка впитывает любое слово и действие папы. Если папы нет, или он, например, работает дальнобойщиком или моряком дальнего плавания, то на роль воспитателя подойдёт и дедушка, и крёстный, и дядя.

Бывает, что и их нет, как же быть тогда? Мамы, ну мы с вами народ мужественный, и вполне можем и сами вырастить полноценного мужчину. Пусть папа даже вас бросил и видится с сынишкой раз в месяц. Вы не должны и не имеете морального права отзываться о нём плохо. Какой бы ни был, но он отец, и для мальчика он сейчас святое.

Уверена, что у большинства из вас всё же полные счастливые семьи, и папа «в наличии» есть. Так вот, дорогие отцы, одного вашего молчаливого присутствия дома мало. Пора действовать! Сын смотрит на вас во все глаза и копирует во всём. Если вы, приходя домой с работы, валитесь на диван и смотрите телевизор, ребёнок думает, что настоящий мужчина именно так и должен делать. А надо бы встать, помочь маме убрать посуду со стола, а то и ужин приготовить.

Уважение к женскому полу мальчики перенимают от пап.

Ещё чуть-чуть и в школе он познакомится с новыми девочками, и вести себя с ними будет точно так же, как и вы обращаетесь с супругой. Даже если в семье происходят ссоры, старайтесь «ругаться цивилизованно». Помните, что ребёнок тоже участвует в ваших конфликтах, пусть и в качестве наблюдателя. Все упрёки и оскорбления, которые он слышит от родителей в адрес друг друга, отпечатываются в его памяти.

Сейчас отец должен больше привлекать сынишку к мужским занятиям. Рыбалка, починка велосипеда, игры в футбол на улице – мужчины в любом возрасте обожают такое времяпрепровождение. Игнорировать сына, ссылаясь на усталость и занятость, чревато. Потом не удивляйтесь, что малыш разбил окно в школе, побил соседского мальчишку или поджёг чей-то почтовый ящик. Так он старается привлечь внимание к своей персоне и заодно вымещает обиду.

О пестиках, тычинках и первой любви

Что же делать в этот период маме? Ну, конечно, не сидеть сложа руки. Мамина нежность и теплота по-прежнему необходимы мальчику. Мама – самый близкий человек, который и пожалеет, и выслушает, и всегда поможет. Оба родителя в воспитании должны гармонично дополнять друг друга. Не забывайте, что скоро малышу , а это для него новый, пока неизведанный мир.

Сейчас нужно не только привить сынишке любовь к порядку, но и основы порядочности.

И опять же, не забывайте о наглядности, то есть о личном примере. Папа, который разбрасывает носки по квартире и хамит соседям – плохой пример. Папа, аккуратно раскладывающий вещи, следящий за своей гигиеной и чистотой обуви, вежливый и справедливый – пример положительный. Действуйте, родители. Несмотря на то, что скоро в жизни вашего мальчика появится первый учитель, главными педагогами останетесь для него вы.

В 7-8 лет, по наблюдениям психологов вашего сына может посетить первая любовь. Да-да, ранняя, школьная и слегка наивная. Поэтому готовьтесь, мамы и папы. Совсем скоро ваше чадо захочет с вами серьёзно поговорить. Половое воспитание в этот период имеет свои особенности и тонкости.

· Старайтесь не оставлять без ответа любые вопросы о девочках и отношениях с ними. Наверняка сын спросит, как познакомились вы. Так расскажите, но добавьте в вашу историю «сказочные», волшебные моменты.

· Само собой, будут и вопросики о том, откуда же и каким образом у вас, влюблённой пары, появился он. Вот тут поаккуратней. Даже про «пестики-тычинки» ребёнку пока говорить рановато. «Ты у нас появился, потому что мы очень любим друг друга», — вот такой ответ вполне подойдёт. Лучше объяснять сынишке всё на доступном, ребячем языке, а не заумными выражениями из медицинских справочников.

· О насилии и жестокости лучше не упоминать. Если по телевизору идёт кино, где женщину оскорбляют или поднимают на неё руку, немедленно переключите. Для формирующейся и нежной детской психики это настоящий удар. Тираны и маньяки тоже, знаете ли, не сами по себе вырастают. Всё идёт из семьи.

Если вы чувствуете, что сын чересчур агрессивен к женскому полу, попросите его нарисовать простой рисунок – вашу семью. Как правило, по рисунку можно определить многие черты будущего характера и отношения к себе и родителям. Маленькая мама и огромный властный папа — признак того, что у матери явно нет авторитета в семье, супруг морально и физически её угнетает. Именно так ваш сын и будет в дальнейшем вести себя с девочками.

Психология мальчика и его воспитание

Психологи советуют родителям в этот период взять себя в руки, набраться терпения и максимум себя отдавать ребёнку. Будьте с ним на равных. Авторитарное воспитание давно забраковали все педагоги, оно плодов не приносит.

Родители-друзья, к которым всегда можно обратиться за советом, вот кем вы сейчас должны стать для своего сына.

А от недопонимания и «недообнимания» вырастают озлобленные на весь свет и в то же время нерешительные и замкнутые мужчины. Вашему сыну это не грозит, ведь теперь вы знаете, как нужно себя вести, чтобы вырастить достойного, любящего, справедливого человека, настоящую личность. Продолжайте в том же духе! Ну а я ненадолго вас покину. Жду ваших комментариев и отзывов, до новых встреч!

Представьте, что в семье родилась долгожданная девочка. Мама счастлива: наконец-то можно покупать красивые платья, делать прически, смотреть как малышка играет в дочки-матери… Но девочка растет и ничего из этого ей совершенно не интересно. В платье ей не удобно, косички она через 5 минут расплетает, а на день рождения просит не Барби, а набор гоночных машинок.

Некоторые, особо переживающие родители, начинают бить тревогу. Девочка играет в игры для мальчиков, смотрит мультики для мальчиков, просит мальчиковые игрушки - что дальше?! Редакция сайт старается развеять эти переживания и объяснить, почему девочки тоже могут играть в машинки. Ну и, конечно, не обойдемся без комментариев родителей юных «пацанок» собранных с форумов и соцсетей.

Итак, чего боятся родители?

1. Девочка вырастет неженственной или агрессивной.

«Моя дочка целыми днями смотрит и . А потом играет в них, дерется, стреляет, просит себе оружие, как у черепашек. Как научить ее играть в куклы, я боюсь, что она очень злая из-за этих игр становится. Дерется».

Девочки, которые играют в игрушки мальчиков или проводят время только в компании пацанов, вовсе не становятся менее женственными или более агрессивными. И тому, что девочка предпочитает машинки куклам, есть много причин.

Во-первых, скажем честно, у мальчиков игрушки намного интереснее и круче. Все вертится и гнется, программируется и собирается, стреляет и разговаривает. Девочкам просто скучно с домиками и Барби. Ну посадила ты эту Барби в коляску, и что? Скукота. А у мальчиков можно устроить настоящие гонки, пострелять по мишеням и вообще - мальчишки такие выдумщики!

ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗМУТИЛО ПОЯВЛЕНИЕ РОЗОВОГО ГЛОБУСА «ДЛЯ ДЕВОЧЕК»

Во-вторых, девочки не обязаны всегда быть добрыми. Детям просто необходимо иногда делать выброс отрицательных эмоций, как и взрослым. И игра в «войнушку» очень этому помогает. У девочек энергии столько же, сколько и у мальчиков, а их заставляют сидеть и разливать куклам чай. В итоге нереализованная энергия выливается в истерики, слезы или агрессию. Пусть уж лучше побегает, устанет и вечером будет довольно сидеть за столом, хоть и с разбитыми во время погони коленками.

В-третьих, не забывайте, что в современном мире роли мужчины и женщины в семье уже более размыты. Девочке уже не обязательно быть хозяюшкой и тихоней, а мальчику - силачом и технарем. Может быть и наоборот. Поэтому не стоит навязывать ребенку с детства то, что ему не только неинтересно, но еще, возможно, и не нужно. Любит девочка конструктор в 4 года? Может вырастет инженером, кто же знает.

2. Девочку не примут другие девочки, ей будет трудно найти друзей.

«Ей не интересны игры с другими девочками, она в саду постоянно сбегает к мальчикам. И сама как мальчишка - дерется, ругается, шалит постоянно. Воспитательница ее уже заругала, да и я тоже. Даю куклу - выбрасывает, что с ней делать?».

Многие родители боятся, что из-за увлечений ребенка, общество не захочет его принимать. Но в единственной в саду девочке, которая играет в машинки, нет ничего более странного, чем в единственной девочке в саду, которая любит , а не .

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА УНИЖАЮТ В ШКОЛЕ

Все дети индивидуальны и у каждого ребенка свои увлечения, которые, к тому же, очень быстро меняются. Но они не всегда влияют на количество друзей. Ведь играть можно не только в них, но и во что-то схожее. Если ребенок хочет подружиться с кем-то, то он найдет общие интересы.

А если девочка играет только в компании мальчишек и в футбол любит погонять больше, чем повертеться у зеркала, то в этом нет ничего страшного. Девочкам нужно уметь общаться со всеми, вот они и учатся. Многие «пацанки» в детстве, напротив, вырастают более успешными, так как с детства этих мальчишек изучили и знают, как их заинтересовать.

3. Девочке не будут нравиться мальчики или она захочет сменить пол.

«Подскажите, пожалуйста, у меня девочка 4 года играет машинками. В магазинах с игрушками выбирает машинки, а не куклы. Играя с подружками в „папины дочки“, бывает „папой“. Объясняет это тем, что никто не хотел быть папой. В садике ей интереснее с мальчиками, чем с девочками. Я даже не знаю то ли это проблема, то ли детские игры».

Самое странное и дикое предположение, у которого нет никакой адекватной основы под собой. Гендерная идентичность у детей, конечно, только формируется, но игрушки и мультики не могут кардинально на это повлиять. Девочка не становится мальчиком от того, что ей нравятся машинки. Это попросту так не работает. Да и на ориентацию в будущем игрушки тоже никак повлиять не могут, это тоже совершенно другой вопрос, если интересно, почитайте об этом книги, а не комментарии в Интернете.

4. Но как на нас посмотрят другие!

«Бабушка нас просто заела тем, что мы не должны потакать ей и все равно покупать ей платья красивые, она же девочка… А я не знаю, кого слушать - дочку или маму? Да и странно как-то, когда на празднике все девочки - снежинки, а моя - Робин Гуд».

Оглядываясь на других, свою жизнь не проживешь. Конечно, и родственники, и общество могут давить на вас, заставляя переделывать девочку под некие стандарты. Но тут нужно искать компромиссы, которые устроят всех, а не заставлять ребенка подчиняться правилам.

СЕКСИСТСКИЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ

Если в детском саду обязательная форма девочкам на праздник - платье, а ребенок ни в какую не хочет, надо выяснить почему. Неудобно? Наденем под него штаны, будет а-ля Пеппи Длинныйчулок. Некрасиво? Можно найти и красивое, если постараться. А если ребенок ну вот ни в какую, потому что платье «бяка», попробуйте совместить. Наряды королей из Средневековья весьма похожи на платья, но не платья же, да?

Не давайте другим решать за вас, в какие игры играть вашей дочери. Постарайтесь быть выше общественных стереотипов и ставить желания ребенка выше чужих.

5. Но я так хотела себе дочку-принцессу!

«Мы живем в Англии, и я купила младшему на Кристмас костюм традиционного олененка, а ей красивое платье ангелочка с крылышками… Так она мне такую истерику закатила, что отнеси его в магазин, я его не одену! Я хочу быть зеброй (это ее любимое животное) или оленем…».

Конечно, когда родители так хотели девочку, чтобы играть с ней как с куколкой, очень сложно смириться с тем, что эта куколка почему-то ведет себя как маленький варвар. Да, в идеальном мире мечтаний вы видели свою дочь в розовом платье, с косичками, сидящую за игрой в пупсиков и обожающую . А на деле она ходит чумазая, днями и ночами смотрит и выпрашивает еще одну машинку на радиоуправлении.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА?

Смиритесь. Жизнь идет вовсе не так, как запланировано. И вы не можете щелкнуть пальцами и превратить детей в тех идеальных, из своих мечтаний. Ваша дочка такая, какая она есть, и ее не нужно переделывать, потому что в ее поведении нет ничего ужасного. У вас активный ребенок, который просто не соответствует вашим ожиданиям. Ничего плохого в этом нет.

Тем более, что большинство родителей, обсуждая эту проблему, пишут: «Ой, да я сама была пацанкой лет до 12…». В большинстве своем, эта проблема - временная. И потом девочкам становится интересен другой пол, а заодно и собственная внешность, будущее материнство и так далее. Да, в куклы она уже вряд ли станет играть, но все равно станет хорошей женой и мамой. А вам надо просто перестать волноваться по пустякам. Дочка носится по дому с машинками? Присоединяйтесь, это весело. А куклы пусть посидят в сторонке и посмотрят на самую захватывающую гонку в мире.

С кем играет Ваш ребенок?

Надвоцкая Г. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с другими людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. А в дошкольном возрасте универсальный способ для общения - это игра.

Выбор ребенком друга или друзей с определенными качествами, особенностями поведения для общения может о многом рассказать. Во многом этот выбор обусловлен темпераментом и характером ребенка, но так, же определяющее значение имеет и его эмоциональное развитие, внутренние проблемы.

Итак, проанализируем выбор ребенка.

Возраст

    Ребенок легко идет на контакт с любой возрастной категорией

    Если это описание относится к вашему ребенку, то вам можно только позавидовать - ваш ребенок наделен так называемым социальным интеллектом. (Социальный интеллект - способность понимать и прогнозировать поведение людей, замечать и верно истолковывать детали человеческого общения)

    Вероятнее всего, он достаточно эмоционально устойчив, имеет положительные установки по отношению к окружающему миру и людям. Таких детей немного и им не присущи такие проблемы как тревожность, страхи, низкая самооценка, стеснительность и пр.

    Ребенок предпочитает играть со сверстниками

    Большинство детей предпочитают играть со своими сверстниками. Это вполне естественно, так как уровень их социального развития находится примерно на одном уровне и интересы чаще совпадают. Такой выбор подкрепляется и современной практикой посещения детского сада, где ребенок общается преимущественно только в своей группе, где собраны его ровесники.

    Ребенок больше любит играть с детьми, которые старше него

    Может быть несколько причин: ребенок опережает интеллектуальное развитие сверстников, он «перерос» их игры, интересы; у ребенка недостаточно хорошо развито умение общаться «на равных». Часто таковыми оказываются единственные дети в семье, не посещающие детские дошкольные учреждения. Нередко дети, воспитанные как кумиры семьи и ожидающие к себе симпатии, снисхождения и уступок от всех окружающих, не могут ужиться со сверстниками, зато старшие дети могут находить их позицию очень детской и забавной, что делает их общение бесконфликтным.

    Ребенок предпочитает играть с малышами

    В таких играх старший ребенок чувствует себя умелым, опытным. Особенно любят возиться с малышами девочки, это обусловлено становлением ролевого поведения (девочки «примеряют» на себя роли мамы, учительницы, наставницы и т.д.) Игра с младшими является полезной, но стоит задуматься, если при этом ребенок практически не играет со сверстниками. Возможно, на то есть причина – его не принимают ровесники (например, в ситуации перехода в другое детское учреждение, либо недостаточно развиты коммуникативные навыки и пр.) В таком случае ребенку необходима помощь родителей или психолога.

    Ребенок предпочитает играть только со взрослыми

    Зачастую такой ребенок имеет хорошо развитую "взрослую" речь (в которой употребляет термины и сложные обороты), "степенное" поведение и весьма интеллектуальные увлечения. Возможно, это единственный ребенок в семье, с самого раннего детства лишенный возможности общения с другими детьми. Он не посещает детский сад, а находится дома с бабушкой, мамой или гувернантками. Попадая в детский коллектив в школьном возрасте или раньше, такие домашние дети пугаются детских игр. В отличие от игры со взрослыми в них всегда есть непредсказуемость, некоторый риск и соперничество.

До 2- х лет малышам все равно, кто с ними играет – мальчик или девочка.

Около 3-х лет ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность (Я- девочка\ мальчик), поэтому 3-4-х летние дети могут предпочитать играть с малышами своего пола. Игры у мальчиков и девочек начинают различаться, если первые предпочитают играть с машинками, конструктором, то вторые (девочки) выбирают куклы, мягкие игрушки и т.п. Мальчики чаще девочек играют в подвижные, шумные игры.

Если вашему ребенку интереснее играть с детьми противоположного пола. Понаблюдайте за тем, как именно он играет. Если вы заметили, что мальчик играет в куклы, это, разумеется, еще не значит, что у него есть трудности в развитии. Дети этого возраста очень склонны к подражанию в игре, поэтому мальчик просто может копировать действия девочек. Но если мальчик явно избегает «мальчиковых» игр и развлечений, стойко предпочитает общество девочек, взрослым стоит задуматься. За таким поведением могут крыться серьезные проблемы, исходящие из ошибок в воспитании, внутренние страхи ребенка. Нужно обратить внимание, как часто общается ребенок с папой, дедушкой (есть ли у него пример достойного мужского поведения); кого хотела мама во время беременности – сына или дочку, как это отражается на ее отношении к сыну. То же касается и девочек, упорный отказ от «девичьих» игр может указывать на ряд проблем в эмоциональном состоянии.

В 5-6 лет эта тенденция к раздельным играм еще более проявляется. Одновременно с этим возрастает интерес ребенка к детям противоположного пола. Однако для мальчиков уже становится неприемлемым играть в "девчоночьи" игры, поэтому, если и встречаются совместные игры, то часто мальчикам в них может быть заготовлена мужская роль, а девочкам - женская, или же все роли не имеют половых отличий. Так дети могут играть в "дочки-матери", где мальчик будет папой, работающим шофером (или капитаном, словом, будет ездить где-нибудь, не мешая традиционной игре), или же в "магазин", где каждый ребенок - просто покупатель и половые различия не важны.

Если ваш сын любит играть с девочками (или дочь - с мальчиками), то, прежде всего, проанализируйте, какие роли он (она) выбирает в этих играх, а затем постарайтесь понять, что является некомфортным для ребенка в общении с детьми своего пола и не поддерживаете ли вы сами такой выбор. Нередко бывает так, что маме очень нравится иметь мягкого, спокойного сына (и тем самым она неосознанно поощряет его к женскому стилю поведения, который выражается в игре), или папа восхищается тем, что его дочь "настоящая пацанка" (разумеется, девочка будет оправдывать это, чтобы не разочаровать отца).

С 6-7 лет мальчики и девочки становятся более терпимые друг к другу. На какое-то время их всех объединяет общая роль учеников и школьные интересы, игры на переменах чаще всего подвижные у всех ребят. Так что если ваш первоклассник (или второклассник) любит играть с детьми противоположного пола, то в данном возрасте это не очень показательная характеристика. Тем более если речь идет об интеллектуальных играх. Хотя большинство детей все-таки сохраняют в играх предпочтение к "товарищам по полу".

Количество детей

Так же, как и взрослые, некоторые дети любят быть членами большой шумной компании, а некоторые - тихо поиграть с одним-двумя партнерами. Какую-то из этих позиций вряд ли можно считать более выигрышной. Но и та, и другая - показательны. Первая говорит о том, что ребенок скорее склонен к экстраверсии - то есть его личность больше направлена на людей и предметы окружающего мира, он весьма общителен, хорошо адаптируется в обществе, умеет проявлять гибкость при взаимодействии с разными людьми.

Если же ребенок больше удовольствия получает от игры с одним или двумя детьми, то, скорее всего, он - интроверт. То есть его личностные интересы сосредоточены на собственном внутреннем мире, ему более ценно то, что происходит в его душе, чем в мире, он склонен к самоанализу. Такая позиция иногда может сочетаться с некоторой замкнутостью, но зато внутренний мир таких людей может быть богат и гармоничен.

Кроме этих личностных характеристик, дети могут отличаться в игре и склонностью к соревновательности или сотрудничеству, предпочтением интеллектуальных или подвижных игр, акцентированием внимания на отношениях или предметах. Поэтому перечисленные качества также могут стать причиной, по которой ребенок отвергает совместные игры с некоторыми детьми. Все эти различия влияют на то, с кем приятнее играть ребенку.

Однако заметим, что если у ребенка хорошо развиты коммуникативные навыки (умение общаться), то разница личностных игровых предпочтений не должна приводить к серьезным конфликтам или одиночеству - он всегда сможет договориться о чередовании интересных и неинтересных ему игр, найти прелесть в играх с иным, чем он сам, человеком.

Теперь стало понятно, внимательный взрослый может много узнать о ребенке, наблюдая, с кем он играет, какие роли предпочитает на себя брать.

Добрый день! Моему сыну 5,5 лет. Ходит в сад. Дома он ведет себя очень активно, чувствует себя лидером в семье, всеми "командует". В саду же он - тихоня. Играет в саду почти исключительно с девочками, мальчики его в свои игры не берут (как он мне объясняет, мальчики не хотят играть по его правилам). Дружит только с одним мальчиком, который игнорирует его в присутствии других детей (когда идут вместе домой, то вроде дружит с этим мальчиком). Получается, что за этим мальчиком он бегает "хвостиком", хочет, чтобы он играл только с ним, а если нет, то играет с девочками. Мои родители тоже заметили эту его особенность дружить только с девочками. Говорят, что нам нужна консультация психолога по поводу его половой идентификации. Дома любит готовить, куклами не играет. Машинками играет, но не очень охотно. Уже не знаю, что и думать. Все ли в порядке с моим сыном? Как его научить играть с мальчиками?

Екатерина, Украина, 33 года

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Екатерина.

Думаю, что в любой ситуации, когда возникают вопросы или сомнения относительно воспитания или развития ребенка, очная консультация специалиста является приоритетной. В ходе очной консультации, у Вас появляется возможность обсуждать со специалистом не только те ситуации, которые вызвали у Вас тревогу, но и объективную обратную связь, которую Вам дает специалист, наблюдая Вашего ребенка и Ваши с ним взаимоотношения непосредственно. Такой режим работы более продуктивен. Возможно, высказывания Ваших родителей о половой идентификации сына вызывают у Вас тревогу, которая препятствует обращению к психологу очно. Вы чувствуете, что что-то нужно изменить, но затрудняетесь в конкретизации причины такого поведения. Опираясь на факты, описанные в Вашем письме, предположу, что те сложности, которые испытывает Ваш сын в детском коллективе, не имеют отношения к половой идентификации. Я бы акцентировала внимание на следующих аспектах воспитания ребенка: 1) Вероятно, Ваш сын единственный ребенок в семье. Следовательно, все взрослые (мама, папа, бабушки, дедушки и т. д.) стремятся уделять ему внимание, опекать (излишне) выполнять все его желания, делать что-либо вместо него, принимать за него решения там, где он и сам бы справился. Это привело к тому, что у ребенка недостаточно сформировались личностные границы. Пример: «Дети не хотят играть по моим правилам». То есть, ребенок может (и хочет) играть только по своим правилам, другие правила ему принять сложно. У него не получается идти на компромисс, в чем-то уступая, а на чем-то настаивая. 2) Сильная опека или запрет на выражение агрессивных чувств, приводит к тому, что ребенку сложно выражать агрессивные эмоции, а тем более выражать их социально приемлемыми способами. Услышать и принять чужие правила, предложить дополнительно к ним что-то свое - это здоровое конкурирование, в котором всегда присутствует элемент активного (агрессивного в положительном смысле) поведения. 3) Не имея возможности играть с мальчиками, Ваш сын присоединяется к играм девочек. Возможно, они принимают его правила или в ходе игры проявляют о мальчике заботу, но ему в этой ситуации (без конкуренции) гораздо комфортнее, чем с мальчиками. Но хоть он и играет с девочками, игры мальчиков для него выглядят гораздо привлекательнее. Он ведь бегает «хвостиком» за мальчиком, который готов с ним иногда играть, пытается включиться в игры мальчиков, пусть пока не очень успешно. Поэтому, думаю, проблема половой идентификации у Вашего сына не стоит. Рекомендации: 1) Составить режим дня и соблюдать его. 2) Дать ребенку возможность справляться самому с теми задачами, которые ему по силам. 3) Хвалить даже за самые маленькие успехи в плане самостоятельности. Хвастаться родственникам и знакомым его достижениями. 4) Иногда просить у него посильной помощи. 5) Ввести определенные обязанности. Например: застилать свою постель и убирать свои вещи и игрушки. 6) Выделить время для каких-то общих дел с папой. Это могут быть какие-либо игры, беседы, прогулки, совместные походы в магазин за продуктами, то есть. приобщение к «мужским» делам. 7) Очная консультация психолога.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна.