"коммуникативная деятельность дошкольников в непосредственно образовательной деятельности". Коммуникативная деятельность детей Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.

Коммуникативное развитие — важный элемент социализации ребенка

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.


Что такое социально-коммуникативное развитие — определение

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.


Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Задачи социально-коммуникативного развития — расширенное определение

В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).


Общение в семье — первый этап социально-коммуникативного развития

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.


В детском саду дети учатся общению со сверстниками

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.


Игра и коммуникативное развитие — взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.


Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.


Общение с ребенком в семье — основа социально-коммуникативной адаптации в обществе

Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.

Доклад по теме:" Развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада."

Введение

Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто её решает – а это, в первую очередь мы, педагоги общеобразовательных учреждений, - актуальной и необходимой остаётся проблема речевого воспитания дошкольников.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется ее основная, коммуникативная функция языка и речи. (Л. С. Выготский)

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На первый план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативная компетентность человека приобретают особую значимость.

Уже давно доказано, что ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Именно через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Поэтому общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Актуальность формирования коммуникативной компетентности дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

Важность вопроса формирования коммуникативной компетентности дошкольников также определена основными документами, задающими целевые ориентиры современного дошкольного образования.

Перед нами воспитателями возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения.

Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

«Коммуникация» – новая образовательная область, которая направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми).

Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей даже в старшем дошкольном возрасте, что противоречит психологической природе ребенка, в поле интересов которого к этому времени приоритетное положение прочно занимает сверстник. Это происходит из-за того, что детям с большим трудом удается наладить отношения в детском коллективе: они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения, договариваться, мешают им, разрушают игру и т.д.

К сожалению, эти проблемы в дошкольном возрасте обычно не рассматриваются в связи с нарушениями коммуникативной деятельности, а объясняются искажением детско-родительских отношений, плохим характером ребенка, его недисциплинированностью, избалованностью и пр. И только в конце дошкольного возраста, при изучении готовности к школьному обучению (в психологической структуре школьной зрелости коммуникативная готовность занимает одно из значимых позиций), эта проблема квалифицируется психологами как дефицит коммуникативного поведения.

Сегодня мы поговорим о путях и методах коррекции, о конкретных приемах работы по преодолению у детей имеющихся проблем коммуникативного поведения.

Занятия по коммуникативному развитию детей проводятся в рамках раздела "Развиваем речь и коммуникативные способности детей".

Принципы построения занятия:

создаются оптимальные условия для подлинной мотивации речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;

обеспечивается главное условие общения - адресованность речи: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);

стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет эмоциональный, бытовой, 13 игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу. Это выражается в том, что на каждом занятии создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней:

Ребенок должен знать, почему и зачем он говорит; - обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику),

Стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка,

Осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей

Широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Занятия организуются по подгруппам от 4 до 7 человек. Такая наполняемость является оптимальной для обеспечения “речевой плотности” занятия, проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций. Чтобы обеспечить максимальную речевую активность дошкольников и предупредить утомляемость, наступающую вследствие гиподинамии, создается располагающая к общению обстановка: дети могут сидеть на напольных подушках, на коленях, стоять около педагога.

Важной особенностью работы на начальном этапе является специфическое отношение взрослого непосредственно к речи детей. Дело в том, что речевая активность ребенка находится в известном противоречии со стремлением взрослых получить высказывания, соответствующие всем законам языкового стандарта.

Поясним. Многие дошкольники среднего и старшего возраста занимаются с логопедом. Для обеспечения более быстрой автоматизации поставленных звуков логопед, как правило, ориентирует взрослых на необходимость внешнего контроля за речью ребенка, просит напоминать, чтобы тот говорил правильно. Это справедливо.

Нередко, однако, процесс введения в речь поставленных звуков затягивается, и постоянные обращения “Скажи правильно!” в ходе коммуникативного тренинга могут вызвать обратный эффект - погасить речевую активность. Ребенок начинает усиленно следить за качеством своего произношения, сосредоточивая все внимание на том, как , а не что он говорит. Именно поэтому воспитатель вначале как бы отодвигает на второй план проблему звукопроизношения: не исправляет, не просит правильно повторить сказанное. Главной задачей этого этапа становится развитие коммуникативных потребностей ребенка, речевой активности (развернутость высказывания и т. д.) .

Главная задача второго этапа коммуникативного развития ребенка - создание речевой среды. Какой должна быть речь взрослого? Ведь именно он создает речевое пространство, ему отводится в этом решающая роль. Как правило, при проведении занятий, направленных на коммуникативное развитие детей, речь взрослого звучит почти постоянно (разговорной громкости или шепотная). Однако это не означает, что создать речевую среду - просто много говорить. Речевую среду образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии. Что это означает? Синонимы - слова, тождественные по своему значению. В данном же случае имеются в виду не слова, а предложения-синонимы, т. е. высказывания, одинаковые по смыслу, но выраженные разными словами.

Таким образом, для выражения одного содержания используются различные синтаксические модели-структуры. Например, чтобы узнать имя ребенка (в игре “Давайте знакомиться!”), взрослый, демонстрируя пример речевого поведения, каждый раз изменяет "...структуру вопроса. К одному ребенку он обращается со словами “Как тебя зовут?”, к другому - “Назови свое имя” и т. д. Вслед за этим дети, обращаясь друг к другу, стараются не повторить только что сказанное другим ребенком, а придумать свой вариант вопроса (именно такой “поиск” выступает в качестве цели).

Синтаксическая синонимия речи взрослого полезна для обогащения речи детей языковыми средствами (лексическими, синтаксическими), служит примером вариативности высказываний, положительно влияет на развитие речевого творчества. В ходе коммуникативного тренинга используются как традиционные (модифицированные в соответствии с задачами коммуникативного развития), так и совершенно новые (авторские) виды работы. Один из них получил название “комментированное рисование”.

Комментированное рисование облегчает установление визуального (зрительного) контакта ребенка со сверстником. Некоторые дети недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развертыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребенка потребность следить за реакцией собеседника (“Посмотри на Федю, обратись к нему, спроси...”).

В ходе коммуникативного тренинга используются и традиционные виды работы, так и совершенно новые (авторские). Один из них получил название "комментированное рисование" .

Комментированное рисование облегчает привлечение внимания ребенка к собеседнику (установление визуального, зрительного контакта). Некоторые дети с несформированными навыками общения недостаточно внимательны к лицу человека, с которым хотят вступить в общение, что фактически препятствует развертыванию диалога. В ходе комментированного рисования у взрослого появляется возможность формировать у ребенка потребность следить за лицом собеседника («Посмотри на Федю, обратись к нему, спроси…»).

Следует отметить, что этот вид работы требует существенного изменения традиционной позиции воспитателя. Взрослый только по мере необходимости обращается с вопросами, сообщениями и просьбами непосредственно к ребенку. Он делает это "через посредника", в качестве которого выступает другой ребенок. Для этого он побуждает детей обращаться друг к другу ("Узнай у него, почему …", "Поинтересуйся, где…", "Задай ему вопрос, куда…", "Спроси у Сережи…", "Сообщи …", "Поделись с ним новостью, расскажи…" и т.д.) с различными просьбами, вопросами и сообщениями. Содержание ответов ложится в основу изображения.

Взрослый создает схематические изображения на глазах у детей. Выполняет рисунки заинтересованно, сопровождая рисование эмоциональными пояснениями, отражает только главное. Важно рисовать быстро, чтобы не превратить собственную деятельность в цель деятельности, не затянуть рисование. Чтобы общение детей не было вытеснено изобразительной деятельностью взрослого. Продолжительность комментированного рисования – не более 10 минут даже в старших группах. Затем переходят к рассказыванию и, если дети не устали, и в запасе есть время, к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам и т.д.

Как было отмечено, детям трудно всё время говорить. Они устают. Чтобы этого избежать, процесс создания "картины" перемежается обычно имитационными движениями, действиями с воображаемыми объектами, пантомимическими загадками и пр., которые выполняют роль "физкультминутки". Эти динамические паузы также подчинены коммуникативным задачам, не прерывают логику всего коммуникативного тренинга.

Можно сформулировать основные правила проведения комментированного рисования.

Использование приема транслирования информации выступает в качестве первого и основного правила поведения взрослого во время "комментированного рисования".

Следующее правило связано с отбором тематического содержания. В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Рождества, Нового года), повседневная жизнь (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.

Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры и, главное, - отношения. Это третье правило.

Правило четвертое. Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребенка. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухлетнего ребенка, которая все время "переводит" его автономные высказывания "с русского - на русский", придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.

Правило пятое. Педагог создает схематические, информационно-смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не "прорисовывает" детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.

Правило шестое. В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.

Правило седьмое . В качестве "физкультминуток" использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Разберем это на конкретном примере.

Тема "Как мы играли на прогулке"

Проведение комментированного рисования :

Создание положительного отношения к теме и способу её реализации.

Взрослый сообщает детям, что внимательно наблюдал за их играми на прогулке, что ему было очень интересно смотреть, как они дружно играли и т.п. "Я хочу нарисовать картину о вашей прогулке". Хотите? Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а Вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя….Рисовать?.

Моделирование коммуникативной ситуации.

Эпизод первый. Воспитатель обращается к одному из детей: "Витя, узнай у Ани, с кем она играла в мяч? Ответ). Сережа, спроси, во что они играли?", " Марина, а нравится ей играть вместе с Олегом? Он ловко ловит мяч?", "А ты, Сашенька…подойди ко мне, я тебе на ушко шепну… Полюбопытствуй, а знает ли она разные игры с мячом? Как они называются?"

Уже на этом этапе некоторые дети могут обнаруживать определенные трудности. Построение ответов почти во всех случаях требуют от детей навыка словообразования и словоизменения. Если ребенок просто повторяет вопрос без должного лексического преобразования, то с ним надо провести специально работу в данном направлении.

Вполне естественно, если сначала дети будут давать неполные, односложные ответы. В диалоге это допустимо. Но взрослый каждый раз дополняет ответ ребенка, делает его структурированным, грамматически правильно оформленным. Вместе со взрослым (сопряженно) или за ним (отраженно) все повторяют фразу. Произнесение целесообразно сопровождать плавным (ни в коем случае не резким, "рубящим" фразы и слова на части) движением руки – дирижированием. Но четкого и полного проговаривания фразы добиваться пока не нужно.

Эпизод второй. "Анечка, а теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь говорить? С Мариной? Хорошо. Ну, задай ей вопрос про её игры на прогулке." Работа строится аналогично. Так на доске возникают маленькие эпизоды, рассказывающие об играх детей на прогулке (размещая их равномерно по всей доске).

Динамические паузы

Воспитатель предлагает детям "поиграть" с мячом, который существует только в воображаемом плане. Они разбиваются на пары, договариваются, в какую игру будут играть, тихонько сообщают об этом взрослому – и приступают к имитационной игре. Воспитатель подходит к одной из пар: "Витя, я никак не догадаюсь, чем ты занимаешься. Спроси у Сережи, может быть он уже догадался? Нет? Тогда предложи детям отгадать"

Последнее задание можно давать не всем детям. Такое построение фразы совсем не содержит пригодных к использованию опорных слов. Однако это вовсе не означает, что их нужно исключить из речи. Напротив. Следуя принципу синтаксической синонимии, это задание дается в двух, а может быть сразу в трех вариантах. Содержание динамических пауз может быть очень разнообразным.

В ходе динамических пауз продолжается стимулирование общения. Ребенку предлагают узнать "не хотят ли отдохнуть Стасик и Олег", "может быть, они возьмут другой мяч, для футбола", попросить научить его так ловко перебрасывать мяч через сетку пр. Хорошо, если детские обращения разнообразны не только по форме, но и по содержанию. Ведь в процессе таких диалогов дети много узнают, уточняют, делятся впечатлениями.

Рассматривание "картины" и составление по ней простого рассказа.

Взрослый в шутку сообщает, что он уже не может вспомнить, где и кто нарисован, что он нуждается в помощи. Просит детей рассказать, чем они занимались на прогулке. Рассказ выглядит примерно так: "Это я. Я здесь взял лопату…дорожку чищу вот так (показывает). А это Витя. Он…катает шары, чтобы снежную бабу сделать… А это Аня и Олег. Они в мяч играют, пасуют". И так передают содержание всех эпизодов. В процессе составления рассказа тоже можно продолжить вопросы и ответы и т.д.

Все, кто пробовал проводить комментированное рисование, сразу отмечали, что очень велико желание у взрослого вести диалог самому, минуя посредника. Необычность позиции, особые требования к речевому поведению, необходимость рисовать, когда этим не занимался, вызывают у некоторых педагогов реакцию неприятия комментированного рисования вообще. Но результат, которого достигали педагоги, применявшие комментированное рисование с целью развития коммуникативного поведения детей, их порой даже удивлял. Когда дети понимали "правила игры", они давали буквально "взрыв" речевой активности, на фоне которой уже можно ставить специфические вопросы, касающиеся непосредственно развития речи.

Высоко эффективным для овладения речевыми средствами коммуникации зарекомендовал себя прием работы с картинками со сменой позиции ребенка. С этой целью использовались картинки с изображением бытовых, трудовых, игровых, изобразительных и конструктивных действий детей. Перед ребенком стояла задача говорить от имени персонажа.

Первый вариант задания заключается в следующем: ребенку сообщают, что на картинках нарисован он, даже называют именем ребенка изображенный персонаж. "Это картинки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, какая ты помощница, как хорошо умеешь помогать маме". В данном случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом 1-го л., ед.ч., что необходимо для общения (" Я взял..самолет и стал красить…")

Второй вариант задания. Ребенку предлагают те же картинки. Но меняется исходная позиция. На картинках как будто изображены другие дети из группы, выполняющие различные трудовые поручения, а ребенок должен рассказать им, чем именно они заняты. Задача, стоящая перед ним, заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя собственное и глагол 2-го л. ед. ч. ("Здесь ты помогаешь подметать пол") Высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью в процессе общения.

Третий вариант задания. В этом варианте ребенок сообщает другому лицу о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как её подруга умеет помогать маме. Речевые конструкции в данном случае включают личное местоимение. и глагол 3-го л. ед.ч. (" Нарисовано, как Света шьет платье своей дочке")

Такое использование традиционных картинок с изображением простых бытовых действий позволяет более эффективно решать вопросы овладения языком на коммуникативной основе. Ведь когда эти картинки используются без привнесения в ситуацию условного, воображаемого содержания, когда они служат исключительно задаче обучения детей составлению фразы, то формальность речи очевидна. Эти фразы лишены коммуникативности, так как ни к кому не обращены, не имеют адресата, не предполагают работы по словоизменению и словообразованию. Кроме того, для дошкольника чрезвычайно важно, чтобы объект, о котором идет речь, был ему хорошо известен. Поэтому чрезвычайно важно строить работу по развитию и коррекции коммуникативного поведения на том опыте, который ребенок способен осознать и отразить в речи.

Работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т.д.

Известно, что многим детям достаточно трудно рассказывать самостоятельно сказки и любой логически построенный текст. Поэтому проблема обучения детей связному рассказыванию требует очень серьезного отношения. Дело в том, что повествование – это чаще всего монолог. А монолог воспринимается только в том случае, если ребенок овладел диалогом. Дети обычно следят более всего за развитием внешнего действия, не вполне осознавая мотивы поступков действующих лиц. Поэтому понимание характеров персонажей зачастую оказывается недостаточным. Дети чаще всего характеризуют героев как «добрый-злой», «хороший-плохой» и т.д., что свидетельствует о достаточно неглубоком их проникновении в смысл межличностных отношений.

Если проанализировать игру-драматизацию, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями руками. И хотя они всё равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект от таких игр-драматизаций оказывается минимальным.

Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.

Предварительная работа над текстом. Содержание сначала подвергается переработке, если оно излагается в форме монолога. Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям дошкольного возраста. Помимо диалогов в текст вставляются специально так называемые внутренние монологи, благодаря которым становятся понятными мотивы поведения действующих лиц.

Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового «превращения».

Беседа по содержанию с выяснением степени понимания поведения персонажей.

Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно- двигательных средств (движения головы, туловища, походка, «говорящие» движения руками) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.

Драматизация с акцентом на придумывание текста роли. Взрослый лишь управляет этим процессом, подчеркивая эмоциональное состояние персонажа, его намерения, направляет детей на сочинительство внутренних монологов.

Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием пальчикового театра (один ребенок или каждый ведет свою роль).

Заключение

Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав . Развитие дошкольника – это целостный и непрерывный процесс. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижения собственного социального опыта, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. При данном подходе особую значимость приобретает проблема

взаимодействия дошкольников с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте общение и отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития.

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками постепенно становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Во время игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.

Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача родителей. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения – тонкий показатель отклонений психического развития.

Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада

тезисы

Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного культурного опыта, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Всё это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и затруднения звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнообразную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Нарушение речи ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Речевые нарушения могут затронуть различные компоненты речи. Из-за отсутствия речевого общения, дети с таким показателем состояния речи отстают по развитию от своих сверстников. Такой показатель состояния речи оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребёнка. Как же помочь ребёнку с общим недоразвитием речи? Как сделать занятия более эффективными?

Известно, что рисование один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисунок для ребёнка не только изображение предмета, но и своеобразный заменитель речи. Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально – волевое развитие ребёнка, в результате продуктивной деятельности являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. Занятия рисованием стимулируют развитие коммуникативной функции речи. Следует отметить, что действие детей сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, целенаправленными, регулируемыми, ритмичными. Изобразительная деятельность является эффективным средством коррекции.

Как научить ребёнка верить в себя? Изначально они должны верить в то, что взрослый умеет рисовать всё, что угодно – всё, что захочет. Его картины рассказывают о жизни ребёнка, являются волшебным отражением и воплощением окружающей реальности на листе бумаги. Более того здесь всё может ожить и начать двигаться – именно это и привлекает интерес ребёнка - дошкольника к рисованию, возможность сопереживания нарисованным героям и возможность « действовать» внутри нарисованной ситуации. Приёмы комментированного рисования, позволяют «оживить» нарисованную ситуацию.

Способность детей к созданию изображений происходит на фоне комментирующей речи взрослого. «Приём комментирующей речи» взрослого позволит организовать деятельность ребёнка на логопедическом занятии через такие компоненты: мотивационный, ориентировочный, операционный и контрольный. Комментируя действия ребёнка на коррекционном занятии, логопед рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях. Комментируя действия малыша, специалист фиксирует его внимание на последовательность и способы выполнения заданий и результатах работы.

Постепенно функции комментирования действий передаётся самому ребёнку.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из наиболее важных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое «Я» среди других людей. Таким образом, актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.

В то же время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.

Ведь ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым, испытывает при этом сильнейшее эмоциональное неблагополучие. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка, по расширению и обогащению опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.

Умение общаться положительно влияет не только на взаимоотношение с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.

Согласно взглядам отечественных психологов Л.С.Выготского,А.В.Запорожеца,А.Н.Леонтьева,М.И.Лисиной,В.С.Мухиной,С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконина коммуникативность выступает в качестве основного условия развития ребенка , важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя и посредством других людей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально- коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, непосредственно связанно не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.

Современный образовательный процесс в детском саду построен на значимых для развития дошкольников видах деятельности. Они определены в ФГОС ДО:

Какие это виды деятельности?

  • Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
  • Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Одним из приоритетных их них является коммуникативная деятельность . Содержание образовательногораздела «коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром через решение определенных задач:

Слайд Задачи коммуникативного развития:

  • Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • Способствовать практическому овладению воспитанниками нормами современного русского языка.
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Исходя из представленных на слайде задач, нетрудно определить основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

o Создание психолого-педагогических условий для речевой практики детей развития коммуникативных навыков;

o Реализация комплексного воздействия на речевое развитие дошкольников;

o Оптимизация работы педагогов;

o Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье;

o Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Интеграция – один из важнейших принципов ФГОС. Сегодня очень важно перестроиться и предусмотреть интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах деятельности. А коммуникация, как локомотив, который интегрирует, объединяет все значимые для развития наших воспитанников виды деятельности, образовательные области, обеспечивает целостность образовательного процесса.

Важно, чтобы у каждого нашего воспитанника были сформированы коммуникативные способности:

  • желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу»;
  • умение организовать общение «Я умею!»;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим «Я знаю!»

ФГОС приводят в качестве одного их интегральных показателей усвоения программы умение налаживать конструктивное взаимодействие с партнером, свободно общаться со взрослыми и детьми, вести диалог, проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.

Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как средства формирования коммуникативных умений обусловлен становлением у дошкольника внеситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - личностной со взрослыми.

В соответствии с ФГОС ДО изменилось представление о том, какорганизовать коммуникативную деятельность, изменился способ организации деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность с детьми, которая осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов. Сейчас мы используем новые формы работы с детьми, которые позволяют обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с формированием коммуникативных умений детей, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.

А это предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений, ведь игра – ведущий вид деятельности, в процессе которой дети учатся сотрудничать, общаться, взаимодействовать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Именно в игре дети:

  • активно вступают в диалог;
  • задают вопросы,
  • слушают и понимают речь,
  • строят общение с учетом ситуации,
  • легко входят в контакт,
  • ясно и последовательно выражают свои мысли,
  • пользуются формами речевого этикета,регулируют свое поведение в соответствии с нормами и правилами

Таким образом, учитывая, что игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.

В работе по данной проблеме можно использовать научно- методическую литературу таких авторов, как: Богоуславская Н.Е Васильева Н.Н., Ермолаева М., Купина Н.А., Панфилова М.А., Чистякова М.И. и многих других. Основываясь на их взглядах, игрыпо развитию коммуникативных навыков детей можно классифицировать следующим образом:

На первом этапе целью используемых коммуникативных игр является:

Этап

Цель

Игры

первый

Формирование у детей дошкольного возраста базовых коммуникативных навыков таких как: умение выслушать другого, поддержать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать, хвалить другого, выражать чувства с помощью улыбки, спокойной речи, сочувствовать, сопереживать друг другу, четко и ясно выражать свою точку зрения, договаривать до конца, внимательно выслушивать каждого, не перебивать, научить снимать мышечное напряжение в различных стрессовых ситуациях.

«Комплименты», «Волшебные очки», «Связующая нить», «Как поступить», «Сказка по кругу», «Общий круг», «Глаза в глаза», «Передай настроение», «Покажи стихи руками» и другие.

второй

Формирование адекватной самооценки, развитие интереса к своим товарищам, уважения их мнения таких как: критиковать поступки других, а не личность; понимать индивидуальность других; видеть хорошее в людях; высказываться доброжелательно; фиксировать свое внимание на достоинствах других; ценить общение с ними; создавать атмосферу доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг другу.

«Имя», «На кого я похож», этюды: «Ой-ой, живот болит», «Соленый чай», игры: «Биография по фотографиям», «Связующая нить», коллективная беседа «Что можно пожелать друг другу», упражнение «Проигрывание ситуаций» и др.

третий

Освоение моделей поведения в конфликтной, стрессовой или просто сложной ситуации таких как: чувствовать себя в роли воспитателя; самостоятельно решать ряд сложных проблем; проявлять внимание по отношению к другим

Упражнения: «Шефы в старшей группе», «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «Очередь в магазине», «Волшебный магазин».

Предлагаемые принцип систематизации игр помогает детям пережить чувство общности друг с другом, учит замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии, а так же индивидуальности ребенка в целом. Все игры на развитие коммуникативных навыков можно использовать во всех режимных моментах, а также в различных формах, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры- хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

В основе метода руководства играми дошкольников лежат принципы:

  • Воспитатель должен играть вместе с детьми;
  • На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
  • на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия,так и на пояснение его смысла партнерам.

Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные, народные, дидактические и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника - через игру он познает мир.Общение является важным элементом любой игры.И именно играпозволяет интересно, естественно и эмоционально активизировать общение со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать.

Давайте перейдем к конкретным примерам использования игр и игровых приемов в практической деятельности по формированию коммуникативных навыков.

Важнейшей предпосылкой совершенствования коммуникативной деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Создать такие ситуации помогает оригинальный способ – использование волшебной палочки, предметов перевоплощения (короны, колпачка, волшебной ручки), образной игрушки, например, Петрушки. Мой Петрушка – это всегда сюрпризный момент, это способ организовать детей, привлечь внимание, вызвать эмоциональное отношение, побудить к диалогу. Петрушка, изготовленный своими руками, вызывает у детей неподдельный интерес и желание вступать в речевой контакт.

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, стоит помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребёнком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку, именно в общении ребёнок воспринимает и усваивает его образцы. Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Особенностью детского коллектива в детском саду является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе, они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а так же как элементы начала любой совместной деятельности детей. С целью организации детей, привлечения их внимания можно использовать игры в кругу: «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Поздороваемся необычно» Такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. В таких играх можно всегда использовать сказочныйперсонаж или предметы перевоплощения, с помощью этих предметов дети с легкостью вступают в диалог, отвечают на заданные вопросы.

Используя Петрушку, можно предложить детям поиграть в очень интересную игру «Петрушкины забавы». Воспитатель должен объяснить правила игры:

когда Петрушка прячется, слова становятся уменьшительными, а когда появляется, - слова становятся увеличительными.

Дом – домик – домище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище. Рука- ручка- ручище. Усы – усики – усищи. Мороз- морозик - морозище. Нос – носик – носище. Ум – умишко – умище.

Организуя игры, не будьте занудами. Не отвлекайте детей, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.

Работая с детьми, следует обратить внимание на развитие у детей организаторских умений, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рекомендую рассматривать картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводить этические беседы.

В моей картотеке очень много словесных игр, которые доставляют детям удовольствие, увлекают их, активизируют словарный запас. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети с удовольствием вступают в игру, которая называется «Отгадай название сказки»

Водящий называет первое слово задуманной сказки, а дети отгадывают и произносят ее полное название:

Сивка…, Заюшкина….., Конек…., Гадкий……, Мороз…….., Царевна…., Гуси….., Мальчик….., Красная….., Крошечка….., Дюй…

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.

Существует такое понятие «визуальная коммуникация» - это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. Визуальная коммуникация обладает преимуществом - она понятна большинству. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 70% информации.

Существуетбольшая группа игр на развитие невербальных средств общения, одна из них игра, в которую дети играют с большим удовольствием - « Разговор через стекло», позволяющаяразвивать у детей мимику, жесты, пантомимику, телодвижение.

Для эффективного совершенствования деятельности детей, воспитателю требуется использование большого разнообразия методов и приемов, при этом можно работать как индивидуально, так и с группой в целом.

К примеру, игра «Серия картинок».

Задача детей собрать 3 истории в правильной последовательности

Слайд 6 (...)

Первую пару помогает найти взрослый: мишка …(шишка), а остальные пары находят дети сами:

шарик….(фонарик), мак… (рак), подушка…(лягушка), роза…(мимоза), незнайка…(балалайка).

Играя в эту игру, дети могут самостоятельно собирать пары, используя картинки, далее по этим картинкам дети могут составлять свои рассказы.

Следующая игра помогает овладеть связной диалогической речью.

Подчеркиваем, что в развитии связной речи понятия «диалогическая и монологическая» речь является центральными. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная, естественная форма языкового общения, которое состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как: вопрос, ответ, добавления, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Давайте же познакомимся с игрой, которую я использую на своей практике с детьми - игра «Почемучка»

В начале игры детям надо рассказать историю:

Где-то на белом свете жила – была бабушка с внучкой. Девочка очень любила задавать вопросы. Только и слышала бабушка:

Почему деревья большие?

Откуда приходит дождик?

Кто рисует радугу на небе?

Бабушка отвечала, отвечала, а потом рассмеялась и сказала: «Ты у меня не внучка, а Почемучка». Как вы думаете, дети, хорошо быть Почемучкой?

Сейчас мы с вами тоже превратимся в Почемучек, надев на голову воображаемую волшебную шапочку. Внимательно посмотрите на иллюстрацию из сказки и придумайте свой вопрос к этой картине.

Сколько медведей на картине? Что делают медведи? Какая погода изображена? Какие медведи? Кто нарисовал картину? и.т.д.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими.

Детям нравится еще одна игра из игровой копилки «Чебурашка».

Для этой игры необходима игрушка, всем полюбившийся детям чебурашка.

Взяв, в руки игрушку, воспитатель начинает свой рассказ:

В одном густом тропическом лесу жил да был забавный зверёк. Однажды он проснулся утром рано и отправился прогуляться. Около фруктового сада он увидел ящики с апельсинами. Недолго думая, он забрался в один из них и стал завтракать. Удалив голод, он уснул, а когда проснулся, то оказалось, что он вместе с апельсинами прибыл в далёкий неизвестный город.

Продавщица вытащила его из ящика и посадила на стул. Но так как у него затекли лапы, то он не удержался и чебурахнулся.

Фу –ты, Чебурашка какой!

Теперь он знал, что его зовут Чебурашка, но что он за зверь ему предстояло выяснить. А мы ему поможем.

Итак, Чебурашка оказался в зоопарке. (начинается диалог со зверями; воспитатель задает вопрос от имени Чебурашки, а дети от имени зверей отвечают)

-…может быть я слон, у меня такие же большие уши…

Ребенок говорит свой ответ, почему чебурашка не слон.

-…может быть я мартышка, потому что я так же люблю апельсины…

Ответ

-… может быть я хомячок, я такой же маленький и у меня нет хвостика…

Ответ

-…может быть я медведь, у меня такая же мягкая и коричневая шерсть…

Ответ

Я точно не медведь, тогда кто же я? С кем мне дружить?

Играющие выстраивают свою версию с кем будет дружить, и где будет жить Чебурашка.

Насыщенная игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития позволяет детям овладеть доступными для них способами моделирования окружающей жизни, усвоения образцов речевого поведения. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей.

В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской игровой деятельности, а высокий уровень коммуникативности всегда выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.


Анастия Кочеткова
Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы имели различное понимание его сущности, каждый индивидуально трактовал данное заболевание.

Проблему заикания , в древние времена, связывали с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата или же накоплением влажности в головном мозге.

Но по мере развития и появления разных наук, определение заикания становилось более сформулированным и четким. К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания рассматривалось с медицинской, психологической точки зрения.

В настоящее время определение заикания можно трактовать по-разному, но в данной работе хотелось бы дать более точное определение. Заикание - сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений.

В наши дни проблема коммуникативной деятельности при заикании стала наиболее актуальна. С каждым годом возрастает число детей страдающих данной патологией. У этих детей возникают серьезные проблемы в формировании коммуникативных способностей , появляются проблемы речевого общения, снижается потребность речевой коммуникации . Так же сужается круг общения ребенка, ведь он чувствует себя неполноценным, стараясь меньше говорить и играть с другими детьми. Такое ограничение коммуникативного процесса приводит к нарушению функционирования познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание. Результатом всего этого может стать дизадаптированная личность с нарушенной психикой и логофобией.

В целом заикание не оказывает влияния на интеллектуальное развитие ребенка, но как речевой дефект ограничивает коммуникативную деятельность и отрицательно влияет на полноценное использование интеллектуальных возможностей.

Коммуникативная деятельность в свою очередь это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некий «шаг» в направлении к цели общения.

Недостаточно развитая речь или возможные нарушения движений мешают ребенку участвовать в коллективных играх и ответах. Это способствует фиксации ребенка на своем дефекте. Всё это может привести к тому, что речь для заикающихся детей становиться источником психологической травмы.

Общение ребенка со своими сверстниками существенно отличается от общения с взрослыми и имеет ряд своих особенностей . Одной из таких особенностей является широкое разнообразие коммуникативных действий . Именно в общении с другими детьми у них развиваются сложные формы поведения.

Второй яркой особенностью данного периода общения является его эмоциональная насыщенность.

Еще одной особенностью контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность.

Особенностью коммуникативной деятельности сверстников является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.

Нужно понимать, что ребенок - это, прежде всего, личность, а так как все люди разные, то и особенности общения бывают разные.

Дети, которые акцентируют внимание на своем дефекте, имеют сложность в нахождении общего контакт со сверстниками и взрослыми людьми, они закрываются в себе, чувствуя себя ущемлёнными в способности вести разговоры . У них нарушается моторика, как основная, так и мелкая. Эти дети теряют интерес к групповым занятиям и играм, им кажется, что они не смогут ничего сделать, что есть кто-то лучше, чем они. Хотя очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.

Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

Таким образом, можно выявить ряд следующих коммуникативных особенностей детей старшего дошкольного возраста с заиканием :

Частые и длительные паузы;

Отказ от общения;

Нарушение моторики;

Изменение громкости, темпа и стиля речи;

Наличие аграмматизмов;

Недостаточно развито качество «подражаемость» .

Таким образом, можно прийти к выводу, что заикание является не только дефектом речи, но и тяжелым психическим нарушением, которое непосредственно влияет на формирование коммуникативных функций .

Это связано с тем, что в результате заикания поставленная речевая цель не достигается, ребенок испытывает дискомфорт, сторониться общения с другими людьми, боится повторной ошибки и в итоге вообще отказывается от общения. Отсутствие же общения ведет к нарушениям познавательного развития, процесса социализации, становления личности, ее психики.

В свою очередь из-за сложного психологического отношения к своему дефекту, дети дошкольного возраста имеют ряд особенностей коммуникативных функций , а именно :

Нарушение лексико-грамматического строя речи;

Невербальные выразительные средства;

Сложность в общении;

Недостаточное развитие моторики;

Повышенная возбудимость и впечатлительность.

Эти особенности влияют на формирование личности в целом, так как именно старший дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания .

Именно в этом возрасте , в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников , подростков и взрослых.

Публикации по теме:

«Круг друзей» как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Хочу представить вам опыт своей работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, используя для.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством работы в ЦЛО. На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях.

Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста». Проблема: у многих детей, приходящих.

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается.

Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.

Развитие коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Ребенок не становится личностью сам.

Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, или Знаете ли вы своего ребенка?» Цель: формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями; развитие конструктивных представлений о детях и воспитанниках;.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:

Введение

Социальная адаптация развивающейся личности невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или других ее нарушениях у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом.

Основной задачей дошкольного образования в современный период становится гуманистический характер воспитания и обучения детей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей .

Многочисленные публикации Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент отсутствует целостное представление о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта.

В отечественной психологии сущность развития ребенка предстает как овладение им действительностью, осуществляющееся в процессе его деятельности и общении при непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. Из такого представления онтогенеза следует, что именно через предметные действия и слово ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним в разных видах деятельности, в результате чего происходит постепенное становление его сознания и формирование личности. В общем виде развитие ребенка предстает, таким образом, как его социализация и воспитание, причем процессу воспитания отводится ведущая роль в развитии личности независимо от того, какими бы природными анатомо-физиологическими предпосылками ни обладал ребенок.

Освоение предметного мира и формирование предметного сознания на начальном этапе развития обеспечивается непосредственным взаимодействием ребенка и взрослого (матери и дитя). Основными средствами в этом взаимодействии, известном как «эмоционально-положительное общение» и ведущая форма деятельности ребенка первого года жизни, выступают различные движения (в том числе мимика, жесты матери и самого ребенка) и слово (речь) матери.

В раннем возрасте у ребенка вначале появляются и вырабатываются невербальные средства коммуникации в виде различных движений, жестов, мимики, взглядов и т.д., которые сопровождаются вокализацией, дословесными голосовыми реакциями (крик, гуление, лепет и др.). Лишь по мере взросления и практического усвоения языковой системы ребенок постепенно овладевает вербальной коммуникацией, которая в дальнейшем становится основным средством, обеспечивающим успешность становления его сознания и личностного развития .

Взаимоотношение невербальной и вербальной коммуникации в процессе их развития в раннем онтогенезе определяется законами гетерохронии. В дальнейшем оба средства коммуникации выступают в ситуациях межличностного речевого взаимодействия в сочетанном (совмещенном) виде, представляя тем самым структурно-семантическое единство целостного коммуникативного процесса. Благодаря такому единству вместе с информационной содержательностью высказываний одновременно обеспечивается их эмоциональная и экспрессивная выразительность.

Методологической основой исследования стали: культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский), теория речевой деятельности и общения (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Т.И. Ушакова и др.), принципы анализа нарушений речи, критерии построения психолого-педагогической классификации речевых нарушений (Р.Е. Левина) а также программы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи (Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) .

Цель исследования: выявить особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект: Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет: Особенности коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: коммуникативная деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется несформированностью всех трех составляющих: мотивационно-потребностной сферы, области представлений о правилах общения, умении вести эффективное общение.

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
  2. Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
  3. Выявление особенностей общения со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели и задач исследования нами были использованы следующие методы:

Анализ научной и методической литературы по теме;

Педагогическое наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения;

Беседы с воспитателями, психологом и логопедом детского сада, с родителями, детьми, направленные на выявление особенностей общения детей;

Количественный и качественный анализ полученных данных.

Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    1. Коммуникативная деятельность как средство общения

Коммуникативная деятельность - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый "шаг" в направлении к цели общения .

Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является:

Коммуникативная;

Интерактивная - организация общения;

Перцептивная - взаимопонимание.

Выделяют два типа коммуникативной деятельности:

а) личностно-ориентированный;

б) социально-ориентированный.

Эти два типа отличаются:

Коммуникативной;

Функциональной;

Социально-психологической;

Речевой структурой.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика. Она проявляется в репрезентативности этого процесса - социальной и индивидуально-психологической.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "коммуникативную деятельность", рассмотрим ее основные структурные компоненты: предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные); задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения - образования материального и духовного характера, создающихся в итоге общения .

Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б.Ф. Ломов). Каждый такой "сопряженный акт" - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностями к инициативному общению людей. В этом проявляется диалогичность коммуникативной деятельности, согласно М.М. Бахтину, а диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов" .

Общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - личностно-массовой. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно- методологическом подходе социальной практики личности. А именно: на личностно-деятельностном. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает, прежде всего, трактовку ее процессов как организацию и управление формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах: а) монологической, где преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта - организатора действий слушания у других субъектов - участников общения; б) диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны; в) полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации .

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором общения,

б) субъектом, которому адресована инициатива,

в) нормами, по которым организуется общение,

г) целями, которые преследуют участники общения,

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения состоит из цели взаимосвязанных коммуникативных действий.

1. Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3. Ориентация в коммуникативной ситуации.

4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5. Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения.

6. Подход к субъекту взаимодействия.

7. Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие.

Из девяти названных действий и организуется акт общения. Заметим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами "субъект-инициатор".

А субъект, который эту инициативу принимает, определяется как субъект-партнер.

1.2. Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.