Линдгрен малыш и карлсон пословица к произведению. Тест по произведению А

"Малыш и Карлсон" - всемирно известная сказочная история авторства А. Линдгрен. Главная тема, которая в ней затрагивается, - это тема дружбы.

Особенности сказки "Малыш и Карлсон"

Произведения А. Линдгрен всегда отличаются особой добротой и юмористическими моментами. Не является исключением в этом смысле и "Малыш и Карлсон". Сюжет истории основан на описании различных эпизодов из жизни простого шведского мальчика и его необычного друга - летающего человечка, обитающего на крыше. Вместе герои попадают в разные ситуации, иногда забавные, а иногда и опасные. Однако их дружба всегда преодолевает любые преграды.

В оригинальном варианте повесть состояла из трёх частей:

  • "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".
  • "Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел".
  • "Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять".

В русской версии сначала были представлены лишь две из них, затем перевели и третью. В итоге книга вышла под названием "Три повести о Карлсоне".

Пословицы, подходящие к сказке "Малыш и Карлсон"

Поскольку главной в произведении является тема дружбы, то к нему можно подобрать пословицы, имеющие схожую тематику. В русском фольклоре есть множество высказываний, которые говорят о необходимости быть хорошим другом и ценить своих верных товарищей.

К ним относится, например, пословица "Сам погибай, а товарища выручай", которая подчеркивает, что ценность жизни друга гораздо выше, чем своей собственной.

Хорошая пословица о дружбе - "Легко друзей найти, да трудно сохранить". В книге часто возникают ситуации, когда Малыш и Карлсон по какой-то причине ссорятся. Однако в результате они все равно спасают свою дружбу, потому что по-настоящему дорожат ей.

В этом произведении А. Линдгрен рассказывается о дружбе обыкновенного мальчика Свантесона по прозвищу Малыш и необыкновенного Карлсона, который живёт на крыше. Одиноким и несчастным чувствовал себя Малыш, пока к нему не стал прилетать забавный и добродушный, неистощимый на выдумки толстяк Карлсон.

Все окружающие считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Однако сам Малыш ни минуты не сомневается в существовании своего замечательного друга. Причём он уверен, что, несмотря на наличие у Карлсона пропеллера, позволяющего ему летать, Карлсон - обыкновенный мальчик, его товарищ по играм.

И действительно, Карлсон - самый обыкновенный толстый мальчик, сластёна, проказник, отчасти эгоист. Он постоянно ищет забав. Но если дело дойдёт вдруг до беды, Карлсон всегда выручит, не подведёт. К тому же он умён, находчив, по-своему добр, старается защищать слабых. Достаточно вспомнить, как он издевается над жуликами, решившими обобрать простака Оскара, и над родителями, оставившими без присмотра голодного ребёнка.

В характере Карлсона узнаются детские слабости, и автор как будто побуждает смеяться над ними. Образ Малыша показан писательницей в развитии. Герой непрестанно думает и рассуждает. Он очень добр, щедр, уступчив. В нём всё время происходит внутренняя борьба. С одной стороны, Малыша увлекают проказы Карлсона, а с другой - он начинает протестовать, когда шалости переходят дозволенные границы. Малыш обожает животных и очень хочет иметь собаку. Он уважает старших, помогает слабым.

Всё произведение пронизано добротой, тонкой иронией и юмором. В нём много шуток, много ярких, запоминающихся выражений («Спокойствие, только спокойствие!», «Дело житейское» и др.).

Итак, кто такой этот забавный Карлсон? Возраст его остается загадкой, единственная информация, которая нам предоставляется - это расплывчатое определение «мужчина в самом расцвете сил ». Малыш считает Карлсона взрослым, но это не обыкновенный взрослый, запрещающий шалить, проказничать и куролесить, а тот самый удивительный и чудесный, который не только одобряет шалости, но и сам становится их инициатором. Характер Карлсона весьма противоречив: иногда он ведет себя весьма эгоистично, а иногда, бросаясь грудью на амбразуру, спешит на помощь Малышу, не особенно задумываясь о том, что он сильно рискует. Этому смешному человечку постоянно требуется подтверждение того, что он самый лучший, самый замечательный, самый любимый друг – одним из примеров этому является легендарная фраза «Малыш, но я ведь лучше собаки? ». И его можно понять, ведь он живет в своем маленьком домике совсем один, в то время как у Малыша есть родители, брат, сестра, два друга – Кристер и Гунилла, да еще и маленькая такса Бимбо…

Малыш же, по сравнению с Карлсоном, самый обыкновенный ребенок, каких в мире миллионы. Его имя, Сванте Свантесон , наводит на мысль о том, что автор хотела подчеркнуть его ординарность (если бы Малыш был русским, то звали бы его, вне сомнения, Иван Иванов). Это делалось с определенной целью – каждый ребенок должен был верить в то, что на месте Малыша мог оказаться он сам. Но в книге есть замечательный момент, когда мама Малыша говорит ему, что не согласилась бы расстаться с сыном ни за какие сокровища в мире (даже за сто тысяч миллионов крон!), и это – своеобразное напоминание маленькому читателю о том, что любой ребенок, каким бы заурядным он ни был, для своих родителей все равно является величайшим богатством.

Нельзя не заметить, что Малыш – очень добрый мальчик. Он никогда не обижается на Карлсона, даже если его капризы становятся невыносимыми, и готов отдать своему другу все что угодно. Так, например, он дарит ему на День Рождения свой любимый пистолетик, и мысль о том, что он порадовал Карлсона, сразу же затмевает сожаление от расставания с замечательной игрушкой.

Кстати, при прочтении «Карлсона» невольно вспоминаешь Пеппи Длинныйчулок, еще одну героиню Астрид Линдгрен. Они и в самом деле похожи: и Карлсон, и Пеппи, появляясь в жизни самых обыкновенных детей, в мгновение ока становятся их лучшими друзьями. Одна из самых примечательных их черт – это сочетание детскости и взрослости, иными словами, они могут веселиться так же самозабвенно и беззаботно, как маленькие дети, и в то же время, когда они рядом, любая проблема кажется совершенно пустяковой. Наверное, ни один ребенок не отказался бы от такого друга, как Пеппи или Карлсон, и умение Линдгрен так мастерски описать характер персонажа, симпатичного всем детям без исключения, действительно удивляет. Вдобавок, обе книги наполнены замечательным искрометным юмором, причем он понятен не только детям, но и взрослым. Ценность книг Линдгрен вообще трудно преувеличить, и «Карлсон», вне всяких сомнений – одно из лучших ее произведений, которое, хоть и ориентировано на детскую аудиторию, все равно будет интересно читателям любого возраста.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"

Пилимон Екатерина Андреевна, учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
описание работы: Данная разработка будет полезна для учителя, работающего в 3 классе. Урок предусматривает работу с различными анализаторами: зрительным и слуховым. Учащиеся знакомятся с творчеством А.Линдгрен, слушая рассказ учителя, аудиозапись сказки, рассматривая выставку книг, работая с презентацией. В уроке много сюрпризных моментов, которые повышают интерес к уроку.
Конспект урока литературного чтения
«А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
(1 урок по теме)
Цель:
1. совершенствовать навык осознанного чтения, умения читать вслух и молча, находить заданный отрывок в тексте; формировать представление о творчестве А. Линдгрен
2. обучать размышлению над прочитанным, составлению характеристики персонажа по опорным словам
3. содействовать развитию речи, творческих способностей учащихся
Оборудование:
Игрушка Винни – Пух; горшочек; конфеты; карточки с вопросами; сетка кроссворда; маркер; презентация; «банка» с надписью «варенье»; аудиозапись сказки; портрет писательницы; книги с историями о Карлсоне; картинка с изображением Карлсона; слова-характеристики Карлсона; картинка с изображением Малыша; картинки к повести; надпись на доске: «Спокойствие, только спокойствие! Дело-то житейское!»; сигнальные карты.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (на экран проецируется титульный слайд с записью: "Творчество Астрид Линдгрен для детей")
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Известно всем, тарам-парам,
На то оно и утро!
- А в гости не принято ходить хмурыми, поэтому улыбнемся себе и своему соседу и отправимся в далёкое путешествие вместе! (на экран проецируется слайд с изображением Винни-Пуха и его друзей)

2. Проверка д/з
- Не с проста наш урок начался с веселых сочинялок Винни - Пуха, ведь 2 урока подряд мы знакомились с историями, где главным героем был этот забавный медвежонок-сладкоежка. (на экран проецируется слайд с изображением Винни-Пуха, который кушает мёд)
- У Винни – Пуха было много друзей, с которыми он охотно делился всеми своими сокровищами. А самым ценным сокровищем для него было что?
- Правильно, мёд! Но у настоящих друзей принято не просто что-то брать, а меняться, вот и наш Винни хочет с вами поменяться. Мёда, к сожалению, он еще не добыл, а вот конфет у него целый горшочек! Медвежонок с удовольствием обменяет конфетку на правильный ответ на вопрос (к конфетам прикреплены карточки с вопросами по произведению)
Кто назвал меня Винни-Пухом? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (Кристофер Робин (на экран проецируется слайд с изображение Кристофера Робина и подписью: "Кристофер Робин"))
Кто мой самый лучший друг? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (Пятачок (на экран проецируется слайд с изображением Пятачка и подписью: "Пятачок"))
Что потерял Иа-Иа? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (хвост (на экран проецируется слайд с изображением ослика и прикреплённым хвостом))
Какой подарок я сделал Иа на день рождения? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (полезный горшочек (на экран проецируется слайд с изображением горшочка))
В какую игру мы играем с крошкой Ру? (на экран проецируется слайд с записанным вопросом) (Чехарда (на экран проецируется слайд с изображением играющих Винни-Пуха и его друзей))
- Молодцы! На все вопросы ответили.
- Сегодня у Винни праздник и он решил пригласить своих друзей в гости. Но так как все они живут далеко, то добираться им придется на поезде. (на экран проецируется слайд с изображением поезда) А чтобы никто не потерялся, давайте рассадим друзей по вагонам в таком порядке, в котором записаны их имена в кроссворде.
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Ру)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит сова)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Кенга)

(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Робин)
(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Кролик)

(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Тигра)

(на экран проецируется слайд с изображением вагона,в котором сидит Пятачк)

(Ру, Сова, Кенга, Робин, Кролик, Тигра, Пятачок)
- Отлично, мы помогли друзьям занять места в вагонах, теперь они все точно не заблудятся! Давайте их проводим и пожелаем хорошо провести время.
3. Вступительное слово учителя
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие по замечательной сказочной стране и побываем в городе Стокгольм, а заодно будем совершенствовать свои навыки чтения. (на экран проецируется слайд с изображением самолёта и подписью: "Путешествие в Стокгольм")
- Стокгольм - один из самых крупных скандинавских городов, раскинувшийся на островах у побережья Балтийского моря. (на экран проецируется слайд с изображением карты) Город называют «Красавцем на воде», ведь он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. Здесь везде вода и поэтому летом город утопает в зелени. (на экран проецируются слайды с изображениями видов Стокгольма)
- В Стокгольме проживает около 1,6 млн. чел. Несмотря на это, улицы и парки города удивительно чистые, и прямо в центре можно купаться и ловить рыбу. В самом центре Стокгольма на острове Юргоден (на экран проецируется слайд с изображением острова Юрдоген) находится детский музей сказок. На большой поляне расположен «городок» Юнибаккен (на экран проецируется слайд с изображением музея "Юнибаккен), в котором живут разные сказочные герои. С одним сказочным жителем этой детской страны мы сегодня познакомимся поближе. (на экран проецируются слайды с изображениями фотографий из музея Юнибаккен)
- Кто же он, поможет нам узнать загадка:
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый...(Карлсон) .
- Правильно, это Карлсон! Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведением Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (на экран проецируется слайд с изображением Карлсона)
(стук в дверь, входит подготовленный переодетый в Карлсона ребенок)
- К: Здравствуйте, ребята! Мне мама всегда говорила, что надо быть вежливым. А вас мамы учили быть вежливыми? Тогда давайте дружно, громко поздороваемся. Здравствуйте, ребята! (Чихает)
- У: Что случилось? Ты простудился? (Спрашивает учитель)
- К: Что случилось, что случилось? У меня на крыше дождь случился. Карлсончик дорогой весь до ниточки промок. Теперь я заболею! Ты (показывает на сидящего в классе переодетого в Малыша ученика) должен стать мне родной матерью и уговорить меня выпить лекарство!
- М: Какое такое лекарство?
- К: Фу, какой ты глупый мальчишка! Конечно же, это варенье, малиновое варенье!
- М: Но ведь осталась всего одна банка…
- К: Но ведь ты обещал стать мне родной матерью! Друг погибает, а тебе варенья жалко?!
- М: Нет, что ты! Бери, конечно!
- К: О, случилось чудо! Друг спас жизнь друга! Ну а теперь я хочу немного поразвлечься. Эй, мальчишки и девчонки, шалить будем?
!!!ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!

Поскачите, попляшите,
Тихо сядьте, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь!

(костюмированные герои садятся за парты)

Автором сказки является шведская писательница Астрид Линдгрен. (на экран проецируется слайд с изображением портрета А.Линдгрен) Свои произведения Астрид писала сначала для своих детей. Однажды ее дочь заболела, стала часто капризничать, и находчивая мама на ходу начала придумывать истории. Так появилась Пеппи – Длинный Чулок, истории о Малыше и Карлсоне. На Родине Астрид Линдгрен называют «Волшебница из Швеции»
4. Работа с текстом
ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ГЛАВЫ 1
- Покажите, какие вы воспитанные слушатели. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и следите
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ:
- Понравилось ли вам услышанное? Чем?
- Как вы думаете, зачем писательница, рассказывая о малыше, несколько раз повторяет слово «обыкновенный»? (для того, чтобы убедить читателей в том, что такая история могла бы случиться с каждым)
- Чем необычно имя мальчика? (детей не называют так)
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
виды чтения:
- комбинированное (учитель-хором-по цепочке)
- выборочное (ответы на вопросы)
- Ребята, сейчас мы с вами будем самостоятельно читать главу из повести. Давайте подготовим наши глазки и сделаем физкультминутку для глаз.
- Итак, я начну читать, а кто-то будет продолжать.
- Читаем хором.
- Читаем по цепочке.
- Молодцы, спасибо!
- Давайте послушаем, как произошло знакомство Малыша и Карлсона (звучит аудиозапись сказки (на экран проецируется слайд с изображением Карлсона)
- Каким вы увидели Малыша? (очень одиноким)
- Как изменилось ваше настроение с появлением Карлсона?
- Найдите описание Карлсона, прочитайте.
- Вспомните м/ф о Карлсоне. Как бы вы могли его охарактеризовать? (слова-характеристики)
- Как Карлсону живется на крыше, прочитайте.
5. Итоги урока
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Понравилась ли вам история?
- Что особенно запомнилось?
6. Рефлексия
- В мире литературы принято выражать благодарность лучшим писателям за их труд различными наградами и премиями. Астрид Линдгрен была удостоена высшей премии имени Г. Х. Андерсена. А мы сейчас с вами поблагодарим писательницу нашими цветными ладошками: кому история очень понравилась, помашите зеленой; кто остался равнодушен – помашите желтой, а кому было совсем неинтересно, помашите красной.
7. Д/З
- Ваше д/з: перечитать главы из повести.
- Спасибо за урок!

Представляем наиболее интересные работы учащихся.

Попова Даша

Писательница Астрид Линдгрен написала чудесную книгу "Малыш и Карлсон". Она собрала воедино всех детей и их недостатки и получила Карлсона.
У него рыжие волосы, голубые глаза, пухлые ручки, и сам он не худой. Самое главное, у него была кнопка на животе и пропеллер на спине. Карлсон умел летать. У нашего героя был домик на крыше. В доме у него беспорядок. Обстановка у Карлсона скверная: маленький диванчик и много разных безделушек, развешанных на гвоздиках.
Карлсон - веселый, добрый, хороший товарищ. Но, как и у любого человека, у него были и минусы. Карлсон жадный, ворчливый, ленивый, и он был страшно обидчивый. Карлсон любил воровать, хотя эти поступки трудно было назвать воровством: за каждую взятую без просу вещь он платил по пять эре.
Карлсон повлиял на Малыша положительно. Он помог ему раскрыться и научил его нескольким своим фразам: "Пустяки, дело житейское", "Спокойствие,
только спокойствие".
Фрекен Бок думала, что Карлсон - одноклассник Малыша, дядя Юлиус с самого начала, когда Карлсон над ним издевался, думал, что он потустороннее существо.
Всем родным Малыша Карлсон не очень нравился, но мама, папа и остальные понимали, что ребенку нужен друг. Я тоже думаю, что каждому ребенку нужен свой Карлсон.
Для взрослых Карлсон - это выдумка, а для детей - нет.

Некрасова Лена

Я прочитала книгу А. Линдгрен "Малыш и Карлсон". И в ней был главный герой. Его звали Карлсон. Он был в меру упитанный, как он себя считал, красивый, умный, у него были рыжие волосы и голубые глаза, и, самое главное, на спине у него был пропеллер, а на животе кнопка.
У Карлсона были положительные и отрицательные черты. Положительные: он был веселый, добрый, игривый и отзывчивый. А отрицательные черты: жадный, неряшливый, грязнуля, хитрый, ленивый и маленький воришка.
Пока Малыш не знал про Карлсона, он был скрытный, робкий, стеснительный. А когда он узнал и подружился с Карлсоном, он стал открытым, более хулиганистым, отзывчивым. В его комнате стало весело и шумно. Малыш нашел в Карлсоне настоящего друга.
О Карлсоне все думали по-разному. Например, Фрекен Бок думала, что Карлсон - простой одноклассник Малыша. В газете писали, что он летающий бочонок. Родители долгое время не верили в него и думали, что это выдумка Малыша.
Карлсон - это маленькая выдумка многих детей.

Левильен Даня

Я прочитала книгу А. Линдгрен "Малыш и Карлсон", и там главный герой - сам Карлсон. События разворачиваются в шведском городе Стокгольме.
Карлсон был смешной внешности: у него голубые глаза, рыжие волосы, маленькие пухленькие ручки, пропеллер на спине и кнопка на животе. У него были плюсы - он добрый, отзывчивый, веселый. А еще он смешной и, конечно же, озорной, но, несмотря на все эти плюсы, у него было много минусов - он был хулиганом, мелким вором и неряхой. Он был неряхой потому, что он разбил мамино любимое блюдо. Это один из таких примеров.
Когда Карлсон побывал в первый раз в гостях у Малыша, тогда он был рад ему, потому что у него появился в этот день настоящий друг.
Фрекен Бок считала его озорником, дядя Юлиус думал, что он на самом деле летающий гном, а Боссе, Бетан, мама и папа считали его детской выдумкой.
Он где-то реальный, а где-то выдуманный, но все равно он - лучший друг Малыша.

Тарасова Кристина

Однажды я прочитала книгу А. Линдгрен "Малыш и Карлсон". Главный герой книги - Карлсон. Он жил в городе Стокгольме. У Карлсона был домик на крыше за трубой.
Карлсон - маленький человечек, у которого были пухлые руки. На животе Карлсона была кнопка, а на спине - пропеллер. У Карлсона голубые глаза, короткие волосы.
Карлсон очень веселый, игривый, забавный, добрый, но обидчивый, сладкоежка, воришка, хвастун, хитрец.
Когда Малыш еще не знал Карлсона, ему было скучно. Малыш познакомился с Карлсоном, и его жизнь сильно изменилась. Он стал веселым, игривым, смелым, самоуверенным, храбрым.
Дядя Юлиус думал, что летающего Карлсона не существует. Фрекен Бок - что это одноклассник Малыша, которому богатые родители купили пропеллер. Кристер и Гунила, что Карлсон - выдумка Малыша.
Я считаю, что Карлсон - сказочный персонаж, который существует в мире сказок.

Чернова Маша

Я читала книгу А. Линдгрен "малыш и Карлсон". Мне как герой Карлсон не нравится. Карлсон толстенький, рыжий и низенький. У него есть кнопка на животе и пропеллер на спине. Карлсон жил в домике на крыше. Он мелкий воришка, всегда самого высокого мнения о себе, наглый, жадный и ленивый грязнуля. Но он отзывчивый, смешной, храбрый и забавный.
Когда Малыш не знал Карлсона, он был робким, а после знакомства Малыш стал храбрым и набрался от Карлсона разных словечек.
Малыш считал Карлсона лучшим другом. Фрекен Бок думала, что Карлсон - школьный товарищ Малыша и глупый хулиган. Юлиус считал Карлсона просто мальчиком. Мама и папа знали, кто такой Карлсон, и были о нем не очень хорошего мнения, а Бетан и Боссе думали также, как их родители. В газете Карлсона считали летающим бочонком.
На мой взгляд, Карлсон - это выдумка Малыша.

Ларионова Даша

Я прочитала книгу А. Линдгрен "Малыш и Карлсон". Мне очень понравился главный герой - Карлсон.
У него голубые глаза, рыжие волосы, пропеллер на спине и кнопка на животе.
У него были плюсы и минусы. Плюсы в том, что он веселый, в меру упитанный и в полном расцвете сил. А минусы в том, что он был жаден, хитер, жирен, хвастлив.
Когда Карлсона Малыш еще не знал, он был робок и стеснителен. А когда они подружились, Малыш стал более открытым.
Мама Малыша не верила, что Карлсон существует. Даже папа, даже Боссе и Бетан ему не верили. И Кристер, и Гунила - никто не верил в его существование. Казалось, все напрасно, никаких надежд больше нет! Но вдруг в один прекрасный день все, кто не верил, увидели его. Малыш был счастлив. Потому, что он так хотел его познакомить с родными. Но другие были не в восторге.
Но кто он - Карлсон? Наверное, фантазия детей. Ведь детей много, и фантазий тоже. Все они фантазируют! Все.
Все же у Карлсона не было семьи…

Днепровская Лера

Я читала книжку. Автор этой книги А. Линдгрен. Название этой книги "Малыш и Карлсон". Главный герой этой книжки Карлсон. Это маленький толстенький человечек с пухленькими маленькими ручками. Сзади у него на спине пропеллер, а на животе у него кнопка. Он жил на крыше. Он был жадным, ленивым, наглым проказником. Но он был также добрым и хорошим другом. До Карлсона Малыш был робким, он не шумел, играл всегда один. Но когда появился Карлсон, жизнь Малыша резко изменилась. Он стал веселым, громким, и уже не стеснялся.
Все считали Карлсона детской выдумкой. В газете говорили, что это бочонок, который летает. Фрекен Бок считала, что Карлсон одноклассник Малыша, который ломает подарок родителей. Я считаю, что Карлсон - это детская фантазия, которая ожила.

От администрации сайта

Анализ сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Одно из популярнейших произведений Линдгрен - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955) - оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком.

Продолжение повести под названием «Карлсон, который живет на крыше, прилетает вновь» (1963) появилось в связи с успехом первой книги и многочисленными просьбами детей, мечтающих узнать, что сталось с их любимыми героями. Наряду с дальнейшим развитием детских характеров Линдгрен дает здесь сатиру на современное телевидение и рекламу.

Последняя часть трилогии - «Тайком появляется Карлсон, который живет на крыше» (1968) - тонкая и остроумная пародия на современную шведскую прессу, на детективную литературу. Здесь рассказывается о новых проделках Малыша и Карлсона, об их верной дружбе. «…Лучший в мире Карлсон с его проявлениями детского недовольства и неудержимого эгоизма поистине неотразим»,- отмечает шведская критика .

В России книга стала популярна благодаря переводу, сделанному Лилианной Зиновьевной Лунгиной . Первое издание повести в СССР вышло в 1957 г. Издание «Две повести о Малыше и Карлсоне» выходит в 1965 г., переиздается в 1968 г. «Три повести о Малыше и Карлсоне» впервые выходят в 1973 г., повторно в 1974 г., и переиздаются в последующие годы. Во всех изданиях СССР - переводы Л. Лунгиной и иллюстрации шведской художницы Илун Викланд.

«– Я спросил у Карлсона, не выдумка ли он…
– Ну и что же он тебе ответил? – поинтересовалась мама.
– Он сказал, что, если бы он был выдумкой,
это была бы самая лучшая выдумка на свете».
(А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

Непосредственными предшественниками трилогии о Карлсоне стали две небольшие сказки Астрид Линдгрен – «Крошка Нильс Карлсон» и «В стране между светом и тьмой». Впрочем, герой первой был мало похож на известного нам безобразника. Это был крошечный ниссе (скандинавский аналог нашего домового), посещающий одинокого мальчика, у которого умерла сестричка. Тарарама он не устраивал, да и летать не умел. Героя второй сказки – господина Лильонкваста – Линдгрен также подсказала ее дочь.

Откуда взялся домик на крыше и пропеллер, тоже нетрудно догадаться, если учесть страсть писательницы к лазанию по крышам и деревьям, а также воспоминания детства, когда она бегала на аэродромы созерцать аэропланы.

Линдгрен искусно пользуется излюбленным приемом писателей-сказочников: повествование вырастает из детской игры, из фантазии и выдумки ребенка. На этом приеме построены еще и такие известные сказочные повести, как «Винни-пух и все, все, все» А. А. Милна (перевод с английского), «Орден Желтого Дятла» Ж. Монтейру Лобату (перевод с португальского), «Мафия и его веселые друзья» Э. Хогарт (перевод с английского) и др.

«Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - воспитательная книга. Ребенок узнает про жизнь большого города, узнает, что в мире, который кажется ему таким веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Малыш растет, понимая, что надо активнее вмешиваться в жизнь и помогать слабым.

Книга Линдгрен не назойливо воспитательна, не апологетична по отношению к взрослым, а очень правдива и реалистична. Правда, Малыш иногда слишком умен для семилетнего ребенка и речи Карлсона слишком похожи на речи взрослого. Тем не менее книга поражает тонким знанием психологии детей, их языка, юмором и меткими шутками.

Действие повести происходит в 1950-е годы в центральном районе Стокгольма - Вазастане, где в одном доме проживают два главных героя - Сванте, младший ребёнок семьи Свантесон, по прозвищу Малыш, и - на крыше - Карлсон .

Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка. Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге - вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все - мама и папа, Боссе и Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в существовании Карлсона.

Карлсон - маленький толстенький человечек неопределённого возраста, живёт совсем один в маленьком домике на крыше, умеет летать при помощи мотора, который находится у него на спине. Любит гулять по крышам и проказничать. Самоуверен, считает себя «лучшим в мире» во всех отношениях, а также красивым, умным и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Любит много поесть, из еды предпочитает мясные тефтели, торт со взбитыми сливками и плюшки.

Малыш - лучший друг Карлсона. Настоящее имя Сванте, 7 лет, младший ребёнок в семье Свантесон. Любимец и баловень всей семьи, хотя до знакомства с Карлсоном ему часто было не с кем играть. Больше всего мечтает о собаке. Вежливый и воспитанный мальчик, хотя иногда может вдруг заупрямиться.

Карлсон, действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.

Малыш, опираясь на близкие ему образы и ассоциации, снабжает толстяка Карлсона моторчиком и пропеллером и переносит в знакомую обстановку. Летающий человечек живет в Стокгольме на крыше обыкновенного дома. В семье каждый занят своим делом: папа уходит на службу, дети - в школу, мама хлопочет по хозяйству. Малыш, предоставленный самому себе, проводит долгие часы в обществе Карлсона. Нажав кнопку на животе, Карлсон заводит свой моторчик и с жужжанием влетает в окно. С ним не скучно. Он знает все на свете. Это «лучший в мире рисовальщик петухов», «лучший в мире строитель» из кубиков и вообще «лучший в мире» специалист по всем вопросам. Учинив по его инициативе какую-нибудь шалость, Малыш утешает взрослых: «Пустяки, дело житейское!», «Спокойствие, только спокойствие!»- и при этом ссылается на авторитет Карлсона, который живет на крыше.

Карлсон умеет быть не только по-детски шаловливым и непосредственным. В нужный момент он проявит и мужество и доброту, вовремя окажет помощь: он втаскивает на крышу поскользнувшегося Малыша, приносит бутылочку молока для «Гюльфин, чрезвычайно заброшенного младенца», ничуть не пугается, когда в квартиру забираются воры Филле и Рулле.

Искусство Астрид Линдгрен в том, что она, подарив Карлсона, сумела сделать этот образ образом большой воспитательной силы. Ребята играют вместе с Карлсоном, шалят, но каждый из них, замечая его недостатки, видит и свои собственные слабости.

Карлсон, который живет на крыше

В этой книге происходит знакомство Карлсона с Малышом и впоследствии с его друзьями - Кристером и Гуниллой. Для семьи Свантессонов Карлсон постоянно остается за кадром, поэтому они считают его выдуманным другом, и за его развлечения Малыш каждый раз огребает целебных пиздюлей. Семья прозревает в последней главе, где Карлсон приходит на день рождения Малыша и приветствует всю его родню по уши в торте.

Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел

Семейство убирается из дома с различными диагнозами по больницам, а папу усылают в командировку. Для слежения за осиротевшим Малышом нанимают домработницу Хильдур Бок (К. О. сообщает, что фрёкен - не имя, а шведское название незамужней женщины, типа мисс или мадемуазель). Фрёкен Бок имеет недурные профессиональные силы ведения дома и страстное желание попасть в зомбоящик с рассказом о привидениях на соответствующей передаче .

Вся вторая книга посвящена изощренному троллингу фрёкен Бок астральными явлениями (чему та только рада), в итоге с привидения в буквальном смысле срываются покровы. Однако фрёкен Бок таки попадает в зомбоящик с уникальным рецептом собственного приготовления. Семья выздоравливает и возвращается, в последней главе Свантессоны и Карлсон смотрят прямой эфир кулинарной передачи с фрёкен Бок.

Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять

Внезапное выпиливание из дома всего семейства в кругосветные путешествия и спортивные лагеря. Карлсон в опасности - его сфотографировали для газеты и назначили награду в десять тысяч шведских рублей за поимку и доставку в редакцию с целью выяснения личности . Малыш отказывается от всех турций и пионерлагерей и остается за ним присматривать. Дополнительный бонус - дядя Юлиус, приехавший в Стокгольм лечиться. Для заботы о «трех холостяках» вновь нанимают фрёкен Бок. Феерический ночной троллинг фрёкен Бок, Юлиуса, Филле и Рулле астральными явлениями («Мумия» же!). В финале Карлсон заявляется в редакцию газеты и получает всё вознаграждение сам. Фрёкен Бок выходит замуж за дядю Юлиуса и становится фру Иенсен.

Ее прекрасная книга исполнена оптимизма и большой человеческой доброты. В произведении много тонкого юмора, живой речи, передающей особенности детского языка и тонкое знание писательницей детской психологии.

Книга Астрид Линдгрен - образец веселого оптимизма, многогранного юмора, здоровой романтики. Писательница, стремясь к тому, чтобы в ее произведениях сказочность не уводила детей от реальной действительности, не забывает в то же время о развлекательности, искрящемся юморе - необходимых качествах книг.